Что делать ИП после отмены ЕНВД?

4 декабря 2020

1 января 2021 года произойдёт окончательная отмена ЕНВД. А это значит, что у предпринимателей осталось всего несколько недель, чтобы выбрать новый режим налогообложения. Первыми «отдуваться» за отмену ЕНВД пришлось компаниям, которые торговали лекарственными аппаратами, обувью и мехом, так как эти товары подлежат обязательной маркировке. А уже с 1 января действие закона распространится на налогоплательщиков по всей России, независимо от субъекта и сферы деятельности. Вечный вопрос: что делать? Рассказываем.

Отмена ЕНВД — не повод отчаиваться. Прежде, чем выбрать новый налоговый режим, проконсультируйтесь с экспертами и произведите расчёты, а также не забудьте принять во внимание наши советы и оптимизировать другие траты. Одним из эффективных решений может стать использование онлайн-кассы.

Какие ещё есть варианты налогообложения?

Вариантов развития событий после отмены ЕНВД не так много, а вернее всего два:

  • выбрать другой режим налогообложения. В РФ это УСН, ПСН, НПД и ОСН;
  • оставить всё как есть, и ничего не предпринимать, но тогда автоматически ИП перейдет на ОСН — режим с высокой налоговой нагрузкой.

Кратко расскажем про каждую систему налогообложения и её преимущества.

УСН (упрощённая система налогообложения)

Её любят предприниматели за низкие налоговые ставки и простую бухгалтерскую отчётность. Основные ограничения — численность не более 100 сотрудников и доход не выше 150 миллионов рублей в год.

В УСН два объекта налогообложения:

  • «доходы» — ставка по налогу 6%.
  • «доходы минус расходы» — 15%.

У предпринимателя есть возможность снизить ставку до 1 и 5 % соответственно. Величина ставки зависит от региона ведения деятельности.

Какой объект выбрать? Эксперты рекомендуют действовать по следующему алгоритму: при доле расходов более 60% выгоднее применять «доходы минус расходы». Если доля расходов менее 60%, то «доходы». Но в любом случае лучше сначала посчитать.

Что по отчётности? Декларация подаётся один раз в год, для налоговой отчетности используется книга учёта и расходов. Заполнять её предпринимателю обязательно, а вот предоставлять в ФНС — нет.

Материал по теме
Как малому бизнесу сэкономить на эквайринге и причём здесь QR-код

ПСН (патентная система налогообложения)

Неплохой вариант для тех, кто ведёт сезонную торговлю или планирует открыть бизнес на небольшой срок с целью изучения спроса в регионе.

Подойдёт только для ИП с численностью сотрудников не более 15 и доходом не выше 60 миллионов рублей в год. Эта система налогообложения очень напоминает ЕНВД. Налоговая ставка всегда 6% и не зависит от суммы доходов. Патент выдаётся на срок от одного до 12 месяцев, а его стоимость зависит от региона ведения деятельности.

В ноябре 2020 года был принят закон о расширении возможностей ПСН. Что изменилось?

НПД (налог на профессиональный доход)

Изначально НПД был создан для самозанятых. Но сейчас ИП также могут воспользоваться правом работать по этому режиму при выполнении ряда условий:

  • ИП работает в одиночку;
  • ИП не занимается деятельностью, указанной в ст. 4 и 6 422-ФЗ;
  • максимальный доход не выше 2,4 миллиона рублей в год.
НПД не может применяться с другими налоговыми режимами. О переходе на эту систему расчётов предприниматель должен уведомить ФНС. Процедура зависит от действующего налогового режима, поэтому прежде рекомендуем уточнить подробности в самом ведомстве.

Плюсы НПД:

  • не надо сдавать налоговые декларации, платить НДС и страховые взносы;
  • низкая ставка по налогу, НПД с физических лиц — 4 %, с ИП — 6%.

ОСН (общая система налогообложения)

ОСН не пользуется спросом у представителей малого бизнеса. Причины простые: высокая налоговая нагрузка и сложная бухгалтерская отчётность. Режим подойдёт предпринимателям, которые платят НДС, среди их заказчиков есть крупные компании, а в штате работает бухгалтер. В других случаях рекомендуем выбрать среди перечисленных выше вариантов.

Если ИП по каким-то причинам не уведомляет налоговую о выбранном варианте расчётов или не выполняет обязательства по уплате налогов, он автоматически становится плательщиком ОСН. То же самое произойдёт с предпринимателями, которые платят ЕНВД и вовремя не проинформировали налоговую о смене режима.

Сроки перехода с ЕНВД на другой налоговый режим в 2021 году

Если вы работаете по ЕНВД, то заявление в ФНС о смене налогового режима необходимо подать:

  • для ПСН до 17 декабря 2020 года;
  • для УСН и ОСН до 31 декабря 2020 года.

Передать документы можно почтой, в ЛК на nalog.ru, отнести лично или через представителя. А также оформить заявление и отправить его в ФНС с помощью специального сервиса. 

Если вы совмещали ЕНВД с УСН, то автоматически перейдёте на «упрощёнку». Помимо смены налогового режима, предпринимателю нужно произвести перерегистрацию кассы. Также помните, что при выборе ОСН понадобится замена фискального накопителя.

В первый рабочий день 2021 года также потребуется изменить систему налогообложения в настройках онлайн-кассы. Подробная инструкция доступна здесь.

Материал по теме
Как правильно организовать маркировку товаров в магазине

Как сэкономить предпринимателю

Отмена ЕНВД для многих предпринимателей обозначает одно: увеличиваются расходы на содержание ИП и уменьшается прибыль. На первый взгляд, оптимальное решение — повысить цены. Но это не единственный выход.

Предлагаем другие варианты, которые в комплексе значительно сэкономят ваши расходы:

  1. Проанализируйте расходы на бухгалтерское сопровождение, РКО, эквайринг. Поищите более выгодные предложения. Например, на безналичной оплате легко сэкономить с помощью системы быстрых платежей (СБП). Комиссия за перевод средств составляет всего 0,4 — 0,7%. Например, специалисты МТС Кассы помогут подобрать ставки по РКО и эквайрингу среди более 20 банков.
  2. Прежде, чем выбрать налоговый режим, произведите расчёт. Воспользуйтесь услугами опытных бухгалтеров или рассчитайте самостоятельно с помощью калькулятора.
  3. Если у вас большой бизнес, сэкономьте на бухгалтерском сопровождении и подключите онлайн-бухгалтерию. Например, с таким сервисом интегрированы МТС Кассы. Система автоматически ведёт бухгалтерский учёт, рассчитывает налоги, зарплаты, отпуска сотрудникам и передаёт данные в ФНС, ПФР и ФСС. Также отправляет необходимые платёжные документы в банк. Вам остаётся только ввести первичную документацию, а всё остальное программа сделает самостоятельно.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.