Аккаунты россиян на Госуслугах очень интересуют мошенников. Чем грозит взлом профиля на портале и как защитить свою учётную запись — рассказываем в статье.
Содержание
Развернуть
Зачем мошенникам Госуслуги?
Главная добыча мошенников — это ваши данные. Вот в каких целях они могут их использовать:
Взять кредит. У вас подтверждённая учётная запись на Госуслугах? Значит, при оформлении кредитов и займов на сайтах банков или МФО вам легко подтвердить свою личность — достаточно нажать на кнопку. Кажется, что это очень удобно. Но удобство сыграет злую шутку с владельцем аккаунта, если его взломают мошенники. Злоумышленники авторизуются на сайтах финансовых организаций через профиль жертвы, а после получат займы на её имя. Кроме того, в профиле на Госуслугах есть реквизиты паспорта. Их тоже можно использовать для подачи заявки на онлайн-кредит.
Получить чужой налоговый вычет. Для этого злоумышленники сначала авторизуются через портал на сайте федеральной налоговой службы (ФНС). Получив доступ к личному кабинету налогоплательщика, они просматривают суммы отчислений по налогам и подают заявление на вычет. К нему прикладывают липовые документы — справку об оплате образования, лечения, лицензии и так далее. В обращении указывают банковский счёт, на который нужно перечислить деньги. Если во время проверки декларации сотрудник налоговой ничего не заподозрит, положенный вам по закону вычет достанется мошенникам.
Обмануть других людей. К мошеннику будет больше доверия, если он предоставит паспортные данные, реквизиты документов на машину или квартиру и т. п. Например, на сайтах объявлений мошенники демонстрируют чужие фото паспорта. Так они пытаются убедить жертв, что переводить оплату или вносить залог абсолютно безопасно. Конечно, после получения денег мошенник бесследно пропадает. А у человека, чьими данными он воспользовался, возникают проблемы.
Продать данные другим мошенникам. Многие взломщики не охотятся за вашими деньгами и не планируют получать на ваше имя кредиты. Им достаточно скопировать ваши данные из профиля на портале и продать их в даркнете.
Как мошенники воруют доступ к аккаунтам на Госуслугах?
В результате утечки данных и беспечности самих пользователей. Вот несколько популярных схем:
Человеку поступает звонок от «специалиста техподдержки Госуслуг». Он сообщает, что в учётной записи замечена подозрительная активность и лучше на время заблокировать личный кабинет. Это очень просто: пользователь сейчас получит SMS и должен продиктовать из него код. Если жертва так и делает, мошенник получает доступ к аккаунту. Ну и вместе с ним — данные владельца. В последнее время всё больше людей становятся жертвами такой схемы мошенничества.
Телефонный мошенник представляется сотрудником мобильного оператора. Он сообщает, что срок действия SIM-карты клиента заканчивается. Если человек по-прежнему хочет пользоваться номером, нужно продлить договор. Для этого нужно сообщить код. Прямо во время разговора на телефон действительно поступает SMS от Госуслуг с кодом. Жертва теряет бдительность и делится доступом.
Злоумышленники могут притворяться сотрудниками государственных органов, банков, налоговой инспекции. Повод для связи может быть любым: уточнить данные для декларации на налоговый вычет, оплатить штраф, отменить заявку на заём в МФО и так далее. И во всех случаях мошенники пытаются выманить код из SMS. Как правило, жертву торопят, а для убедительности обращаются по имени и называют адрес регистрации. Важно помнить: все эти данные легко отыскать в интернете, а цель мошенника — втереться в доверие и получить от вас нужную информацию.
Схемы обмана постоянно меняются. Будьте начеку и никому не сообщайте код для доступа к Госуслугам.
Что делать, если мошенники получили доступ к Госуслугам?
Попробуйте восстановить доступ к учётной записи. Откройте приложение или сайт Госуслуг, нажмите кнопку «Восстановить» на странице авторизации. Затем укажите данные для входа. Система отправит вам письмо со ссылкой или SMS с кодом — введите нужные данные. Теперь остаётся придумать пароль для входа. Если взломщикам удалось поменять адрес почты и номер телефона в вашем профиле, переходите к следующему шагу.
Обратитесь за помощью к онлайн-банку из списка. Выберите банк, клиентом которого вы являетесь. Затем зайдите в свой личный кабинет на сайте или в приложении. Найдите сервис «Регистрация на Госуслугах» и следуйте инструкциям.
Посетите центр обслуживания клиентов Госуслуг. Найти ближайший можно с помощью карты. Выберите тот, где есть опция «Восстановление доступа». Отправляйтесь туда с паспортом или СНИЛС. Оператор проверит ваши данные и поможет возобновить доступ.
Откройте приложение или сайт Госуслуг и зайдите в раздел «Безопасность».
Выберите вкладку «Вход в систему».
Вы увидите несколько способов защиты. Активируйте тот, что вам удобен, или несколько сразу. Для этого просто передвиньте ползунок напротив способа.
Обратите внимание на опцию «Восстановление доступа контрольным вопросом». Она выручит, если мошенники попытаются обмануть вас, связавшись по телефону. Даже если им удастся узнать секретные цифры из SMS, они не смогут войти в профиль без указания правильного ответа. Но когда будете придумывать тему, постарайтесь обойтись без банальностей вроде имени ребёнка или даты рождения.
Служба поддержки Госуслуг никогда звонит пользователям, если они не оставляли заявку для связи. Если кто-то связался с вами по телефону и представился сотрудником портала — положите трубку и заблокируйте контакт.
Часто задаваемые вопросы
Как посмотреть, где использовалась учётная запись с Госуслуг?
Перейдите в профиль → Безопасность → Действия в системе. Там вы увидите последние действия в аккаунте. Заметите что-то подозрительное — обратитесь в службу поддержки. Также проверьте поданные заявления. Это поможет выяснить, какие действия пытались совершить взломщики от вашего имени.
Как узнать, не взяли ли мошенники после взлома на ваше имя кредит?
Проверьте кредитную историю. Для этого нужно запросить отчёты в Бюро кредитных историй (БКИ), где она хранится. Выяснить, в какие именно БКИ обращаться, можно с помощью Госуслуг. Из отчётов бюро будет понятно, подавались ли от вашего имени заявки на займы или кредиты и куда именно. Если взломщикам всё же удалось набрать долгов на ваше имя, подайте заявление в банк или МФО о том, что это сделали не вы.
Подключите защиту от спам-звонков, чтобы свести к минимуму риск общения с мошенниками. Например, в МТС есть полезный сервис, с помощью которого вы сможете блокировать подозрительные вызовы. А ещё — узнавать о мошеннических попытках оформить на вас кредит, чтобы вовремя принять меры.