Как защитить пенсионера от мошенников: несколько важных правил

28 февраля 2024

Стать жертвой мошенников может любой человек, но чаще всего на удочку попадаются пенсионеры. Изворотливые дельцы умело заговаривают пожилых людей, и те отдают им свои сбережения. Поговорим о том, какие сценарии обмана наиболее популярны и как от них уберечь бабушек и дедушек.

Содержание
Развернуть

Почему пенсионеры — самая уязвимая категория

  • Людьми преклонного возраста легко манипулировать. Они, словно дети, наивны и доверчивы, их проще ввести в заблуждение, запугать.
  • Пенсионеры плохо разбираются в новых технологиях, не могут проверить информацию в интернете.
  • Людям преклонного возраста, не привыкшим пользоваться банкоматами и картами, ничего не стоит выдать секретные данные для доступа к счёту.
  • Пожилые люди привыкли безоговорочно доверять каждому, кто произнесёт «соцслужба», «полиция», «собес» или волшебное слово «бесплатно».
  • У пенсионеров, особенно одиноких, из-за изолированного образа жизни обострена потребность в общении, они охотно идут на контакт.
Материал по теме
10 вредных финансовых привычек, из-за которых мы постоянно теряем деньги

Популярные схемы мошенничества

Социальная помощь

Позвонив по телефону и представившись сотрудником соцзащиты или подобной организации, аферист сообщает пенсионеру, что ему положена какая-то доплата или надбавка. Очень часто могут ссылать на постановления президента или мэра города, добавляя «ну, вы же видели по телевизору». В общем, деньги ждут перевода, и нужно оплатить небольшую комиссию за него.

Бывает, мошенники наносят визит лично. Липовых сотрудников собеса или пенсионного фонда пенсионеры доверчиво впускают в дом, даже не догадываясь проверить их удостоверения.

По этой же схеме работают мошенники, которые представляются сотрудниками управляющей компании, ресурсоснабжающей или любой другой организации. Например, пенсионерам могут предложить проверку счётчиков. Как правило, мошенники ходят по двое. Один отвлекает старика, другой ищет ценности.

Медицинский обман

Аферист звонит по телефону, представляется сотрудником поликлиники и говорит, что государство обязало пенсионеров пройти обследование или настаивает на покупке лекарства для профилактики. «Сотрудник» убедителен, чётко отвечает на вопросы, использует медицинскую терминологию. Пенсионер верит, переводит деньги и ждёт медработника, который привезёт лекарство и проведёт обследование на дому. Естественно, никто не приезжает, после звонка в поликлинику факт обмана подтверждается.

Ещё вариант: звонок из «поликлиники», пугают — у вас обнаружено серьёзное заболевание, нужны лекарства и медицинские приборы. Мы доставим.

Банковские аферы

Аферист звонит по телефону и представляется сотрудником безопасности банка. Сообщает, что с карты клиента был совершён платёж, который вызвал подозрения. Уточняет, делал ли человек такую операцию (естественно, нет). Предлагает вернуть деньги, для чего просит сообщить номер карты, срок действия и код безопасности  то есть то, что сообщать нельзя. Нередко мошенники отправляют SMS c текстом: «Ваша карта заблокирована, отправьте код для разблокировки», «Вам положена компенсация, для получения пришлите код». Или другой вариант: злоумышленник сообщает, что счета жертвы взломаны и и деньги вот-вот украдут. Но есть решение: перевести сбережения на "безопасный счёт". Доверчивый человек выполняет инструкции собеседника, передаёт секретную информацию и теряет деньги, ведь никаких "безопасных счетов", конечно же, не существует. 

А вот ещё один популярный в последнее время способ обмана: пенсионерам (и не только) поступает звонок из Центробанка, Следственного комитета или другого солидного ведомства. Там сообщают, что специалисты прямо сейчас ловят мошенника, и им не обойтись без помощи собеседника. Будучи добропорядочными гражданами, пожилые люди обычно не отказывают. А иногда действуют угрозы: звонящие пугают наказанием за отказ сотрудничать с правоохранительными органами. Далее всё стандартно: пенсионер предоставляет данные счета или карты. Зачастую под влиянием мошенников даже берет кредиты  — чтобы добиться такого результата, преступники даже заказывают жертве такси к отделению банка. Человек следует инструкциям телефонного собеседника и только потом человек понимает, что его обманули и что все деньги потеряны.

Аферы коммунальщиков и ремонтников

Мошенники приходят в дом пенсионера и предлагают услугу: прочистить вентиляцию со скидкой, установить суперфильтр для воды и т. п. Убеждают, манипулируют пожилыми людьми, берут высокую оплату, а если нет денег, предлагают кредит. Опасность кредита в том, что фирма мошенников может работать официально, и в случае подписания договора оснований для возбуждения уголовного дела нет. Вернуть деньги невозможно, а при неуплате по кредиту аферисты могут даже подать в суд.

Не редкость — звонки с сообщением о несуществующей задолженности по коммунальным услугам, которую требуется оплатить срочно, чтобы не начисляли пени.

Звонки из полиции

Простая схема манипулирования людьми: сотрудник полиции сообщает по телефону, что родственник пенсионера попал в ДТП или совершил преступление. Чтобы избежать уголовной ответственности, нужна взятка. Требуется перевод денег или их передача курьеру. Важно помнить и предупредить близких: если поступает подобный звонок, в первую очередь нужно лично позвонить «пострадавшему» и убедиться, что у него всё хорошо.

Ложные выигрыши

Приходит SMS с информацией о выигрыше денег, машины, ценного приза. Для получения «выигрыша» аферисты просят перевести сумму в счёт уплаты налогов или пошлин. И как только получают деньги, исчезают.

Продажи «полезных» вещей

Одна из первых схем мошенников — продажа людям суперпылесосов, газоанализаторов, чудодейственных приборов от давления и т. п. Продают настолько навязчиво и убедительно, что пенсионер сдаётся и покупает втридорога, берёт кредит, а потом отбивается от коллекторов.

Что делать, чтобы защитить пожилых людей

1. Разъяснительная работа

Старики часто упрямы, но нужно регулярно напоминать им, что нельзя впускать в дом посторонних. И один, и два разговора вам не помогут. Тему нужно поднимать постоянно — время от времени. Помогите вашему родственнику следовать вашим советам. Например, можно установить видеодомофон, чтобы через него можно было видеть пришедшего. Объясните, что если визитёр представляется работником соцслужбы, нужно узнать его Ф. И. О. и рабочий телефон, а также уточнить в самой организации, правда ли они их сотрудники. Для этого телефон социальных и коммунальных служб должен быть у пожилого человека всегда под рукой.

Также расскажите, что никому и никогда нельзя отдавать паспорт, пенсионное или ветеранское удостоверение, в верить в выигрыш без участия в розыгрышах — неразумно.

2. Внешние меры безопасности

Телефонные обманщики воруют или покупают базы номеров пенсионеров. А те, что ходят по домам, вычисляют жертв иначе: захламлённые балконы, обшарпанные двери…

В первую очередь, нужно расхламить балкон и по возсожности поменять входную дверь на современную металлическую, пусть и недорогую. Наклейка «объект охраняется» не раз обманывала мошенников. Также можно купить муляж камеры видеонаблюдения.

Во-вторых, нужно повесить замок на почтовый ящик, если его нет или он слома. По счетам-извещениям легко узнать Ф. И. О. жильца, число прописанных, какие есть льготы — первая информация для мошенников.

3. Финансовая безопасность

Для одиноких и болеющих пенсионеров оптимально получать пенсию дома. Но всё же деньги, которые находятся на банковской карте, — в большей безопасности. К тому же аферисты нередко формируют базу пенсионеров, наблюдая, в какие квартиры заходит почтальон в пенсионный день.

Предотвратить манипуляцию пожилыми людьми можно, поговорим с ними, но это не всегда работает. Можно пойти на крайние меры: стереть CVC-код лезвием или ножом. Случайно выдать секретные данные уже не получится, как и сделать опрометчивую покупку в «магазине на диване». Платить такой картой в обычном магазине можно, снимать наличные — тоже да. Можно также привязать карту к отдельному номеру телефона (например, своему) или настроить отправку оповещений таким образом, чтобы их получали сразу и ваша бабушка, и вы. Таким образом, если вы заметите подозрительную активность, можно сразу предупредить об этом родственника. 

Чтобы свести к минимуму возможность передачи аферисту наличных, установите лимит снятия денег с карты, например суммой в 3-5 тысяч рублей. Родственник не сможет снять больше, позвонит вам за помощью, и вы расспросите, зачем ему деньги.

4. Технические средства защиты

Главная рекомендация — побольше рассказывайте о мошеннических схемах, учите их быть более внимательными. И, конечно, не забывайте о пожилых родственниках, чаще звоните, чтобы убедиться, что у них всё в порядке. Есть также несколько недорогих приборов, которые добавят вам спокойствия за близких:

  • Видеоглазок. Работает как звонок, фотографирует посетителей, может отправлять фото вам на телефон, если есть подключение к интернету через Wi-Fi.
  • IP-камера. Работает через интернет, пишет видео на карту. К трансляции можно подключиться из любой точки мира со смартфона. Удобно в поездках и тогда, когда вы живёте не рядом,
  • Брелок с тревожной кнопкой. Используется пожилыми людьми, когда пришли посторонние или когда нужна помощь. Зона действия — 10–15 м от дома.

Лучший способ оградить пожилого родственника от телефонных мошенников — заблокировать подозрительные звонки и предотвратить опасные разговоры. О том, как это сделать абонентам МТС и не только, читайте здесь.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.