Что такое краудфандинг и как с его помощью собрать деньги на проект
20 февраля 2024
Если компании для развития бизнеса нужны деньги, а собственных ресурсов не хватает, банковский заём — не единственный способ получить инвестиции. Альтернативой может стать краудфандинг — коллективный сбор средств. Что это и по каким правилам работает, рассказываем далее.
Содержание
Развернуть
Что такое краудфандинг
Краудфандинг — это способ сбора средств для некой цели или проекта. По сути, это народное финансирование: у проекта появляется множество участников, которые отправляют обычно небольшие суммы.
В краудфандинге участвуют:
Фаундер — автор проекта, владелец бизнеса. Объявляет сбор денег.
Бэкеры — участники, которые переводят средства, спонсоры или участники проекта. Люди или предприятия, которые отправляют денежные пожертвования фаундеру.
Крауд-платформа — посредник между основателем проекта и участниками, онлайн-сервис с возможностью разместить описание проекта и запустить сбор средств. Такие платформы зарабатывают на комиссиях от размещения проекта.
Работает краудфандинг так:
Автор проекта публикует на крауд-платформе своё предложение. В нём он подробно описывает условия, обозначает нужную сумму и сроки сбора.
Бэкеры изучают предложение. Если оно их устраивает, переводят ту или иную сумму на счёт платформы.
Если к установленному сроку нужная сумма собрана, крауд-платформа перечисляет её фаундеру. Если нет — деньги возвращаются участникам.
Часто, чтобы мотивировать бэкеров, фаундеры предлагают вознаграждения за определённую сумму пожертвования. Допустим, кафе собирается делать пристройку к имеющемуся помещению и собирает на это деньги с помощью крауд-платформы. За донат в 1 000 рублей участник получает фирменный мерч, за 5 000 рублей — годовую скидку на еду в 5%, а за 10 000 рублей — скидку в 10%. Если музыкант собирает деньги на новый клип, за минимальный донат бэкера упомянут в титрах. А за максимальный — пригласят на съёмки.
Преимущества краудфандинга
Возможность собрать деньги на нужную цель — краудфандинг позволяет компании или ИП собрать необходимую сумму без обращения в банк. Не нужно выплачивать проценты за кредит и собирать документы для его получения.
Возможность заявить о своей компании и привлечь широкую аудиторию. Краудфандинг часто выступает как PR-инструмент. Интересная идея помогает бизнесу найти потенциальных клиентов и партнёров. Также у фаундера есть шанс бесплатно попасть в новостные ленты — СМИ охотно пишут о ярких краудфандинговых проектах.
Возможность изучить маркетинговый потенциал бизнес-идеи. Краудфандинг может быть своеобразным инструментом для аналитики. Если аудитория поддерживает проект покупкой вознаграждений и (или) донатами, у него есть все шансы на дальнейший успех. В противном случае фаундеру стоит пересмотреть идею — в текущем виде аудитория в неё не верит.
Кому подойдёт краудфандинг
Краудфандинг как способ привлечения финансирования подойдёт вам, если у вас есть интересная идея и связанная с ней цепляющая история. Они понадобятся, чтобы заинтересовать аудиторию в вашем проекте.
Краудфандинг не подойдёт, если вам сложно объяснить ценность итогового продукта или услуги людям. Возьмём пример с тем же кафе: если у него нет лояльной аудитории, собрать деньги на строительство веранды будет не так-то просто, ведь вокруг уже есть множество кафе с такими верандами. Кроме того, краудфандинг — не вариант, когда деньги нужны гарантированно и быстро: сборы средств могут затянуться, а если нужная сумма не соберётся, деньги, возможно, придётся вернуть. Условия могут отличаться на разных площадках, с ними стоит внимательно ознакомиться перед началом кампании по сбору денег.
Поэтому краудфандинг — часто «творческая» история: деньги собирают на съёмки фильма, написание книги, запуск какой-то яркой акции. Хотя ничто не мешает вам опробовать его и на других проектах.
Как запустить краудфандинговый проект
Сбор средств через краудфандинг включает шесть ключевых шагов:
Сформулируйте цель
Определите, на что вы будете собирать деньги. Подготовьте подробное и интересное описание вашего проекта. Пишите простым языком без обилия терминов. Помните, что вашу идею не будут готовы поддержать рублём, если она покажется им неинтересной, непонятной и неперспективной.
Определитесь с суммой
В смете для проекта учтите:
Стоимость материалов для реализации идеи.
Комиссию крауд-платформ.
Сумму налога в зависимости от выбранной системы налогообложения.
Назначьте срок для сбора средств
Как правило, краудфандинговый проект запускают на один-три месяца. За это время вам необходимо заинтересовать инвесторов.
Недостаточно просто разместить проект на платформе. Важно максимально широко освещать деятельность по сбору средств и о прогрессе в этом сборе. Для этого следует использовать сразу несколько каналов:
Соцсети и мессенджеры — регулярно публикуйте посты с фотографиями и видео, которые будут иллюстрировать ход проекта. Попробуйте договориться о размещениях в других группах и каналах.
Такой план продвижения вместе с пресс-релизами, иллюстрациями и постами лучше подготовить заранее.
Собственный сайт — информацию можно публиковать в виде баннеров или статьями в блоге.
Публикации на сайтах — можно выбрать популярные бесплатные блоговые платформы для промоутирования.
Концерты, выставки, конференции, митапы — помогут привлечь широкую аудиторию в офлайне.
Определитесь с крауд-платформой
При выборе платформы изучите условия размещения. Некоторые сервисы предназначены только для некоммерческих или благотворительных проектов — это, например, платформы «Помощь» или «Пользуясь случаем».
Самые популярные площадки для бизнес-идей в России: Planeta.ru и Boomstarter. Проекты, связанные с книгами, комиксами и настольными играми, часто размещаются на CrowdRepublic. А в экосистеме МТС работает крауд-платформа Crowdloud, ориентированная на сбор средств для творческих личностей.
Придумайте бонусы для инвесторов
Вознаграждение должно вызывать у участников приятное чувство соучастия в проекте. Это может быть сувенир или мерч, встреча с известной личностью и так далее. При этом бонус может быть и нематериальным — например, благодарность на странице в соцсетях, персональное «спасибо» по email или скидка на покупку.
Если у вашего бизнеса большая аудитория, краудфандинг — хороший способ собрать деньги на интересный проект. А вот рекламные кампании эффективнее запускать на узкие целевые сегменты — так больше шансов, что ваше сообщение увидят те, кто в нём больше всего заинтересован. Точно подобрать аудиторию с помощью технологии Big Data можно на рекламной платформе МТС Маркетолог — для этого не нужно обладать глубокими знаниями в маркетинге или располагать большим бюджетом на продвижение.