Коворкинг: когда он нужен и что нужно учесть при выборе
Нужно комфортное пространство, где есть всё для продуктивной работы и ничего не отвлекает? Не обязательно арендовать офис — таким местом может стать коворкинг. Рассказываем, кто пользуется коворкингами, сколько стоит снять помещение для работы и в каких случаях офис всё-таки лучше.
Когда бизнесу нужен коворкинг, а когда нет
Коворкинг — это помещение, оборудованное всем необходимым для работы: компьютерными столами, стульями, скоростным интернетом, принтерами, сканерами и многим другим. Его можно арендовать для переговоров, совещаний и обычной работы. Однако ошибочно предполагать, что этот формат подходит только фрилансерам.
Вот для каких компаний коворкинг может быть удобным:
Стартапы
На начальных этапах, когда команда только нащупывает концепцию бизнеса и не знает, сколько персонала потребуется для её воплощения. Арендовать целый офис нецелесообразно, а вот снять пару мест в коворкинге — вполне бюджетно.
Молодые компании
Когда необходимо налаживать связи и заводить полезные знакомства. В коворкингах встречаются люди самых разных профессий: дизайнеры, копирайтеры, SMM-специалисты, программисты. Их можно привлекать к сотрудничеству. А ещё в коворкинг удобно приглашать потенциальных клиентов для презентаций и переговоров.
Устоявшийся бизнес
Иногда проще использовать уже готовое офисное пространство, чем с нуля создавать новое. Допустим, компании достаточно нескольких месяцев в год для совместной работы. Тогда проще раздать всем рабочие задачи в коворкинге и отправиться на удалёнку.
Крупные компании
Некоторые крупные компании стали смотреть на коворкинги как на полноценную замену офисов и арендовать сразу по
200–800 мест. Коворкинг точно не подойдёт:
- Компаниям, которые самостоятельно производят товары. Например, швейным и столярным мастерским, типографиям, фабрикам и так далее.
- Медицинским центрам, образовательным организациям и всем компаниям, чья деятельность связана с тесным общением с людьми.
- Компаниям, которые переживают за сохранность конфиденциальной информации. В коворкинге беспокоиться о сохранности паролей и важных документов должны сами сотрудники. Кроме того, на кухне или в опенспейсе посторонние могут подслушать бизнес-план или информацию, которую разглашать нельзя (например, об условиях контракта с клиентом).
- Фирмам, где все рабочие процессы построены на тесном взаимодействии сотрудников. Например, если маркетологам требуется каждый день получать обратную связь от нескольких отделов: продаж и сервиса поддержки клиентов.
Сколько может стоить и от чего зависит цена
Стоимость коворкинга зависит от тарифа и региона. В Москве и Санкт-Петербурге аренда одного рабочего места колеблется от 600 до 800 рублей за сутки. В городах поменьше, например в Сочи, Самаре или Уфе, арендовать стол в опенспейсе можно даже за 300 рублей. Дороже обойдётся аренда конференц-зала и переговорки (как правило, плата почасовая и начинается от 800–1 000 рублей).
В некоторых бизнес-центрах коворкинг работает в формате клуба. Сначала нужно купить и пополнить именную карту, а затем оплачивать с её помощью аренду и услуги коворкинга. Такое членство позволяет постоянным гостям бесплатно пользоваться кофе-баром, дорогой оргтехникой или зоной отдыха.
Стоимость напрямую зависит от оснащённости рабочего пространства, местоположения и дополнительных услуг. Естественно, за коворкинг в центре с обедами и йогой придётся платить больше, чем за помещение с базовой комплектацией на окраине города.
На какое время можно снять коворкинг
Коворкинг можно арендовать на час, на день, на месяц — другими словами, на любой удобный срок. Достаточно выбрать понравившееся помещение и забронировать рабочее место, офисное пространство или переговорную комнату. Это можно сделать на сайте, через соцсети или по телефону.
Можно купить абонемент сразу на неделю или месяц вперёд и сэкономить. Часто арендодатели предлагают скидки и дополнительные преимущества при долгосрочной аренде. Например, закреплённое рабочее место, персональный шкафчик для хранения личных вещей, несколько часов переговорки бесплатно.
В некоторых коворкингах действуют так называемые тестовые дни, когда предлагают поработать за небольшую плату или вовсе бесплатно. Услуга пользуется популярностью: можно оценить соседей по коворкингу, оснащённость рабочих мест, познакомиться с администратором центра и так далее.
Чем аренда места в коворкинге отличается от обычной аренды помещения
Сравним по четырём главным параметрам.
Срок аренды
Офис: Обычно аренда длительная — от полугода до года. Чтобы арендовать офис, нужно подписать договор. В нём прописаны стоимость, права и обязанности сторон, а также условия отказа от аренды площадки.
Коворкинг: Чтобы поработать в коворкинге, нужно просто оплатить рабочее время — от нескольких часов до месяцев.
Обустройство
Офис: Как правило, офис под аренду — это помещение, где есть только интернет, электричество и туалет. Покупать мебель и оргтехнику, проводить телефонию, организовывать зоны отдыха — всё это придётся делать самому арендатору.
Коворкинг: В коворкинге уже есть вся необходимая мебель, оборудованные переговорные, помещения для отдыха, доски с маркерами, сканеры и принтеры. В большинстве коворкингов есть кухня, а некоторые оборудованы душевыми, спортзалами и даже капсулами для сна.
Расходы
Офис: При прямой аренде офиса самостоятельно нужно оплачивать услуги клининга, коммунальные платежи, интернет, телефонию, охрану, а также самим закупать канцелярские товары и обслуживать оргтехнику.
Коворкинг: Всеми процессами в офисе — от заправки картриджа до уборки помещения — занимается администрация коворкинга. Сервис включён в стоимость арендной платы за пространство.
Гибкость
Офис: Когда компания арендует офисное пространство на длительный срок, она должна быть уверена, что количество сотрудников не сократится. Иначе придётся платить за неиспользуемое пространство.
Коворкинг: Квадратные метры в коворкинге, которые занимает команда, можно уменьшать или увеличивать по желанию. Например, если кто-то из сотрудников уволился или решил работать из дома, можно отказаться от посуточной аренды рабочего места. Чтобы поменять сроки аренды, не нужно расторгать договор и платить неустойку. Достаточно сообщить о новых условиях администратору коворкинга.
Что нужно учитывать при выборе коворкинга
При выборе коворкинга обращайте внимание на следующие параметры:
Расположение
Выбирайте коворкинг так, чтобы всем сотрудникам было легко до него добраться. Оценивайте не только близость остановок общественного транспорта, но и время на дорогу. Для деловых встреч подбирайте узнаваемое место, чтобы ваши партнёры и клиенты не блуждали в его поисках.
Часы работы
Большинство коворкингов работают и в будни, и в выходные. Какие-то — с 10 утра и до позднего вечера, а некоторые и вовсе круглосуточно (в зависимости от тарифа).
Площадь помещения
Фрилансеру хватит одного рабочего места, а вот компании из трёх-пяти человек может потребоваться комната для переговоров и отдельные рабочие места.
Цена
Сравните цены разных коворкингов, учитывая стоимость услуг, которые обязательны для работы. Например, можно ограничиться арендой рабочего места и не платить за конференц-зал, душевую или еду в кафе. Заранее посчитайте, сколько сотрудников и сколько раз посетят рабочее пространство за месяц. Возможно, выгоднее купить сразу абонемент, а не вносить плату по часам.
Оборудование
В помещении должно быть много розеток, доступ к высокоскоростному интернету, проекторы, принтеры, доски для демонстраций и другая оргтехника. Желательно, чтобы у каждого сотрудника был свой шкафчик для хранения — так не придётся волноваться за сохранность личных вещей и одежды.
Зонирование
Для звонков и переговоров должны быть отдельные помещения или хотя бы зоны, отделённые перегородками. Желательно наличие кухни или зоны, где можно перекусить или выпить кофе.