Что изменится для малого бизнеса с 1 июля?

17 июня 2022

Упрощённый налоговый режим, более прозрачная система оценки добросовестных клиентов и новые правила закупок. Рассказываем, какие изменения ждут бизнес с 1 июля 2022 года.

Содержание
Развернуть

    Появится новый налоговый режим — АУСН

    С 1 июля в некоторых российских регионах появится новый налоговый режим — АУСН, или автоматизированная упрощённая система налогообложения. Предпринимателям, которые решат воспользоваться этим режимом, больше не придётся самостоятельно подавать декларацию для уплаты НДС, НДФЛ, страховых взносов и некоторых других обязательств. Сумму налога подсчитают в ФНС — на основе данных из банковских сервисов и онлайн-кассы.

    При переходе на АУСН компании станет проще вести бухгалтерию, однако и ставки будут выше, чем при обычной «упрощёнке». Можно выбрать один из вариантов расчёта:

    • доходы — 8%;
    • доходы минус расходы — 20%.

    Эксперимент будет проходить до 31 декабря 2027 года в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. В дальнейшем список регионов могут расширить. Применить АУСН смогут только новые компании и ИП в течение месяца после регистрации. Для участия в эксперименте заявку необходимо подать до 31 декабря 2022 года. Подробнее об условиях перехода на АУСН можно узнать на сайте налоговой службы.

    Начинает действовать единый налоговый платёж

    Ещё одно налоговое нововведение: с 1 июля начинает действовать ЕНП — единый налоговый платёж. Его суть в том, что предприниматели смогут перечислять налоги и сборы не по отдельности, а общим платёжным поручением. ФНС потом самостоятельно распределит средства по нужным статьям. Посмотреть детализацию начислений можно будет в личном кабинете налогоплательщика. Предполагается, что ЕНП упростит процесс уплаты налогов и сократит риск бухгалтерских ошибок.

    Предприниматели, которые подали заявку до 30 апреля, смогут перечислять ЕНП с 1 июня 2022 года. Сейчас ЕНП работает в экспериментальном режиме, переход на него — добровольный. Но с 1 января 2023 года он может стать обязательным для всех предпринимателей. Подробнее о ЕНП мы рассказывали здесь.

    Появится система учёта добросовестных банковских клиентов

    С 1 июля ЦБ РФ запускает новую информационную систему «Знай своего клиента». Платформа будет передавать банкам данные о предпринимателях на основе уровней риска:

    • высокий;
    • средний;
    • низкий.

    Что конкретно будет учитывать система:

    • вид и характер деятельности юрлица или ИП;
    • операции по банковским счетам;
    • данные об учредителях и руководителях;
    • информацию об аффилированности с другими юрлицами и ИП, операции которых банк признал подозрительными;
    • количество банковских счетов, вкладов, депозитов.

    Система должна значительно упростить работу малого и микробизнеса. Если компанию признают добросовестной, ей станет легче переводить деньги между счетами. В том числе в пользу поставщиков. Кроме того, клиенту с низким уровнем риска точно не откажут в открытии вклада. И наоборот, за сомнительными клиентами, например фирмами-однодневками, банки будут следить более пристально. Например, им могут заблокировать счета или запретить проведение подозрительных операций.

    Обновлять данные по клиентам с низким уровнем риска банки будут раз в три года. Для прочих периодичность обновления составит один раз в год.

    Вступят в силу меры поддержки для участников закупок 

    1 июля вступают в силу поправки в закон № 223-ФЗ, которые поддержат заказчиков и участников закупок. Что конкретно поменяется:

    Материал по теме
    Законы, полезные советы, личный опыт: подборка Telegram-каналов для предпринимателей

    Оплата договоров

    Раньше заказчики должны были оплатить товары, работы и услуги в течение 15 дней с даты приёмки. Теперь этот срок сократили до 7 рабочих дней. По замыслу законотворцев, такая мера позволит исключить ситуации, когда заказчики необоснованно затягивали сроки оплаты по закупкам.

    Закупка работ по строительству объекта «под ключ»

    Теперь заказчики смогут одновременно приобретать у одного исполнителя несколько видов работ:

    • подготовку проектной документации;
    • выполнение инженерных изысканий;
    • строительство;
    • реконструкцию;
    • капитальный ремонт;
    • оборудование, если оно есть в проектной документации.

    Комиссия по платежам через СБП

    СБП позволяет принимать безналичные платежи по QR-коду. Комиссия по таким расчётам составляет 0,4–0,7% против 1,5–2% при традиционном эквайринге. В марте 2022 года предпринимателям возмещали эти расходы, если те выполняли несколько условий программы. Такая мера поддержки малого бизнеса действует до 1 июля 2022 года. Сведений о том, что программа будет продлена, пока нет.

    Платежи через СБП всё равно остаются удобной альтернативой эквайрингу: такие расчёты удобны и бизнесу, и клиенту. Но необходимо, чтобы СБП поддерживал и платёжный смарт-терминал. Например, подходящий аппарат можно приобрести или взять в аренду в МТС Кассе.

    Теги: