Как спасти малый бизнес: антикризисная стратегия за пять шагов

26 апреля 2022

Даже в разгар кризиса бизнес может избежать убытков и банкротства. Для этого нужны не эмоциональные решения, а продуманная стратегия. Руководитель портфеля продуктов для малого бизнеса «МТС Твой бизнес» Алексей Самило рассказывает про пять шагов, которые помогут малому бизнесу сформировать антикризисную стратегию.

Содержание
Развернуть

    Шаг №1: Выясните, как ведут себя ваши клиенты

    В нестабильные времена многие люди отказываются от привычных сервисов и товаров. Например, не покупают кофе с собой и минимизируют поездки в такси. Чтобы понять, будут ли ваши услуги пользоваться спросом среди населения, попробуйте ответить на вопросы:

    • Как кризис ударит по вашим клиентам? Что именно на это повлияет сильнее всего? Чем такие события угрожают вашей ЦА?
    • Ваши услуги или продукты могут закрыть потребности клиентов?
    • В случае отказа насколько серьёзной получится экономия?
    • Отказ будет болезненным или нет? На что конкретно в жизни клиента он способен повлиять?

    Шаг №2: Составьте план по снижению части издержек

    Для примера возьмём условную кофейню. Постоянные издержки в ней такие:

    • аренда;
    • фиксированная зарплата сотрудников;
    • прочие траты, которые не относятся к количеству проданных стаканов кофе.

    Теперь о переменных издержках:

    • бумажные стаканы;
    • кофейные зёрна;
    • сотрудники, которые идут на работу лишь в момент наплыва посетителей.

    Как раз на вторую категорию издержек можно повлиять. Соответственно, на них и нужно акцентировать своё внимание. Оптимизируйте:

    • Закупки продукции, которая списывается чаще всего, — к примеру, скоропортящиеся товары.
    • Активности, слабо влияющие на продажи, — например, имиджевую рекламу с плохой эффективностью.

    Материал по теме
    Как проверить надёжность контрагента: обзор сервиса InsideReport

    Шаг №3: Сосредоточьтесь на продаже товаров с высокой рентабельностью

    Для решения такой задачи существует формула:

    Маржинальная прибыль с продаж (сколько от выручки остается после вычета переменных издержек) / выручка с продаж (вся сумма денег, полученных от продаж) х 100% = рентабельность продаж. Чем она выше, тем лучше.


    Проведите такие подсчёты для каждой позиции или каждой категории ассортимента. Сфокусируйтесь на верхних 20% по рентабельности, «середина» должна быть оптимизирова, а нижние 20%–50% лучше пока вывести из продаж. 

    Шаг №4: Определите запас прочности своего бизнеса

    На сколько времени бизнес-ресурсов хватит, чтобы полноценно функционировать, пока доходов нет. Чтобы это выяснить, можно воспользоваться формулой:

    (финансовые запасы + с дебиторская задолженность) / денежные расходы на день.


    Допустим, у вас в наличии 300 000 рублей. Контрагенты должны 100 000 рублей, и вы точно знаете, что эти деньги будут возвращены. Расходы на день составляют 10 000 рублей. Значит, ликвидных активов должно хватить на 40 суток.

    Этот параметр нужно скорректировать с учётом дневной маржинальной прибыли. Тогда вы сможете опрелелить, сколько времени компания сможет работать при имеющемся уровне доходов. Например, за сутки вы получаете выручку в 20 000 рублей. При расходах в 10 000 рублей маржинальная прибыль составит 10 000 рублей. Если показатели равны, как в этом примере, значит бизнес работает в ноль. 

    Модель работы в ноль или в маленький плюс подойдёт при наличии запасов на полгода. Стоит рассмотреть дополнительные инвестиции и варианты расширения при запасе прочности на год. Также в последнем случае можно скооперироваться с игроками, у которых дела тоже не очень.

    Анализ запаса прочности помогает определить, какой сценарий развития бизнеса стоит использовать. Подумайте о заморозке бизнеса, если финансовых активов хватит на 30 дней и меньше.
    Алексей Самило
    руководитель портфеля продуктов для малого бизнеса «МТС Твой бизнес»

    Шаг №5: Пользуйтесь мерами поддержки бизнеса

    Кризис не только в вашей компании, поэтому стоит присмотреться к мерам поддержки бизнеса со стороны государства и различных организаций. Есть несколько неплохих вариантов:

    • кредитные каникулы — для многих предпринимателей такая отсрочка по займам станет серьёзной помощью;
    • льготы, субсидии и другие актуальные меры поддержки от государства.

    В непростые времена надёжными помощниками предпринимателей могут стать простые инструменты для бизнеса. Бюджетный таск-менеджер, чат-бот для запуска рекламных кампаний, подписка на ведение бухгалтерии онлайн и другие полезные сервисы для небольших компаний собраны на онлайн-витрине «Твой бизнес».

    Теги: