Бизнес-план: зачем нужен и как правильно его составить
Довольно часто предприниматели считают бизнес-план формальностью и составляют его только потому, что этого требуют инвесторы и кредиторы. А зря! Этот полезный инструмент поможет и самому бизнесмену ответить на важные вопросы, поставить среднесрочные цели и перейти от концепта к расчётам.
Делаете первые шаги в бизнесе? Вам точно пригодятся полезные и бюджетные инструменты для небольших компаний, собранные в витрине «Твой Бизнес».
Узнать подробнееЧто такое бизнес-план?
Бизнес-план — это подробное описание проекта с перспективой развития на несколько лет. В нём отображается расчёт затрат на запуск проекта, определяются цели и средства для их достижения.
Обычно бизнес-план составляют на три года, но в условиях нестабильной экономики, когда всё очень быстро меняется, — на один год.
Кому и зачем нужен бизнес-план?
- Инвесторам и кредиторам
Ключевая задача бизнес-плана — привлечь инвесторов и убедить кредиторов в перспективности идеи. Расчёт окупаемости проекта в бизнес-плане показывает, как он оправдает вложенные ресурсы.
-
Партнёрам
Даёт потенциальным партнёрам, посредникам и команде понимание, с каким проектом предстоит иметь дело. Вам не придётся каждому рассказывать и показывать на пальцах, в плане будут разъяснения по всем пунктам.
-
Предпринимателям
Составляя бизнес-план, предприниматель детально обдумывает проект и даёт ответы на основные вопросы:
- Какой продукт я вывожу на рынок?
- Кто мой потенциальный клиент?
- Какие первоначальные вложения требуются?
- Как будет построен процесс?
- На какую прибыль можно рассчитывать?
- В какие сроки окупятся вложения?
Как составить бизнес-план
Франшиза
Если запускаете типовой бизнес, документ можно составить автоматически с помощью «
Для этого зарегистрируйтесь на сайте, выберите свой город и вид бизнеса:
- Городской розничный бизнес.
- Бизнес для самозанятых.
- Производство промышленной продукции.
Далее в каталоге франшиз укажите нужную и, следуя по пунктам навигатора, внесите свои параметры. Система автоматически выполнит аналитические расчёты и даст прогноз доходов. Вам останется загрузить и распечатать готовый документ. Кроме того, в навигаторе можно ознакомиться с действующими мерами господдержки бизнеса.
Новый бизнес
Предполагает написание бизнес-плана с нуля. Традиционно он включает 7–8 разделов:
-
Резюме
Начальный раздел, который оформляют после заполнения всех пунктов. Здесь содержится итоговая информация о продукте, потребителях, организации процесса, маркетинговых мероприятиях, прибыльности и окупаемости. Именно этот раздел особенно тщательно изучают инвесторы и кредиторы.
-
Описание продукта
Анализ продукта: для удовлетворения каких потребностей он предназначен, его свойства и польза, чем он отличается от предложений конкурентов. Приводится макет или фото продукта. Можно также описать его упаковку и отметить, как вы планируете совершенствовать продукт.
-
Определение целевой аудитории
Детально изучается и описывается потенциальный покупатель. Например, вы планируете продавать детские коляски, описание ЦА может выглядеть так: 30% — беременные женщины 22–36 лет; 50% — родители детей в возрасте от 0–3 лет; 10% — покупатели в возрасте 45–65 лет (бабушки/дедушки); 10% — родители нескольких малышей (коляски для двойни/погодок, тройни).
Желательно просчитать примерное число покупателей в месяц, чтобы понять объём выручки, описать планы по увеличению числа покупателей с учётом маркетинговых мероприятий.
-
Анализ конкурентов
Предварительно изучив рынок, в плане отмечают, сколько магазинов в вашем городе предлагают аналогичный товар и какова их доля на рынке. Здесь необходимо обосновать, какую долю рынка сможете занять вы и в какие сроки.
-
План производства/себестоимость
Этот раздел нужен, если будете производить продукцию. Подробно описывается процесс производства и контроля качества, просчитывается себестоимость товара.
-
Организационный план
Описывается структура компании: указывают все подразделения, штатное расписание, заработную плату для каждой должности.
-
Маркетинговый план
Схема продвижения товара, ценообразования, формат и стоимость рекламы, методы стимулирования потребителей.
-
Финансовая часть
Указывают размер первоначальных вложений и источники финансирования, дают прогноз объёмов реализации. Отражается ожидаемый доход, и на основании этих данных просчитывается срок окупаемости проекта.
Для небольшого предприятия разработать бизнес-план можно самостоятельно. Если планируется масштабный проект, может потребоваться помощь специалистов: аналитиков, маркетологов, финансистов.