Бизнес-план: зачем нужен и как правильно его составить

3 июня 2021

Довольно часто предприниматели считают бизнес-план формальностью и составляют его только потому, что этого требуют инвесторы и кредиторы. А зря! Этот полезный инструмент поможет и самому бизнесмену ответить на важные вопросы, поставить среднесрочные цели и перейти от концепта к расчётам.

Делаете первые шаги в бизнесе? Вам точно пригодятся полезные и бюджетные инструменты для небольших компаний, собранные в витрине «Твой Бизнес».

Узнать подробнее

Что такое бизнес-план?

Бизнес-план — это подробное описание проекта с перспективой развития на несколько лет. В нём отображается расчёт затрат на запуск проекта, определяются цели и средства для их достижения.

Обычно бизнес-план составляют на три года, но в условиях нестабильной экономики, когда всё очень быстро меняется, — на один год.

Кому и зачем нужен бизнес-план?

  • Инвесторам и кредиторам

    Ключевая задача бизнес-плана — привлечь инвесторов и убедить кредиторов в перспективности идеи. Расчёт окупаемости проекта в бизнес-плане показывает, как он оправдает вложенные ресурсы.

  • Партнёрам

    Даёт потенциальным партнёрам, посредникам и команде понимание, с каким проектом предстоит иметь дело. Вам не придётся каждому рассказывать и показывать на пальцах, в плане будут разъяснения по всем пунктам.

  • Предпринимателям

    Составляя бизнес-план, предприниматель детально обдумывает проект и даёт ответы на основные вопросы:

    • Какой продукт я вывожу на рынок?
    • Кто мой потенциальный клиент?
    • Какие первоначальные вложения требуются?
    • Как будет построен процесс?
    • На какую прибыль можно рассчитывать?
    • В какие сроки окупятся вложения?

Как составить бизнес-план

Франшиза

Если запускаете типовой бизнес, документ можно составить автоматически с помощью «Бизнес-навигатора» Корпорации МСП.

Для этого зарегистрируйтесь на сайте, выберите свой город и вид бизнеса:

  • Городской розничный бизнес.
  • Бизнес для самозанятых.
  • Производство промышленной продукции.

Далее в каталоге франшиз укажите нужную и, следуя по пунктам навигатора, внесите свои параметры. Система автоматически выполнит аналитические расчёты и даст прогноз доходов. Вам останется загрузить и распечатать готовый документ. Кроме того, в навигаторе можно ознакомиться с действующими мерами господдержки бизнеса.

Материал по теме
Десять типичных ошибок, которые приводят к потере клиентов

Новый бизнес

Предполагает написание бизнес-плана с нуля. Традиционно он включает 7–8 разделов:

  1. Резюме

    Начальный раздел, который оформляют после заполнения всех пунктов. Здесь содержится итоговая информация о продукте, потребителях, организации процесса, маркетинговых мероприятиях, прибыльности и окупаемости. Именно этот раздел особенно тщательно изучают инвесторы и кредиторы.

  2. Описание продукта

    Анализ продукта: для удовлетворения каких потребностей он предназначен, его свойства и польза, чем он отличается от предложений конкурентов. Приводится макет или фото продукта. Можно также описать его упаковку и отметить, как вы планируете совершенствовать продукт.

  3. Определение целевой аудитории

    Детально изучается и описывается потенциальный покупатель. Например, вы планируете продавать детские коляски, описание ЦА может выглядеть так: 30% — беременные женщины 22–36 лет; 50% — родители детей в возрасте от 0–3 лет; 10% — покупатели в возрасте 45–65 лет (бабушки/дедушки); 10% — родители нескольких малышей (коляски для двойни/погодок, тройни).

    Желательно просчитать примерное число покупателей в месяц, чтобы понять объём выручки, описать планы по увеличению числа покупателей с учётом маркетинговых мероприятий.

  4. Анализ конкурентов

    Предварительно изучив рынок, в плане отмечают, сколько магазинов в вашем городе предлагают аналогичный товар и какова их доля на рынке. Здесь необходимо обосновать, какую долю рынка сможете занять вы и в какие сроки.

  5. План производства/себестоимость

    Этот раздел нужен, если будете производить продукцию. Подробно описывается процесс производства и контроля качества, просчитывается себестоимость товара.

  6. Организационный план

    Описывается структура компании: указывают все подразделения, штатное расписание, заработную плату для каждой должности.

  7. Маркетинговый план

    Схема продвижения товара, ценообразования, формат и стоимость рекламы, методы стимулирования потребителей.

  8. Финансовая часть

    Указывают размер первоначальных вложений и источники финансирования, дают прогноз объёмов реализации. Отражается ожидаемый доход, и на основании этих данных просчитывается срок окупаемости проекта.

Для небольшого предприятия разработать бизнес-план можно самостоятельно. Если планируется масштабный проект, может потребоваться помощь специалистов: аналитиков, маркетологов, финансистов.

Запуск рекламы через чат-бот, конструктор программ лояльности, бесплатный таск-менеджер для всей команды — эти и многие другие полезные сервисы для небольших компаний вы найдёте на цифровой витрине «Твой Бизнес».

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.