Utm-метки: простой способ узнать, откуда пришёл клиент
Если вы пока не сталкивались с баннерной рекламой и собственноручно не занимаетесь продвижением в соцсетях, то utm-метка может представляться вам чем-то сложным и даже ненужным. Но это не так. Расставив такие метки, вы легко выясните, какая реклама приводит посетителей к вам на сайт, а какая — не работает. Это также поможет оценить эффективность мобильной рекламы и даже вычислить, не зря ли вы потратились на листовки. Но сначала стоит разобраться с тем, что же это за метка.
Запуская рекламную кампанию, нужно позаботиться не только о статистике. Важно, чтобы ваше сообщение увидели именно те, кому оно адресовано. Например, сервис МТС Маркетолог точно подбирает целевую аудиторию с помощью обезличенного анализа больших данных. Запустить такую кампанию можно бюджетно и не обладая специальными знаниями.
Запустить кампаниюСтикер для ссылки
Принцип работы utm-метки легко объяснить на примере, не связанном с интернет-рекламой. Представьте, что для продвижения своего магазина вы отправляете сотрудников раздавать скидочные купоны в трёх разных местах. Когда в магазин придут клиенты с купонами, вы сможете приблизительно оценить, насколько эффективной была такая реклама, но не сможете точно сказать, в каких местах стоит раздавать купоны в дальнейшем. Теперь представьте, что вы наклеили на купоны стикеры трёх цветов, а сотрудники раздавали купоны с зелёной наклейкой в торговом центре неподалеку, с синей— у метро, а с жёлтой — рядом с вашим магазином. Если купоны с зелёным стикером вам в итоге не предъявил ни один клиент, значит, листовки в ТЦ вы раздавали зря. Utm-метки — это аналог таких же разноцветных наклеек, только их можно прикреплять не к купонам, а к веб-адресам.
Как выглядит utm-метка
На практике utm-метка представляет собой набор слов и символов — это код, с помощью которого системы web-аналитики, такие, например, как Яндекс.Метрика и Google Analytics, считывают информацию о переходах (если на вашем сайте стоят эти системы, то смотреть данные можно в разделах «
Выглядит utm-метка примерно так: media.mts.ru/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=kakayatokampaniya
Кстати, в самой аббревиатуре utm, первая буква которой означает Urchin, кроется информация о тех, кто придумал расставлять такие метки. Эта заслуга принадлежит компании Urchin Software Corporation из американского Сан-Диего, основанной в конце 90-х и занимавшейся разработкой продуктов для веб-аналитики. Там и придумали специальный код, который позволяет узнать, откуда и почему посетители переходят по ссылке. Потом на Urchin Corporation обратил внимание Google, в итоге поглотивший компанию в 2005 году. После поглощения поискового гиганта появилось отделение аналитики трафика — Google Analytics, а продукты Urchin перестали выпускаться. Зато имя компании сохранилось в названии их крайне полезной разработки.
Что прячется в метках
Utm-метку можно составить при помощи многочисленных компоновщиков или написать самостоятельно, если знать, что означает каждая часть кода. Создать метку самостоятельно не так уж сложно, главное, знать, что она состоит из параметров и их значений. Среди параметров есть, например, источник перехода, а его значением в данном случае служат конкретные площадки. В примере с листовками значением этого параметра можно считать те места, где ваши сотрудники раздавали листовки, например, торговый центр. В таком случае метка выглядела бы так:
utm_source=torgovycentr
Но поскольку на ваш сайт на самом деле переходят не из торговых центров, а из поисковиков, электронных рассылок или соцсетей, то реальная метка будет выглядеть так:
utm_source=yandex
В качестве наполнения вы можете указать и другие источники, например google, vk, — в зависимости от того, где именно вы разместили ссылку, по которой должен кликнуть будущий клиент. Ещё один параметр — тип рекламы. Например, если вы используете баннерную рекламу, то в ссылке потребуется такая метка — utm_medium=banner, а если размещаете пост в социальных сетях, то utm_medium=social. Также можно ставить следующие метки:
utm_medium=organic — бесплатный переход;
utm_medium=cpc — контекстная реклама c оплатой за клик;
utm_medium=email — e-mail-рассылка.
Кстати, вы можете использовать utm-метки не только для рекламы в сети. Ещё можно отследить, насколько активно переходят по ссылкам из SMS или по отсканированным QR-кодам, для этого в ссылку надо будет добавить соответствующую метку. В случае с SMS — utm_medium=sms.
Кроме того, вы можете добавить в метку название рекламной кампании, задав его произвольно. Здесь вы можете указать конкретную категорию товара, для которой запущена рекламная кампания, дату или другую информацию, главное, чтобы вы по этому названию смогли отличить конкретную кампанию от остальных. Например, так: utm_campaign=novoe_postuplenie_may.
Помнить о правописании
Utm-метка прикрепляется к адресу сайта при помощи символов /?, а все проставленные параметры разделяются между собой знаком &. Важно использовать только строчные латинские буквы, иначе возможны ошибки в подсчётах переходов.
Если вы решили создать метки самостоятельно и ссылка получилась слишком длинной — можно сделать её короче при помощи специальных сервисов, таких как
Анализ рекламных кампаний свидетельствует: особенно эффективны те рассылки, которые вы настраиваете и запускаете самостоятельно. Делать это удобнее с сервисом МТС Маркетолог, где вы сами определяете стоимость продвижения и получателей рекламы.
Найти новых клиентов