Прогрессивный налог в России в 2025 году: кому придётся больше платить

19 мая 2025
4.5 тыс.
время чтения5 мин.
Прогрессивный налог в России в 2025 году: кому придётся больше платить
(с) create jobs 51, Shutterstock
(с) create jobs 51, Shutterstock

С 2025 года в России применяется новая прогрессивная шкала взимания налога с доходов физических лиц (НДФЛ). В нашей короткой статье расскажем, что изменилось и кто будет платить больше.

Что такое прогрессивная шкала НДФЛ

Есть две формы взимания НДФЛ: пропорциональная и прогрессивная. В первом случае ставка налога одинаковая для всех и не зависит от уровня дохода. В прогрессивной шкале ставка увеличивается по мере роста дохода: кто больше зарабатывает, тот и больше платит. Прогрессивную шкалу НДФЛ государство вводит с двумя целями: более справедливо распределить налоговую нагрузку и увеличить поступления в бюджет.

Как изменился подоходный налог с 2025 года

До 1 января 2025 года в России действовала двухступенчатая шкала подоходного налога: 13% от заработка до 5 млн рублей в год и 15% — на доходы сверх этой суммы. С 2025 года вступила в действие пятиступенчатая шкала для того же налога. При переходе от одного уровня к другому налоговая ставка увеличивается, и чем выше планка ваших доходов, тем больше вы перечисляете государству в качестве НДФЛ.

При этом есть категории граждан, которых изменения не коснулись.

Материал по теме
Самозапрет на выдачу кредитов — пошаговая инструкция, как установить

Какой будет ставка при прогрессивной шкале НДФЛ

Шкала привязана к годовому доходу физических лиц. Если ваш доход определяется только зарплатой, то просто умножьте ваш среднемесячный заработок, включая надбавки, на 12.  Кроме того, прибавьте к результату премии и прочие бонусы, которые получаете не каждый месяц. Оценивая будущие изменения учитывайте, что речь не о сумме, которую вы получаете на руки, а о полном заработке, до взимания НДФЛ.

  • до 2,4 млн рублей в год (до 200 тысяч рублей в месяц) — 13%;
  • 2,4–5 млн руб./год (200–416,7 тыс. руб/мес.) — 15%;
  • 5–20 млн руб./год (0,4–1,67 млн руб/мес.) — 18%;
  • 20–50 млн руб./год (1,67–4,17 млн руб/мес.) — 20%;
  • от 50 млн руб./год (от 4,17 млн руб/мес.) — 22%;

Какие доходы будут учитываться

Помимо заработной платы, в доходах, которые облагаются НДФЛ, учитываются:

  • поступления от продажи имущества, если оно находилось в собственности менее трёх-пяти лет;
  • заработок от сдачи в аренду недвижимости;
  • проценты по вкладам и облигациям;
  • гонорары;
  • денежные выигрыши;
  • страховые выплаты;
  • доходы из источников за пределами РФ.

Налог с дохода от вкладов и проданной недвижимости физических лиц сохранится на уровне 13% при суммарных доходах человека из всех источников до 2,4 млн в год. При суммарных доходах от 2,4 млн рублей в год — налог с дохода от вкладов и проданной недвижимости повышается до 15%. Других ступеней повышения налога не предусмотрено. Для остальных доходов применяется пятиступенчатая шкала.

Пример расчёта НДФЛ

Предположим, вы крутой айтишник с зарплатой 600 тысяч рублей в месяц. За год вы зарабатываете 7,2 млн рублей. Подоходный налог с вас будет взиматься по следующей схеме:

  • с января по апрель — по ставке 13% в пределах дохода 2,4 млн рублей (суммарно — 312 000);
  • с мая по первую декаду сентября — 15% с суммы от 2,4 млн до 5 млн рублей (390 000);
  • до конца года — 18% с оставшихся 2,2 млн рублей (396 000).

Как видите, повышенная ставка применяется не ко всему доходу, а только к сумме превышения пороговых значений. В нашем примере работодатель за год перечислит в бюджет 1 098 тысяч рублей, а зарплата «чистыми» составит 6,1 млн рублей. Для сравнения: до 2025 года НДФЛ с этой же суммы составлял 980 тысяч рублей.

Какие исключения есть в новых правилах налогообложения с 2025 года, кто будет платить меньше

Изменения в уплате НДФЛ затронут не всех. Исключение сделано для двух категорий граждан:

  • работников, которые трудятся в районах Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях;
  • участников СВО (мобилизованных, добровольцев, военнослужащих спасательных служб и др.)

Они, как и раньше, будут платить подоходный налог по двухступенчатой шкале: 13% на выплаты в пределах 5 млн рублей и 15% — на доходы выше этой суммы.

Кроме того, государство сделало послабление для семей с двумя и более детьми. Если в таких семьях доход на каждого члена семьи не выше полуторакратного прожиточного минимума, можно будет вернуть часть НДФЛ. Эффективная ставка НДФЛ с учётом возврата составит всего 6% вместо обычных 13%. Норма начнёт действовать с 2026 года. Таким образом, если в 2025 году родители отдадут государству в виде налога 130 тысяч рублей, то вернуть смогут 70 тысяч.

Материал по теме
Льготы многодетным семьям в 2025 году: какие положены и как получить

Заключение

Новая прогрессивная шкала НДФЛ включает пять ставок и применяется к основным доходам граждан. Налоговая нагрузка увеличилась для тех, кто зарабатывает от 2,4 млн рублей в год. Но у большинства россиян доход ниже — для них ничего не изменилось: они как платили, так и платят 13%.

МТС Premium позволяет экономить на мобильной связи, развлекательных и других сервисах. Здесь — доступ к музыке, онлайн-кинотеатру KION, дополнительные гигабайты мобильного интернета, защита от спам-звонков и другие полезные скидки и бонусы. Стоимость подписки на троих — 199 рублей в первый месяц, далее — 349 рублей в месяц.

Теги: