Прогрессивный налог в России в 2025 году: кому придётся больше платить

С 2025 года в России применяется новая прогрессивная шкала взимания налога с доходов физических лиц (НДФЛ). В нашей короткой статье расскажем, что изменилось и кто будет платить больше.
Что такое прогрессивная шкала НДФЛ
Есть две формы взимания НДФЛ: пропорциональная и прогрессивная. В первом случае ставка налога одинаковая для всех и не зависит от уровня дохода. В прогрессивной шкале ставка увеличивается по мере роста дохода: кто больше зарабатывает, тот и больше платит. Прогрессивную шкалу НДФЛ государство вводит с двумя целями: более справедливо распределить налоговую нагрузку и увеличить поступления в бюджет.
Как изменился подоходный налог с 2025 года
До 1 января 2025 года в России действовала двухступенчатая шкала подоходного налога: 13% от заработка до 5 млн рублей в год и 15% — на доходы сверх этой суммы. С 2025 года вступила в действие пятиступенчатая шкала для того же налога. При переходе от одного уровня к другому налоговая ставка увеличивается, и чем выше планка ваших доходов, тем больше вы перечисляете государству в качестве НДФЛ.
При этом есть категории граждан, которых изменения не коснулись.
Какой будет ставка при прогрессивной шкале НДФЛ
Шкала привязана к годовому доходу физических лиц. Если ваш доход определяется только зарплатой, то просто умножьте ваш среднемесячный заработок, включая надбавки, на 12. Кроме того, прибавьте к результату премии и прочие бонусы, которые получаете не каждый месяц. Оценивая будущие изменения учитывайте, что речь не о сумме, которую вы получаете на руки, а о полном заработке, до взимания НДФЛ.
- до 2,4 млн рублей в год (до 200 тысяч рублей в месяц) — 13%;
2,4–5 млн руб./год(200–416,7 тыс. руб/мес.) — 15%;5–20 млн руб./год(0,4–1,67 млн руб/мес.) — 18%;20–50 млн руб./год(1,67–4,17 млн руб/мес.) — 20%;- от 50 млн руб./год (от 4,17 млн руб/мес.) — 22%;
Какие доходы будут учитываться
Помимо заработной платы, в доходах, которые облагаются НДФЛ, учитываются:
- поступления от продажи имущества, если оно находилось в собственности менее трёх-пяти лет;
- заработок от сдачи в аренду недвижимости;
- проценты по вкладам и облигациям;
- гонорары;
- денежные выигрыши;
- страховые выплаты;
- доходы из источников за пределами РФ.
Налог с дохода от вкладов и проданной недвижимости физических лиц сохранится на уровне 13% при суммарных доходах человека из всех источников до 2,4 млн в год. При суммарных доходах от 2,4 млн рублей в год — налог с дохода от вкладов и проданной недвижимости повышается до 15%. Других ступеней повышения налога не предусмотрено. Для остальных доходов применяется пятиступенчатая шкала.
Пример расчёта НДФЛ
Предположим, вы крутой айтишник с зарплатой 600 тысяч рублей в месяц. За год вы зарабатываете 7,2 млн рублей. Подоходный налог с вас будет взиматься по следующей схеме:
- с января по апрель — по ставке 13% в пределах дохода 2,4 млн рублей (суммарно — 312 000);
- с мая по первую декаду сентября — 15% с суммы от 2,4 млн до 5 млн рублей (390 000);
- до конца года — 18% с оставшихся 2,2 млн рублей (396 000).
Как видите, повышенная ставка применяется не ко всему доходу, а только к сумме превышения пороговых значений. В нашем примере работодатель за год перечислит в бюджет 1 098 тысяч рублей, а зарплата «чистыми» составит 6,1 млн рублей. Для сравнения: до 2025 года НДФЛ с этой же суммы составлял 980 тысяч рублей.
Какие исключения есть в новых правилах налогообложения с 2025 года, кто будет платить меньше
Изменения в уплате НДФЛ затронут не всех. Исключение сделано для двух категорий граждан:
- работников, которые трудятся в районах Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях;
- участников СВО (мобилизованных, добровольцев, военнослужащих спасательных служб и др.)
Они, как и раньше, будут платить подоходный налог по двухступенчатой шкале: 13% на выплаты в пределах 5 млн рублей и 15% — на доходы выше этой суммы.
Кроме того, государство сделало послабление для семей с двумя и более детьми. Если в таких семьях доход на каждого члена семьи не выше полуторакратного прожиточного минимума, можно будет вернуть часть НДФЛ. Эффективная ставка НДФЛ с учётом возврата составит всего 6% вместо обычных 13%. Норма начнёт действовать с 2026 года. Таким образом, если в 2025 году родители отдадут государству в виде налога 130 тысяч рублей, то вернуть смогут 70 тысяч.
Заключение
Новая прогрессивная шкала НДФЛ включает пять ставок и применяется к основным доходам граждан. Налоговая нагрузка увеличилась для тех, кто зарабатывает от 2,4 млн рублей в год. Но у большинства россиян доход ниже — для них ничего не изменилось: они как платили, так и платят 13%.




