Как оплатить платную дорогу в России
Платной дорогой называют всю магистраль или её отрезок, проезд по которому нужно оплачивать. В России таких немало. Разберёмся, для чего они нужны, как и сколько платить за проезд.
Как устроены платные дороги
Платная магистраль — это не прихоть, а удобство. Её строят как альтернативу действующей, когда та слишком узкая, проходит через большое количество населённых пунктов, изобилует лежачими полицейскими, светофорами и другими препятствиями, которые не дают двигаться быстро. Провести реконструкцию такой дороги или невозможно, или экономически нецелесообразно — дешевле построить новую. И эту задачу часто поручают частному подрядчику.
В зависимости от того, на каком уровне принято решение, платная дорога может быть муниципальной, региональной или федеральной. У всех «платок» есть владелец и оператор, который обслуживает трассу. Большинством российских платных дорог владеет госкомпания «Автодор», а оператором выступает дочернее предприятие «Автодор —Платные Дороги».
Самые известные «платки» в России — Московский скоростной диаметр (МСД), Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Петербурге, Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). Платные участки есть на автомагистралях М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, на дорогах Псковской области. Также оплата взимается за проезд по некоторым мостам и путепроводам.
Законодательное регулирование платных дорог
Использование платных дорог — в частности, строительство, реконструкция, плата за проезд и льготы — регламентируется
Например, ехать в Санкт-Петербург из столицы можно по «платке» М-11 «Нева» или выбрать бесплатную альтернативу — М-10 «Россия». А из Москвы в Краснодар можно ехать по М-4 «Дон» с платными отрезками или бесплатно, построив маршрут через Тулу.
О приближении к платному участку водителей уведомляют заблаговременно: на обочине устанавливают информационное табло и делают на нём отметку, как перестроиться на бесплатный маршрут. Также устанавливают знак «Платные услуги», который обычно идёт в паре со знаком «Автомагистраль», а вот шлагбаумы есть не всегда.
Сколько нужно платить
Цена проезда не всегда пропорциональна длине платного отрезка, на неё влияют:
- время суток: ночью примерно вдвое дешевле, чем днём;
- день недели: в будни тариф ниже, чем в выходные;
- наличие транспондера — устройства для автоматической оплаты проезда, скидка за его применение может составлять от 15 до 50%;
- категория автомобиля: цена проезда для легковушек и мотоциклов ниже, чем для грузовиков.
У всех операторов свои тарифы, льготные программы и спецпредложения. Точно узнать, в какую сумму выльется путешествие, поможет калькулятор на сайте оператора. Это существенно проще, чем суммировать стоимость всех платных отрезков пути вручную.
Допустим, вы планируете поездку к Чёрному морю и хотите ехать из Москвы в Краснодар в будние дни по автодороге М-4 «Дон». Забиваем данные в
Как платить за проезд
Есть несколько способов оплаты проезда:
- наличными деньгами;
- банковской картой;
- посредством транспондера.
В зависимости от желаемого способа оплаты следует заранее занять нужную полосу. На некоторых полосах можно платить сразу несколькими способами, это отмечено на знаках навигации соответствующими пиктограммами.
Что такое транспордер и как импользоваться
Водители могут использовать транспондеры любого производителя, например, T-pass от «Автодор — Платные дороги», «ЗСД» от «Магистраль Северной столицы», «Главная дорога» от оператора «Новое качество дорог» и другие. Приобрести прибор можно на АЗС, в офлайн-магазинах, в онлайн-магазинах операторов, на маркетплейсах.
Закрепить транспондер нужно на лобовом стекле с помощью двустороннего скотча.
- Купить устройство стоит, если вы регулярно пользуетесь «платками». Цена вопроса 4000–5000 рублей.
- Если планируете разовую поездку, прибор можно арендовать: цена аренды T-pass составляет 5 руб./сутки, оформить прокат можно на срок от двух суток.
Как оплатить МСД, ЦКАД, М-1, М-4, М-11, М-12 и другие трассы
Есть четыре варианта:
- При въезде — услуга оплачивается в начале пути у киоска кассира, деньги через транспондер также списываются на старте.
- При выезде — на старте нужно взять талон, а на выезде отдать его кассиру и заплатить за проезд.
- Смешанная схема — предполагает оплату на въезде с получением талона, который в конце участка нужно отдать кассиру.
- Свободный поток — никаких шлагбаумов и остановок для оплаты, машины двигаются через рамку с датчиками. Если есть транспондер, деньги списываются, если его нет или на нём нет денег, — сумма закрепляется за номером автомобиля. Внести оплату можно в течение пяти дней любым удобным способом:
- через сайт или приложение оператора;
- посредством USSD-запроса с мобильного телефона (код «Автодора» — *390#);
- в Центрах поддержки клиентов;
- в онлайн-банкингах некоторых банков;
- в терминалах.
Что будет, если не оплатить платную дорогу
Схема «Свободный поток» удобна тем, что не нужно тормозить у шлагбаумов. Но есть и минус: некоторые водители не замечают знаков, проезжают по «платке» и не вносят оплату в течение пяти дней. По истечении этого срока выписывают штраф:
- для легковушек — 1500 рублей;
- для грузовиков — 5000 рублей.
С даты получения штрафного постановления у автовладельца есть ещё 20 дней, чтобы внести оплату, тогда штраф будет отменён. Оплатить проезд после получения штрафа можно в личном кабинете на сайте Госуслуг.
Советы водителям, планирующим использовать платные дороги
Подытожим сказанное и дадим несколько советов.
- Платные дороги сокращают время в пути и позволяют поберечь машину, так как у них качественное покрытие. Большинство «платок» оборудованы комфортными зонами отдыха, АЗС, туалетами. При необходимости можно бесплатно воспользоваться услугами аварийного комиссара, эвакуатора. Видеонаблюдение — гарантия оперативной реакции на любую нештатную ситуацию.
- Платить за проезд можно через транспондер, наличными или картой. Просчитывать стоимость поездок удобно в онлайн-калькуляторе на сайте оператора.
- Если у вас стоит транспондер, при «Свободном потоке» держите дистанцию не менее 10 метров от впереди идущего автомобиля, чтобы оплату за его проезд не списали с вашего прибора и вам не пришлось платить повторно.
- Отправляясь в отпуск, не нагружайте на крышу машины слишком много багажа. Есть риск, что с транспондера спишут большую сумму оплаты, перепутав категорию транспортного средства. Если груза много, лучше платить через кассира.
- Если вы заехали на платную дорогу случайно, ни в коем случае не сдавайте назад, это чревато штрафом. Ищите карман для парковки, а затем сотрудника или езжайте на полосу для оплаты наличными и объясните кассиру свою ситуацию, он подскажет выход.