Как работает прокат городских самокатов: на примере сервиса МТС Юрент
Если вы живёте в крупном городе, то наверняка видели людей на одинаковых электросамокатах — они лавируют среди толпы и неспешно (или наоборот) ездят по паркам. Наш автор впервые попробовал подобный сервис и готов рассказать, как это работает.
Прокат самокатов: как это устроено. Совсем кратко
Услуги проката электросамокатов (или кикшеринга) оказывают несколько компаний. Выбор зависит от доступности самокатов в том районе, где вы хотите ездить.
- Подыскать самокат поблизости, взять его в прокат и оплатить поездку поможет мобильное приложение. Без него — никак.
- Ездить можно не везде, а только в разрешённых зонах — они отмечены в приложении.
- Начать и завершить поездку нужно на одной из стоянок. Их много, и ближайшая легко находится в приложении.
- Когда вы арендуете электросамокат, вы заранее понимаете, на сколько примерно хватит его заряда. Просто не берите на два часа транспорт, которого хватит всего на 30 минут.
- Поездку можно на время прервать, оставив самокат, а потом вернуться к нему.
- Стоимость поездки зависит от выбранного тарифа. Тарифы в разных городах могут отличаться. Если в общем, то, конечно, чем больше катаетесь, тем больше платите.
Прокат электросамоката: с чего начать
Мой выбор пал на сервис «МТС Юрент» — у них 100 000 самокатов в более чем 100 городах России. Впрочем, важно, конечно, не это, а то, что одна из парковок — прямо под окнами моей работы, а другая — у метро, куда я хотел добраться.
Итак, с чего начать? Прежде всего нам понадобится мобильное приложение. Его можно бесплатно скачать и на Android-гаджете, и на iPhone. Кстати, именно в приложении легко понять, работает ли сервис в вашем городе.
Дальше — регистрация по номеру телефона и краткий ликбез по принципам работы сервиса. Там всё быстро, займёт пару минут.
И последний штрих — привязка банковской карты. И вот, наконец, открывается карта местности.
Карта в приложении
Карта разделена на серые и красные зоны. Тут всё достаточно просто: в красную зону нельзя заезжать, самокат там автоматически сбросит скорость до нуля и не поедет дальше. Кроме того, на карте можно увидеть зоны, обозначенные пунктиром, — это места, где скорость самоката ограниченна, к примеру пешеходные улицы. Самокат там снизит скорость автоматически, превысить её не получится.
На карте отмечены парковки — это места, где можно начать и нужно закончить свой путь. Видны свободные самокаты, на каждом зелёная полоска указывает уровень заряда.
Если тапнуть по самокату, приложение покажет его номер, заряд батареи в процентах и на какое время его хватит. Кроме того, отображается оценка предельного расстояния для поездки.
Есть ещё несколько кнопок — можно выбрать тариф и арендовать самокат сразу, а можно бесплатно забронировать. Бронирование поможет в тех случаях, когда вы боитесь, что самокат, к которому вы идёте, из-под носа уведёт кто-то другой.
Как выбрать конкретный самокат
Есть два способа. Первый: тапнуть по самокату на карте, а потом найти его на стоянке по номеру. Второй — подойти к самокату и отсканировать QR-код на руле.
Последнее мне показалась удобнее, особенно если на парковке сразу десяток самокатов. В любом случае перед подтверждением проката проверяйте остаток заряда батареи.
Самокат выбрали, тариф выбрали — можем ехать!
Начало поездки
Аренда началась. Нужно отстегнуть замок противоугонного троса. Замок автоматический, электронный.
Я выкатил самокат с парковки и поехал. Да, всё чрезвычайно просто. Даже для тех, кто никогда не катался ни на чём двухколёсном: пару раз отталкиваешься, как на обычном самокате, а потом легонько нажимаешь на кнопку газа. Только не давите слишком сильно: электросамокаты достаточно резвые. Во всяком случае, не экспериментируйте там, где людно.
Для остановки есть два тормоза, а для того, чтобы предупреждать пешеходов, — звонок. Велосипедистам вроде меня руление покажется несколько непривычным, но спустя две-три минуты это ощущение проходит.
Насколько быстры электросамокаты
Электросамокаты «Юрента» не разгоняются выше 25 км/ч. Вроде бы не очень быстро, но, учитывая, что ездишь по тротуарам, это всё равно создаёт риски и для себя, и для пешеходов.
Такой транспорт не слишком шумный, а потому люди не будут знать, если вы к ним приближаетесь со спины. Я всё время притормаживал, нагоняя кого-то, особенно если в группе прохожих были дети. Не стоит полностью полагаться и на звонок: люди могут быть в наушниках и не слышать его.
В общем, если вы ездите там, где ходят, вам и отвечать за безопасность.
Перерыв в поездке
В процессе поездки мне захотелось пить, и я решил заехать в магазин. Бросить самокат на улице просто так нельзя. Для этого в приложении нужно включить режим ожидания: тапаешь на кнопку «остановка», а самокат пристёгиваешь к чему-нибудь.
После того как все дела сделаны, через приложение запускаешь самокат вновь.
Не знаю, как с другими сервисами, а «Юрент» максимальное время остановки ограничивает часом — потом аренда автоматически прекращается. Уточняйте этот момент. Хотя в любом случае вы вряд ли брали самокат для того, чтобы он стоял.
Окончание поездки
Для того чтобы завершить поездку, нужно приехать к одной из множества парковок. Их действительно очень много. Добрались? Нажимаем в приложении кнопку «Завершить аренду» и аккуратно ставим самокат на парковку — физическую или виртуальную, которая отмечена точкой в приложении.
После этого приложение предложило сфотографировать самокат. Это страховка на случай неприятных ситуаций. Если другой клиент обнаружит поломку, фотография поможет доказать, что виновен не я. Говорят, фотография также поможет в спорной ситуации избежать штрафа за неправильную парковку.
Аренда самоката: сколько это стоит
Вообще говоря, тарифы и их стоимость могут в разных городах отличаться — смотрите в приложении. Мне «Юрент» предложил четыре тарифа с говорящими названиями:
- «Поминутный»;
- «На 1 час»;
- «Пока не сядет»;
- «Проездной Daily».
Если выбрать первый (так сделал я), платишь определённую сумму за старт, а потом поминутно.
В начале аренды «Юрент» зарезервировал на моей карте 300 рублей, но списалось только то, на что я наездил. За 25 минут я отдал 237,5 рубля, если не брать в расчёт страховку. Я катался в Москве, и для меня цена аренды составила: 50 рублей за старт плюс 7,5 рубля за минуту.
Немного расскажу о двух других тарифах, которые мне показались интересными.
Тариф «Пока не сядет» позволяет пользоваться одним самокатом несколько часов до разрядки батареи по фиксированной стоимости — можно ставить на паузу, чтобы самокат медленнее садился. Сумма рассчитывается автоматически и зависит от нескольких факторов, но основное, само собой, — остаток заряда. Скажем, при остатке 70%, которого хватает часа на три, прокат обойдётся в 700–900 рублей.
Тариф «Проездной Daily» позволяет активировать сколько угодно поездок на разных самокатах в течение дня, и первые 40 минут каждой поездки будут бесплатными. Стоит такой тариф 1090 рублей в сутки.
Важно: независимо от тарифа при каждой поездке к её стоимости по умолчанию добавляется цена расширенной страховки — 35 рублей. От этого лучше не отказываться, так как в случае ДТП страховка покрывает ущерб здоровью и имуществу третьих лиц. Без этого на небольшую сумму застраховано только ваше собственное здоровье.
Резюме
- Арендовать самокат оказалось чрезвычайно просто.
- Я ездил на таком транспорте впервые, но сложностей с управлением не испытал.
- Поездки, на мой взгляд, недороги, во всяком случае, если сопоставить с удовольствием от них. Попробуйте!