Временная регистрация через Госуслуги: как её оформить
Оформить временную регистрацию и получить электронное свидетельство можно онлайн, без посещения МВД или МФЦ. Нужна только подтверждённая учётная запись на Госуслугах. Даём пошаговую инструкцию.
Что такое временная регистрация
В России существуют два вида регистрации:
- По месту жительства — оформляют по адресу, где человек проживает всегда или проводит большую часть времени. Называется «пропиской» или «постоянной регистрацией», отметку о ней ставят в паспорте.
- По месту пребывания — оформляют, когда человек временно живёт не по месту прописки. Это отдельный документ (свидетельство), который не отменяет, а дополняет постоянную регистрацию.
Если вы, допустим, отправитесь в длительную командировку или на время переедете жить к заболевшей бабушке в другой регион, вам нужно получить временную регистрацию, при этом прописка в паспорте останется прежней.
Зарегистрироваться можно в квартире родственника или другого человека, например арендодателя, если вы будете снимать жильё.
Когда её нужно оформлять
Требования к процедуре зафиксированы в
Согласно этим законодательным актам, оформление временной регистрации необходимо, если срок проживания в другом регионе превышает 90 дней. Исключения предусмотрены при переезде между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также Севастополем и Крымом. В таких случаях оформлять временную регистрацию необязательно.
Для чего всё это нужно? Свидетельство о временной регистрации потребуется для трудоустройства, заключения брака, оформления ребёнка в сад или школу, для получения госвыплат. Услуга предоставляется бесплатно, а за отсутствие регистрации предусмотрен штраф от двух до пяти тысяч рублей.
Как оформить временную регистрацию онлайн
Дистанционно временная прописка оформляется через Госуслуги.
Разберём пошагово, как это сделать:
- Зайдите в приложение или на сайт портала под своими данными. На главной странице выберите раздел «Паспорта, Регистрация».
- Выберите пункт «Регистрация по месту жительства или пребывания».
- Нажмите «Начать».
- Выберите пункт «По месту пребывания».
- Портал покажет короткую справку о временной регистрации. Ознакомьтесь и нажмите «Продолжить».
- Далее нужно указать, что вы хотите зарегистрироваться.
- Выберите тип свидетельства о регистрации — электронное или бумажное.
Электронная временная регистрация возможна только при наличии сведений о жилье в Росреестре, в ином случае вам предложат записаться на приём в МВД.
- Укажите, кого нужно зарегистрировать.
Можно сделать регистрацию взрослому, ребёнку или сразу всем членам семьи. Дети с 14 лет, имеющие паспорт, должны подать заявление со своего аккаунта на Госуслугах.
- Ответьте на вопросы о праве собственности на жилое помещение, в котором нужна временная прописка.
Этот пункт необходим, так как согласие собственника жилья — важное условие регистрации. Дать согласие онлайн могут только собственники, имеющие подтверждённую учётную запись.
- Если у собственника нет подтверждённого аккаунта, система подскажет, как подать заявление лично и какие документы подготовить.
- Портал подскажет, что нужно для подачи заявления и сколько времени займёт оформление. Нажмите «Перейти к заявлению».
- Следуйте указаниям на экране — проверьте корректность уже добавленных в заявление данных, впишите недостающие сведения, загрузите необходимые документы. Подтвердите адрес постоянной прописки и укажите адрес временной регистрации и её срок.
- В конце система выведет на экран адрес подразделения МВД, куда будет передано заявление. Нажимайте «Отправить».
После подачи заявления каждому из владельцев жилья в личный кабинет придёт уведомление о необходимости дать согласие на регистрацию. Онлайн-согласие имеет такую же юридическую силу, как и заявление от собственника при получении услуги в МВД или через МФЦ.
Документы для временной регистрации
Чтобы подать документы в МВД и зарегистрироваться через Госуслуги, потребуется практически одинаковый пакет бумаг:
- ваш паспорт (при регистрации супруга / супруги и детей старше 14 лет — их паспорта);
- свидетельства о рождении детей до 14 лет;
- паспорта всех собственников жилого помещения;
- документ-основание для временного проживания в жилом помещении: например, договор аренды, договор социального найма, заявление собственника о предоставлении жилого помещения регистрируемому, выписка из ЕГРН (подойдут также документы старого образца: свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРП);
- акт органа опеки и попечительства (если вы являетесь опекуном ребёнка до 14 лет);
- согласие собственников жилья (оформленное онлайн через подтверждённую учётную запись или заверенное нотариусом при личной подаче заявления в МВД).
На какой срок можно сделать временную прописку
Прописка по месту пребывания оформляется на любой срок, который согласован с собственниками жилья. Оформляя временную регистрацию через Госуслуги, нужно указать конкретную дату или выбрать подходящий период: полгода, один, два, пять лет.
При необходимости по истечении указанного срока регистрацию можно продлить — при условии согласия владельца жилья. Воспользоваться правом временной регистрации может гражданин РФ, иностранец или лицо без гражданства.
Чтобы снять человека с регистрационного учёта, нужно подать заявление в МВД — лично, через МФЦ или