Занимательное страноведение
Статистика крупнейшего российского интернет-поисковика за 2014 года свидетельствует о том, что название той или иной страны используется в запросах 175 млн раз в месяц, это примерно 3% от общего числа запросов. Столь большое количество запросов позволяет «Яндексу» использовать для анализа эффект так называемых «больших данных» (от англ. big data): суммирование обезличенных сведений от множества людей дает возможность весьма точно выявить преобладающие предпочтения и динамику их изменения. Страны – лишь один из примеров подобных исследований.
Самые востребованные
Разумеется, запросы, в которых упоминаются слова «Россия» или «российский», наиболее часты именно у жителей нашей страны. Если же взять Россию за скобки, то наши соотечественники чаще всего интересуются Великобританией, Украиной, США, Китаем и Германией. На десятку самых популярных стран приходится более 60% всех запросов. «Яндекс» создал необычную карту мира, на которой размер страны зависит от степени интереса к ней у пользователей поисковика.
Однако интерес к конкретному государству обуславливается разными причинами: где-то люди хотят отдохнуть, где-то – заказать товары через интернет, а иногда пользователями движет интерес к истории, искусству или иностранному языку. О том, в каком контексте делались запросы, доходчиво рассказывает еще одна карта мира от «Яндекса».
Уехать или уехать и остаться
Туризм и эмиграция – два понятия, так или иначе связанные с поездкой в другую страну. В абсолютных значениях по числу запросов россиян-туристов лидируют Шри-Ланка, Вьетнам, Доминикана, Таиланд и Египет. А вот потенциальные эмигранты чаще подумывают о Болгарии, Кипре, Черногории, Израиле и Латвии. О том, чтобы приехать в Россию, чаще всего размышляют в сопредельных странах: Узбекистане, Таджикистане, Украине, Молдавии и Киргизии.
Для всех стран запросы по туризму преобладают, кроме Канады. Если брать запросы только по этим двум темам, то для Болгарии почти половина запросов приходится на эмиграцию, для Германии – треть, для Китая – почти четверть, а для Канады – две трети.
Культура
«Яндекс» отмечает, что количество различных культурных аспектов интересов по странам очень велико. Поисковик постарался объединить самые заметные из них в диаграмме.
Ожидаемо сильно востребован английский язык – именно с ним связано более 85% запросов по Великобритании. Далее по убыванию популярности идут немецкий, испанский и французский языки.
В раздел «Отражение» российский поисковик собрал запросы по так называемым следам в русском языке, не связанным с самими странами напрямую. Так, Мадагаскар часто упоминается в связке с пингвинами из известного мультфильма, Болгария прославилась перцем и видом пилы, Швеция – стенкой, Киргизия – одноименным кинотеатром в Москве, Таиланд «наследил» боксом, видом кошек и массажем.
В конце своего исследования «Яндекс» создал диаграмму «Страны и темы», на которой разместил семь ключевых тематических точек-полюсов: отражение, события, язык, страноведение, пребывание, товарное влияние и культурное влияние. Чем сильнее уклон в ту или иную тематику проявлялся в запросах россиян, тем ближе к конкретной точке размещена на диаграмме страна. В центре диаграммы расположились страны, интерес к которым был разнонаправленным. Самой сбалансированной оказалась Греция.
- Сбор данных по поисковым запросам позволяет «Яндексу» не только готовить познавательные исследования, но и предлагать персонализированную рекламу своим пользователем. Не всегда к радости последних.
- Big data – инструмент учета людских предпочтений, появившийся c развитием информационных технологий. Анализ большого количества обезличенных данных позволяет городским властям оптимизировать маршруты городского транспорта и повысить безопасность улиц, магазинам – заказывать нужную продукцию.