Какие газеты и журналы мы читали 20 лет назад: от Cool и Bravo до «Speed Инфо»

13 ноября 2020

Конец 90-х — начало 2000-х… Культовые печатные издания тех лет провозглашали тренды и диктовали моду: что слушать и смотреть, как одеваться, чем питаться, где отдыхать, во что играть. Именно они в «доинтернетную» эпоху были главными источниками скандальных новостей и сплетен. Давайте вспомним, чем мы утоляли информационный голод до расцвета соцсетей и видеоблогов.

Сегодня не обязательно бежать в газетный киоск за новым номером любимого журнала. Свежую прессу можно читать онлайн — прямо на смартфоне. Например, большая коллекция актуальной периодики собрана в МТС Библиотеке.

Cool, Bravo, «Ровесник», «Все звёзды» и другие журналы про звёзд

Молодёжный сленг, смелые заголовки, обширные интервью с популярными личностями и, конечно, постеры, которыми были увешаны комнаты тогдашней молодёжи, — эти журналы были голосом молодого поколения и главным источником информации для него. Свежие номера расходились как горячие пирожки — ведь Cool, Bravo, «Ровесник» и им подобные не только рассказывали, что сейчас модно и круто, но и объясняли почему.

Молодёжные журналы не просто задавали тренды — они говорили с подростками на одном языке. Ведь кроме обилия красочных фотографий и интервью с кумирами в них открыто писали о волнующих, а то и запретных темах. Впрочем, поднимались в журналах и серьёзные вопросы. Например, о вреде алкоголизма и наркотиков. С помощью острых репортажей авторы предлагали читателям погрузиться в жизненные истории своих сверстников.

Кроме того, молодёжный глянец объединял подростков из разных городов, подобно нынешним социальным сетям. В том же Cool на последних страницах публиковались объявления по поиску друзей по переписке и вторых половинок.

Yes, Cool Girl и другие журналы для девочек-подростков

Поначалу у издателей была действительно высокая цель — помочь юным читательницам найти свои ценности, приоритеты и ориентиры в жизни. Модные решения, советы психологов, кулинарные рецепты, гороскопы — Yes, Cool Girl и им подобные становились для современной девушки настоящими справочниками на все случаи жизни.

Конечно, манили такие издания и новостями шоу-бизнеса. Здесь публиковались откровенные интервью с кумирами, печатались постеры отечественных и зарубежных звёзд — так далёкие «небожители» становились ближе к своим фанатам.

Постепенно количество рекламы в журналах стало преобладать над жизненными историями. Печатные издания не выдерживали конкуренции с веб-сайтами и массово закрывались. Однако некоторые сумели перестроиться под новые веяния масс-медиа — так, Yes до сих пор выходит в онлайн-формате.

Yes, Cool Girl и другие журналы для девочек-подростков

«Молоток»

Едва ли не главный конкурент журнала Cool — «Молоток» был настоящим молодёжным таблоидом на рубеже веков. Сами издатели называли его журналом плохого поведения. И было за что!

Страницы «Молотка» пестрели провокационными заголовками и откровенными фотографиями, что называется, на грани. Содержание напоминало замысловатый винегрет: в одном номере вы могли найти материал об интимных взаимоотношениях, а уже на следующей странице публиковался репортаж о юноше, который только что вернулся с войны.

Смелость, эпатаж, провокация, разнузданное веселье — это всё о «Молотке». Журнал был рассчитан в первую очередь на старших школьников, которые поскорее хотели почувствовать себя взрослыми.

«Экспресс-газета»

Одна из самых скандальных газет России до сих пор умудряется оставаться на плаву. В начале 2000-х «Экспресс-газета» стала одним из главных отечественных таблоидов, который почти полностью состоял из провокационных фото от папарацци и дерзких заголовков вроде «Неопознанный вонючий объект пробил крышу нового русского». Вряд ли найдётся знаменитость, которая бы в своё время не подавала на «Экспресс-газету» в суд за клевету и вмешательство в частную жизнь.

Впрочем, для читателя, не избалованного новостями о закулисной жизни звёзд, все эти сплетни, интриги и скандалы были крайне востребованным чтивом.

В переломные и нестабильные для страны годы издания вроде «Экспресс-газеты» оказались настоящей отдушиной для отечественных обывателей, окошком в невероятный мир «селебрити».

«Максим»

Этот глянцевый мужской журнал начал выходить в 2002 году. По сути, «Максим» был чем-то средним между эротическим Playboy и интеллектуальным Esquire. Здесь тоже хватало фотографий раздетых (в меру) девушек, в том числе знаменитостей. При этом на страницах журнала можно было найти статьи о технике и гаджетах, обзоры фильмов, игр и музыкальных альбомов и даже короткую прозу современных российских писателей.

«Птюч» и «Ом»

В конце 90-х годов оба журнала считались рупорами модной тусовки. Разница заключалась в общей интонации.

«Птюч» по большей части освещал рейверские круги, был вызывающим, эпатажным, если не сказать наглым. В плане музыкальной тематики «Птюч» больше концентрировался на трансе и техно, активно продвигал западных исполнителей, публиковал интервью с известными диджеями. Также журнал рассказывал об уличной моде, авангардном кино и выставках современного искусства. Язык издания был более чем разговорным — на его страницах нередко встречалась нецензурная лексика.

«Ом» был чуть менее вызывающим. Авторы тоже показывали столичные тусовки, но в более гламурном и эстетическом ключе. По большей части журнал старался формировать вкусы поколения 2000-х, публиковал интервью с тогда ещё начинающими, а в будущем — культовыми артистами: Сергеем Шнуровым, Найком Борзовым, Дельфином, Земфирой, группами «Мумий Тролль» и «Сплин». Попасть на обложку «Ома» было по-настоящему престижно.

«Отдохни»

Популярный семейный журнал, который полюбился тем, кому за 30. «Отдохни» брали с собой в долгие поездки или на пляж, обсуждали во время кухонных посиделок. Основное содержание еженедельника было посвящено известным личностям.

Издание публиковало интервью со светскими львами и львицами, жизненные истории знаменитостей. Кроме того, журнал рекомендовал города и страны для путешествий, давал модные советы, делал обзоры на популярные фильмы. Здесь можно было узнать секреты красоты, поломать голову над сканвордами и взять на заметку интересные рецепты вкусных блюд.

«Мегаполис-Экспресс» и другие издания с псевдонаучными статьями

«Экзотика городской жизни» — под таким лозунгом выходила одна из самых популярных и противоречивых российских газет. Подобно многим отечественным таблоидам, «МЭ» публиковал интервью со звёздами эстрады и спорта. Однако главная его фишка — в псевдонаучных материалах. Каждый номер наполнялся «реальными» историями о городских ведьмах и колдунах, крысах-мутантах на подмосковных дачах, контактах с инопланетянами в утробе матери и прочими дикостями.

Впрочем, высокий спрос у массового читателя на загадочное и потустороннее отрабатывали не только в «Мегаполис-Экспрессе». Популярностью среди населения пользовались и «НЛО», «Секретные материалы». Как правило, подобная пресса специализировалась на теориях заговора разной степени бредовости, правительственных и военных тайнах.

Из некоторых изданий тех лет можно было узнать, что дельфины — это пришельцы с других планет, планета Сатурн — обитаема, а динозавры вымерли от взрыва подземного реактора.

«Лиза»

Этот журнал начал выходить ещё в середине 90-х, и на постсоветском пространстве он долгое время оставался главным женским глянцем. Cosmopolitan, Vogue, Glamour — все они пришли значительно позже. Именно «Лиза» была для российских домохозяек основным источником новостей о моде, знаменитостях, психологии, красоте и кулинарии.

Журнал «Лиза» создавал образ современной женщины: активной, успешной, привлекательной, умеющей выстраивать гармоничные отношения с мужчинами. Спектр тем, которые освещались в журнале, был максимально широким и актуальным. Например, авторы издания рассказывали, как правильно вести финансы, публиковали истории о путешествиях, делились идеями по домашнему интерьеру.

«Тёщин язык» и другие журналы со сканвордами

Сложно точно сказать, когда в России началось повальное увлечение сканвордами, однако пик популярности этой головоломки пришёлся на начало 2000-х. Газетные киоски буквально ломились от подобных изданий, главным из которых был «Тёщин язык».

Этот красочный журнал мог увлечь на долгие часы и стать настоящим лекарством от скуки. Помимо сканвордов, в нём печатались испанские и классические кроссворды, судоку и даже анекдоты. Оторваться от журнала было трудно — пока вы разгадывали задачки в одном номере, уже успевал выйти следующий. Кстати, сканворды в «Тёщином языке» не только прокачивали ум, но и давали шанс немного увеличить семейный бюджет — за решение некоторых головоломок читателей награждали денежными призами.

«Тёщин язык» и другие журналы со сканвордами

«Speed Инфо»

Первая в СССР эротическая газета (начала издаваться в 1989 году), крупнейший таблоид в России (максимальный тираж достигал 3 млн экземпляров) — «Speed Инфо» в своё время произвела настоящий фурор. К концу 90-х издание постепенно отошло от руководств по использованию средств контрацепции и выдержек из «Кама Сутры» и сфокусировалось на семейных драмах и преступлениях. Личные истории перемежались скандальными очерками о любовных похождениях знаменитостей с эпатирующими заголовками. Именно это и делало газету столь популярной. И не важно было, что подача редко соответствовала содержанию. И пускай большинство публикаций были непроверенными, а то и ложными — народ с жадностью читал эти тексты.

«Хакер», «Компьютерра» и прочие журналы для гиков

В начале 2000-х компьютеры были весьма дорогим удовольствием, позволить их себе мало кто мог. При этом журналы на компьютерную тематику пользовались большим спросом, особенно среди молодёжи.

Главным изданием для «гик-хулиганов» считался «Хакер», чьи тиражи в начале 2000-х достигали 50 000 экземпляров. Первый номер был почти полностью посвящён компьютерным играм, однако уже со второго выпуска журнал сконцентрировался на хакерской тематике. В нём публиковали увлекательные материалы о том, как взломать всё, что связано с электроникой, — от почтового хостинга до домофона, рассказывали о простых, но действенных устройствах вроде глушилки для телевизора. Со временем журнал сменил хулиганский тон на более серьёзный. Онлайн-версия «Хакера», кстати, выходит до сих пор.

Близкими по теме и не менее популярными были журналы «Компьютерра», Upgrade, «Мой компьютер». Издавались они также для специфической аудитории — технарей-самоучек и профессиональных программистов.

«Бумага» для многих осталась в прошлом: сейчас удобнее и дешевле читать газеты и журналы онлайн — прямо со смартфона. Например, солидная коллекция свежих изданий есть в МТС Библиотеке.

Теги: