25 апреля 2019

«Проклятие плачущей» и другие ужасы с фольклорными корнями

Начинающий режиссёр Майкл Чавес, которому доверена постановка третьего «Заклятия», потренировался пугать публику на «Проклятии плачущей». В основу сюжета легла старая мексиканская легенда о призраке женщины, которая погубила собственных детей и с тех пор не знает покоя. В кино безутешное привидение стало довольно агрессивным, а его привычка заходить со спины и громко вопить попортит публике достаточно нервных клеток. Рассказываем, как персонаж народной легенды чувствует себя в жёстких рамках современного хоррора, а заодно вспоминаем, кто ещё перебрался из древних преданий на постеры фильмов ужасов.

Смотреть фильмы и сериалы бесплатно, легально и без учёта трафика? Абоненты МТС могут сделать это на ivi.ru, подключив подарочную подписку на 2 месяца за 0 рублей.

«Проклятие плачущей», 2019

Мексиканцы передавали из уст в уста историю женщины, которую они назвали Ла Йорона — то есть Плакальщица. Считалось, что при полной луне можно было услышать её стенания насчёт детей и тем самым прибавить себе седых волос. Для того чтобы до этой истории добралась фабрика хорроров имени Джеймса Вана, нужно было только время — в итоге «Проклятием плачущей» скрасили ожидание развития основных франшиз: про куклу Аннабель, походы в Астрал и жуткие приключения супругов Уоррен. Над сценарием работала парочка никому не известных специалистов, а их главной задачей было сделать из достаточно печальной легенды жуткий хоррор в лучших традициях вышеупомянутых киносериалов. Экранная Плакальщица не только тоскует по своим детишкам, но и горит желанием заменить их чужими, предварительно как следует напугав.

Действие создатели фильма перенесли в 1973 год, чтобы жертвы призрака не могли пользоваться мобильной связью и жаловаться на Ла Йорону в социальных сетях. Главная роль досталась Линде Карделлини (ну да, жена Соколиного Глаза в «Мстителях»): по сюжету социальный работник Анна пытается разобраться в обстоятельствах трагедии, случившейся с чужими детьми, и невольно подвергает серьёзной угрозе своих. Призрак плачущей женщины, поначалу казавшийся навеянной усталостью иллюзией, принимается с завидным упорством донимать семью — и нужно как можно быстрее выяснить, как избавиться от злобного духа. Режиссёр не злоупотребляет скримерами, стараясь балансировать между старой сказкой и современным коммерческим продуктом, но это вовсе не значит, что зрителю не придётся подпрыгивать в кресле. Приятный бонус — святой отец Перес, которого публика уже знает по истории куклы Аннабель.

«Проклятие плачущей» (2019)

«Другой», 2018

Сюжеты, связанные с подменой детей, существуют в фольклоре самых разных народов, и ирландцы не исключение: время от времени в стране выходят атмосферные фильмы ужасов на эту тему. История вроде бы проста до неприличия: расставшись с мужем, молодая женщина переезжает с сыном в небольшой городок, окружённый лесом. В лесу есть большая яма, которую мальчик, конечно же, находит — и возвращается домой совершенно другим. Главной героине приходится принять решение: делать вид, что ничего не случилось, или дать бой странному существу, принявшему обличье её ребёнка. Необычным «Другого» делают нюансы: оригинальная съёмка, разного рода визуальные намёки и сценарий, который до самого конца не позволяет разобраться, всё ли в порядке с головой у мамы и кем на самом деле является сынок.

«Другой» (2018)

«Вий», 2014

Восточнославянская мифология тоже богата на существ, с которыми лучше не встречаться, — и особняком здесь стоит ужасный Вий, способный вышибить из несчастного человека дух одним лишь взглядом. Про «поднимите мне веки» мы все помним с детства, но в 2014 году знакомый наизусть гоголевский сюжет подвергся смелой трансформации. В картине Олега Степченко Вий не просто предстал в 3D: режиссёр превратил затерянную в лесах деревеньку в настоящую обитель зла, где вообще ни на кого не стоит полагаться. Случайно попавший в эти края англичанин с ужасом понимает, что гостит у самого дьявола — или, по крайней мере, у его лучших друзей. Недавний собутыльник запросто может превратиться в жуткого монстра, в воздухе кружатся зубастые твари, ну и заглавный герой спешит порадовать своим появлением. Без покойной панночки и её транспортного средства тоже не обошлось. В итоге из классического произведения, основанного на сказании, получился безумный аттракцион, в котором жизнь и смерть сливаются в одно целое.

«Вий» (2014)

«Лепрекон», 1993

Подменять детей все горазды, а вот Лепрекон целиком и полностью принадлежит Ирландии — в Дублине даже музей есть, посвящённый этому низкорослому, могущественному и мстительному герою сказаний. В принципе, с ним можно договориться и даже вынудить на себя поработать, но в большинстве историй люди опрометчиво крадут у человечка в зелёном золото, а потом страдают. Так было и с героями фильма «Лепрекон» 1993 года: правда, отомстив обидчикам, гном и сам оказался в западне. Просидев в ящике десять лет, существо вырвалось на волю, изрядно попортило кровь окружающим, а заодно запустило кинокарьеру Дженнифер Энистон. Коммерческий успех первого фильма стал причиной множества продолжений — восьмая часть вышла в свет в прошлом году.

«Лепрекон» (1993)

«Ведьма», 2015

Оригинальное название картины Роберта Эггерса звучит как «Ведьма: Сказки Новой Англии», заранее настраивая зрителя на встречу с преданиями. Неудивительно, что ошеломлённые критики потом писали про «ужас, который у всех нас в крови». Режиссёр с детства увлекался темой ведьм, а при работе над фильмом консультировался со специалистами по Англии XVII века и народным сказаниям об особенных женщинах, шабашах и колдовстве. Сюжет рассказывает о семье, покинувшей пуританскую общину, чтобы поселиться на собственной ферме, — а в итоге столкнувшейся с жутким кошмаром, началом которого становится исчезновение младенца. «Ведьма» заслужила высокие оценки: зрители и глазом не успевали моргнуть, как забывали про стандартные приёмчики производителей хорроров и полностью погружались в атмосферу давно минувших дней. Сам Стивен Кинг потом признался, что этот фильм его «до чёртиков напугал».

«Ведьма» (2015)

Андрей Митрофанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Новое и лучшее