25 июля 2019

«Солнцестояние» и другие ужасы с фольклорными корнями

Снявшего «Солнцестояние» режиссёра Ари Астера разглядели в прошлом году, после выхода его дебютного и очень нестандартного хоррора «Реинкарнация». В своём новом проекте постановщик постарался сохранить стиль, но при этом лишить героев благ цивилизации. Действие происходит на свежем воздухе, среди людей, сбежавших от большинства ради образа жизни предков: простая одежда, нехитрая пища и шокирующие стороннего наблюдателя обычаи. Рассказываем, как обычные американцы попали на ритуальный праздник середины лета в Швеции, что из этого вышло и в каких ещё фильмах фольклор использовали, чтобы всех нас перепугать.

Смотреть фильмы и сериалы бесплатно, легально и без учёта трафика? Абоненты МТС могут сделать это на ivi.ru, подключив подарочную подписку на 2 месяца за 0 рублей.

«Солнцестояние», 2019

Сталкивая две разбросанных по времени точки зрения на окружающий мир, Астер показывает слабыми и наивными именно своих современников. Молодые, обеспеченные и привыкшие к праздности американцы отправляются в Европу вроде бы с научными целями, но на самом деле — в погоне за новыми ощущениями. Исключение составляет только главная героиня «Солнцестояния», только что пережившая жуткую семейную трагедию девушка по имени Дэни. Она пытается найти в отрезанном от цивилизации поселении лекарство от собственных страхов. Но когда выясняется, что на самом деле творится в этом пугающем месте, населённом подозрительно улыбчивыми людьми, поздно оказывается уже для всех, и рассчитывать приходится только на собственные силы.

Режиссёр, как и год назад, не отказывает себе и зрителю в жестоких сценах, игнорируя при этом традиционные для современных ужастиков приёмы. Неспешное повествование, нагнетающая тревогу музыка, намёки и знаки — всё это действует на публику гораздо эффективнее скримеров и монстров. Неуютно становится и героям, и тем, кто за ними наблюдает. Нарочито дружелюбная, но явно чуждая община поглощает туристов, которые упорно врут сами себе, что всё в порядке, — этот процесс подан с потрясающим авторским старанием, и безысходность в этом фильме слишком легко спутать с перерождением. Астер умело использует тягу людей к забытым традициям и их страх перед ними: на выходе получается непростое, но затягивающее кино, которое у вас точно не получится посмотреть и забыть.

«Солнцестояние» (2019)

«Проклятие плачущей», 2019

Мексиканцы передавали из уст в уста историю женщины, которую они назвали Ла Йорона — то есть Плакальщица. Считалось, что при полной луне можно было услышать её стенания о детях и тем самым прибавить себе седых волос в любом возрасте. Для того чтобы до этой истории добралась фабрика хорроров имени Джеймса Вана, нужно было только время — в итоге «Проклятием плачущей» скрасили ожидание развития основных франшиз: про куклу Аннабель, походы в Астрал и жуткие приключения супругов Уоррен. Действие создатели фильма перенесли в 1973 год, чтобы жертвы призрака не могли пользоваться мобильной связью и жаловаться на Ла Йорону в социальных сетях. По сюжету социальный работник Анна пытается разобраться в обстоятельствах трагедии, случившейся с чужими детьми, и невольно подвергает серьёзной угрозе своих. Призрак плачущей женщины, поначалу казавшийся навеянной усталостью иллюзией, принимается с завидным упорством донимать семью — и нужно как можно быстрее выяснить, как избавиться от злобного духа.

«Проклятие плачущей» (2019)

«Другой», 2018

Сюжеты, связанные с подменой детей, существуют в фольклоре самых разных народов, и ирландцы не исключение: время от времени в стране выходят атмосферные фильмы ужасов на эту тему. Примета хорошая: режиссёра ленты «Из тьмы» (2015) Корина Харди уже переманил голливудский конвейер, создателю «Другого» Ли Кронину тоже вряд ли придётся долго ждать. История вроде бы проста до неприличия: расставшись с мужем, молодая женщина переезжает с сыном в небольшой городок, окружённый лесом. В лесу есть большая яма, которую мальчик неизбежно находит — и возвращается домой совершенно другим. Главной героине приходится принять решение: делать вид, что ничего не случилось, или дать бой странному существу, принявшему обличье её ребёнка. Необычным «Другого» делают нюансы: оригинальная съёмка, разного рода визуальные намёки и сценарий, который до самого конца не позволяет разобраться, всё ли в порядке с головой у мамы и кем на самом деле является сынок.

«Другой» (2018)

«Вий», 2014

Восточнославянская мифология тоже богата на существ, с которыми лучше не встречаться, — и особняком здесь стоит ужасный Вий, способный вышибить из несчастного человека дух одним лишь взглядом. Про «поднимите мне веки» мы все помним с детства, но в 2014 году знакомый наизусть гоголевский сюжет подвергся смелой трансформации. В картине Олега Степченко Вий не просто предстал в 3D: режиссёр превратил затерянную в лесах деревеньку в настоящую обитель зла, где вообще ни на кого не стоит полагаться. Случайно попавший в эти края англичанин с ужасом понимает, что гостит у самого дьявола — или, по крайней мере, у его лучших друзей. Недавний собутыльник запросто может превратиться в жуткого монстра, в воздухе кружатся зубастые твари, ну и заглавный монстр спешит порадовать своим появлением. Без покойной панночки и её транспортного средства тоже не обошлось. В итоге из классического произведения, основанного на сказании, получился безумный аттракцион, в котором жизнь и смерть сливаются в одно целое.

«Вий» (2014)

«Ведьма», 2015

Оригинальное название картины Роберта Эггерса звучит как «Ведьма: Сказки Новой Англии», заранее настраивая зрителя на встречу с преданиями. Неудивительно, что ошеломлённые критики потом писали про «ужас, который у всех нас в крови». Режиссёр с детства увлекался темой ведьм, а при работе над фильмом консультировался со специалистами по Англии XVII века и народным сказаниям об особенных женщинах, шабашах и колдовстве. Сюжет рассказывает о семье, покинувшей пуританскую общину, чтобы поселиться на собственной ферме, — а в итоге столкнувшейся с жутким кошмаром, началом которого становится исчезновение младенца. «Ведьма» заслужила высокие оценки: зрители и глазом не успевали моргнуть, как забывали про стандартные приёмчики производителей хорроров и полностью погружались в атмосферу давно минувших дней. Сам Стивен Кинг потом признался, что этот фильм его «до чёртиков напугал».

«Ведьма» (2015)

Бесплатная подписка ivi.ru для абонентов МТС

Андрей Митрофанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Новое и лучшее