«Солнцестояние» и другие ужасы с фольклорными корнями
Снявшего «Солнцестояние» режиссёра Ари Астера разглядели в прошлом году, после выхода его дебютного и очень нестандартного хоррора «Реинкарнация». В своём новом проекте постановщик постарался сохранить стиль, но при этом лишить героев благ цивилизации. Действие происходит на свежем воздухе, среди людей, сбежавших от большинства ради образа жизни предков: простая одежда, нехитрая пища и шокирующие стороннего наблюдателя обычаи. Рассказываем, как обычные американцы попали на ритуальный праздник середины лета в Швеции, что из этого вышло и в каких ещё фильмах фольклор использовали, чтобы всех нас перепугать.
Смотреть фильмы и сериалы бесплатно, легально и без учёта трафика? Абоненты МТС могут сделать это на ivi.ru, подключив подарочную подписку на 2 месяца за 0 рублей.
«Солнцестояние», 2019
Сталкивая две разбросанных по времени точки зрения на окружающий мир, Астер показывает слабыми и наивными именно своих современников. Молодые, обеспеченные и привыкшие к праздности американцы отправляются в Европу вроде бы с научными целями, но на самом деле — в погоне за новыми ощущениями. Исключение составляет только главная героиня «Солнцестояния», только что пережившая жуткую семейную трагедию девушка по имени Дэни. Она пытается найти в отрезанном от цивилизации поселении лекарство от собственных страхов. Но когда выясняется, что на самом деле творится в этом пугающем месте, населённом подозрительно улыбчивыми людьми, поздно оказывается уже для всех, и рассчитывать приходится только на собственные силы.
Режиссёр, как и год назад, не отказывает себе и зрителю в жестоких сценах, игнорируя при этом традиционные для современных ужастиков приёмы. Неспешное повествование, нагнетающая тревогу музыка, намёки и знаки — всё это действует на публику гораздо эффективнее скримеров и монстров. Неуютно становится и героям, и тем, кто за ними наблюдает. Нарочито дружелюбная, но явно чуждая община поглощает туристов, которые упорно врут сами себе, что всё в порядке, — этот процесс подан с потрясающим авторским старанием, и безысходность в этом фильме слишком легко спутать с перерождением. Астер умело использует тягу людей к забытым традициям и их страх перед ними: на выходе получается непростое, но затягивающее кино, которое у вас точно не получится посмотреть и забыть.
«Проклятие плачущей», 2019
Мексиканцы передавали из уст в уста историю женщины, которую они назвали Ла Йорона — то есть Плакальщица. Считалось, что при полной луне можно было услышать её стенания о детях и тем самым прибавить себе седых волос в любом возрасте. Для того чтобы до этой истории добралась фабрика хорроров имени Джеймса Вана, нужно было только время — в итоге «Проклятием плачущей» скрасили ожидание развития основных франшиз: про куклу Аннабель, походы в Астрал и жуткие приключения супругов Уоррен. Действие создатели фильма перенесли в 1973 год, чтобы жертвы призрака не могли пользоваться мобильной связью и жаловаться на Ла Йорону в социальных сетях. По сюжету социальный работник Анна пытается разобраться в обстоятельствах трагедии, случившейся с чужими детьми, и невольно подвергает серьёзной угрозе своих. Призрак плачущей женщины, поначалу казавшийся навеянной усталостью иллюзией, принимается с завидным упорством донимать семью — и нужно как можно быстрее выяснить, как избавиться от злобного духа.
«Другой», 2018
Сюжеты, связанные с подменой детей, существуют в фольклоре самых разных народов, и ирландцы не исключение: время от времени в стране выходят атмосферные фильмы ужасов на эту тему. Примета хорошая: режиссёра ленты «Из тьмы» (2015) Корина Харди уже переманил голливудский конвейер, создателю «Другого» Ли Кронину тоже вряд ли придётся долго ждать. История вроде бы проста до неприличия: расставшись с мужем, молодая женщина переезжает с сыном в небольшой городок, окружённый лесом. В лесу есть большая яма, которую мальчик неизбежно находит — и возвращается домой совершенно другим. Главной героине приходится принять решение: делать вид, что ничего не случилось, или дать бой странному существу, принявшему обличье её ребёнка. Необычным «Другого» делают нюансы: оригинальная съёмка, разного рода визуальные намёки и сценарий, который до самого конца не позволяет разобраться, всё ли в порядке с головой у мамы и кем на самом деле является сынок.
«Вий», 2014
Восточнославянская мифология тоже богата на существ, с которыми лучше не встречаться, — и особняком здесь стоит ужасный Вий, способный вышибить из несчастного человека дух одним лишь взглядом. Про «поднимите мне веки» мы все помним с детства, но в 2014 году знакомый наизусть гоголевский сюжет подвергся смелой трансформации. В картине Олега Степченко Вий не просто предстал в 3D: режиссёр превратил затерянную в лесах деревеньку в настоящую обитель зла, где вообще ни на кого не стоит полагаться. Случайно попавший в эти края англичанин с ужасом понимает, что гостит у самого дьявола — или, по крайней мере, у его лучших друзей. Недавний собутыльник запросто может превратиться в жуткого монстра, в воздухе кружатся зубастые твари, ну и заглавный монстр спешит порадовать своим появлением. Без покойной панночки и её транспортного средства тоже не обошлось. В итоге из классического произведения, основанного на сказании, получился безумный аттракцион, в котором жизнь и смерть сливаются в одно целое.
«Ведьма», 2015
Оригинальное название картины Роберта Эггерса звучит как «Ведьма: Сказки Новой Англии», заранее настраивая зрителя на встречу с преданиями. Неудивительно, что ошеломлённые критики потом писали про «ужас, который у всех нас в крови». Режиссёр с детства увлекался темой ведьм, а при работе над фильмом консультировался со специалистами по Англии XVII века и народным сказаниям об особенных женщинах, шабашах и колдовстве. Сюжет рассказывает о семье, покинувшей пуританскую общину, чтобы поселиться на собственной ферме, — а в итоге столкнувшейся с жутким кошмаром, началом которого становится исчезновение младенца. «Ведьма» заслужила высокие оценки: зрители и глазом не успевали моргнуть, как забывали про стандартные приёмчики производителей хорроров и полностью погружались в атмосферу давно минувших дней. Сам Стивен Кинг потом признался, что этот фильм его «до чёртиков напугал».
Бесплатная подписка ivi.ru для абонентов МТС
Андрей Митрофанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции