«Русалка. Озеро мёртвых» и ещё четыре попытки сделать хоррор российским
На отечественные экраны вышла очередная попытка режиссёра и сценариста Святослава Подгаевского доказать миру, что в России тоже могут снимать очень страшное кино. «Русалка. Озеро мёртвых» с самого начала обещала быть ещё более жуткой, чем фильмы-предшественники. Получилось, как всегда, интересно, пусть и не без изъянов — и это прекрасный повод вспомнить, кому ещё из кинематографистов страны удавалось сделать что-то заметное в жанре «хоррор».
«Русалка. Озеро мёртвых»: не с той связались
На сегодняшний день Подгаевский — по сути, единственный постановщик, которого прочно ассоциируют с понятием «российский фильм ужасов». Начав с дешёвого, но местами амбициозного «Владения 18», специалист вышел на конвейерный темп — снимать по ужастику в год. Над «Пиковой дамой» зритель повеселился, на сеансах «Невесты» ему стало уже не так смешно: неприятные ассоциации со смертью режиссёр смешал с приёмами, которые гарантированно присутствуют в любом американском или европейском фильме ужасов современности: отталкивающий грим, резкие появления «потусторонних существ» и соответствующее звуковое сопровождение.
У «Русалки» есть ещё один козырь: в отличие от «Пиковой дамы», являвшейся экранизацией городской легенды, и «Невесты», уходившей сюжетом в российское прошлое, новый фильм Подгаевского берёт за основу фольклор. В нашем тихом омуте водятся не черти, а куда более коварные существа, способные заморочить голову кому угодно. Прибавьте сюда таинственные обряды, похищения тел и провинциальные пейзажи — получится страшное кино, которое хоть как-то пытается отличаться от западных аналогов. Впрочем, в этом случае импортозамещение опять не задалось идеально: претензии есть и к актёрам, и к съёмочной группе. Главной героине не хватило эмоций, графике — реалистичности. «Русалка» старается напугать, но забывает о качестве, и нежелание держать планку проявляется по ходу всего действия. Фильм получился жуткий, но банальный. Впрочем, режиссёр ещё достаточно молод продолжает набивать шишки и учиться на своих ошибках.
«Маршрут построен»: вылезай, приехали
Режиссёр Олег Асадулин в 2010 году попробовал свои силы в жанре «хоррор», сняв картину «Фобос. Клуб страха», которая скорее развеселила зрителя, нежели напугала. Тем не менее постановщик не сдался: сначала поработал над «Тёмным миром» про потустороннюю угрозу, а потом снова взялся за фильм ужасов. «Маршрут построен» вышел в свет в 2016-м, его создатели попытались выехать на сведении в одно целое сюжетов нескольких классических голливудских страшилок, включая «Кристину» от самого Стивена Кинга.
К фильму, как ни удивительно, оказались благосклонны кинокритики, которым показалось, что лента Асадулина страдает теми же недугами, что и почти любой американский хоррор: неумный сюжет и обилие штампов. История о том, как молодая семья купила автомобиль с не самым лучезарным прошлым и призраком на заднем сиденье, показалась вполне приемлемой и зрителю: высоких оценок «Маршруту» не поставили, но и совсем уж смешивать с грязью не стали. Дополнительным плюсом стало музыкальное сопровождение, которое написал DJ Грув.
«Маршрут построен» (2016)
«Мёртвые дочери»: хотели как лучше
Когда в 2007 году в прокат вышел фильм Павла Руминова «Мёртвые дочери», зритель рванул в кинотеатры: уж очень привлекательно выглядел проект, обещавший зрителю мистику голливудского масштаба. По сюжету таинственные призраки сживали со свету проклятых обывателей, уличив их в плохих поступках, наказание неотвратимо следовало за преступлением, а персонажи старательно пугали друг друга, пересказывая леденящую кровь легенду.
В итоге вышло не очень: наполеоновские планы молодого режиссёра свели на нет развязная операторская работа, плохо проработанный сценарий и невнятная игра актёров. Результат — низкая оценка публики и полное отсутствие прибыли. Руминов, конечно, старался вызвать у зрителя испуг, но сделал это так, что зевать посетителю кинозала хотелось не меньше, чем дрожать.
«Мёртвые дочери» (2007)
«Дизлайк»: за что боролись
Но режиссёр не стал опускать рук после неудачи «Мёртвых дочерей», и в 2016 году снова предпринял попытку завоевать расположение публики фильмом ужасов. Им стал «Дизлайк»: речь шла уже вовсе не о вещах мистических — в центре сюжета оказались видеоблогеры, за которыми открыл охоту маньяк в маске. Герои, как положено, до самого финала пытаются определить, кто именно является убийцей, — таким образом, постановщик попытался разыграть в современных российских реалиях классический слэшер вроде «Крика» или «Пятницы, 13».
Создатели картины ещё до премьеры заявили, что не претендуют на место в истории кинематографа, а снимают прямолинейно развлекательный продукт про обильно разлитый по полу кетчуп. И хотя на этот раз режиссёра ругали за излишнее стремление угодить массовой аудитории, фильм многие посмотрели с удовольствием. Он, по крайней мере, не нагонял на публику тоску, а многие издания опубликовали на «Дизлайк» положительные рецензии. Позитива прибавило и саркастическое отношение режиссёра к происходящему. Видеоблогеров он, видимо, жалует не очень.
«Дизлайк» (2016)
«Юленька»: сами виноваты
Желание смешать в одном проекте хоррор и триллер возникло и у режиссёра Александра Стриженова — результатом стала картина «Юленька» про школьницу с маниакальными замашками. Марат Башаров исполнил в фильме роль учителя, который постепенно понимает, что ему достался непростой класс: детишкам гораздо больше нравится доводить окружающих до могилы, нежели зубрить уроки и сидеть за партами.
«Юленька» активно использовала понятие боязни детей, а в итоге и вовсе дошла до того, чтобы продемонстрировать зрителю сознание взрослой женщины, заключённое в теле школьницы. Публике не очень понравилось, как со своей ролью справилась юная актриса Дарья Балабанова, но в целом фильм получил одобрительные отзывы. Лента содержит в себе жанровое разнообразие, превращаясь то в кино про школьников, то в семейную драму, но триллер при этом никуда не пропадает. Безжалостный финал зрители тоже оценили по достоинству.
«Юленька» (2008)
Андрей Митрофанов. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Посмотреть фильмы ужасов со смартфона и планшета можно в онлайн-кинотеатре ivi. В этой видеотеке — более 30 тысяч фильмов и сериалов. Абоненты МТС могут получить в подарок подписку на сервис и смотреть кино бесплатно в течение двух месяцев.
Чтобы сделать это, наберите команду *347# и нажмите клавишу вызова. Подробности акции здесь