Каскадные рассылки: что это, как запустить и измерить эффективность
Когда нужно с наибольшей вероятностью донести важную информацию до клиента — например, отправить код подтверждения или статус заказа, компании применяют каскадные рассылки.
Этот инструмент удобен маркетологам, он позволяет экономить на коммуникации и увеличивает процент конверсии. Рассказываем, как подключить каскадные рассылки, что учесть при их настройке и зачем измерять их эффективность.
Что такое каскадные рассылки
Вот что такое каскадные рассылки простыми словами: их можно представить как цепочку последовательных сообщений в разных каналах связи. Алгоритм начинается с самого бюджетного канала и движется в сторону самого дорогого, пока сообщение не окажется прочитанным.
Система выглядит как ступени, по которым сигнал поднимается в соответствии с настройками. Если на первой ступени за определенный промежуток времени не получено оповещения, что информация получена и прочитана, подключается следующая.
Иначе говоря, каскадная рассылка — это многоканальный месседжинг, где можно самостоятельно выбрать, какие именно каналы включаются в цепочку. Сервис дает бизнесу несколько плюсов:
- Гарантированное прочтение. Алгоритм остановится только тогда, когда сообщение будет доставлено и открыто.
- Расширение охвата. Чем больше каналов подключено к рассылке, тем больше потенциальных клиентов получат коммерческую информацию.
- Брендирование рассылки. Сервис позволяет указывать собственный логотип, название, контакты, оставлять ссылки и прикреплять файлы.
- Снижение расходов. Пакетная рассылка дешевле, чем точечная, к тому же цепочка позволяет сегментировать отправку сообщений. Она начинается с самых доступных каналов, а более дорогие подключаются только при необходимости.
- Автоматизированная коммуникация. Чтобы запустить рассылку, достаточно один раз настроить алгоритм, а затем менять только содержание сообщений и целевые группы аудитории. Все остальные действия происходят автоматически.
- Гибкость настройки. В зависимости от целей месседжинга и параметров клиентской базы можно подбирать разные коммуникационные каналы в любой последовательности. Например, ненавязчивую рекламу можно отправлять только через мессенджеры и социальные сети, а для сервисных сообщений подключить push.
Простое внедрение позволяет всего за пару дней качественно изменить подход к текстовому взаимодействию с клиентами. А благодаря интеграции с CRM и другими рабочими инструментами компании создают эффективную коммуникационную среду, в которой экологично, но настойчиво передается важная информация.
Принцип работы каскадных рассылок
Цепочка выстраивается так, чтобы прерваться только в момент совершения клиентом целевого действия. Таким действием может быть и простое прочтение сообщения, и, например, переход по ссылке или подписка на новостные публикации.
Триггером для перехода на следующую ступень могут быть разные факторы:
- Статус доставки. Наиболее используемый вариант. Дело в том, что он исключает переспам. Цепочка прерывается тогда, когда одно из сообщений получает статус «Доставлено» или «Прочитано» в зависимости от канала. Например, в Viber сообщение может оказаться недоставленным — это означает, что абонент не в сети или вовсе удалил мессенджер. Тогда можно отправить традиционное SMS.
- Временной интервал. Можно задать переход на следующий этап через определенные промежутки времени, к примеру, через 30 минут. Окажутся задействованы все каналы, но оповещения могут при этом дублироваться в разных, что для клиента будет выглядеть как спам. Вариант уместен только для крайне важной информации — например, отправки кода для подтверждения оплаты, где новый канал может подключаться уже через несколько секунд.
Сегментация каналов позволит выявить наиболее эффективные, а затем внести корректировки в каскад, чтобы повысить конверсию рассылок.
Подробный алгоритм запуска каскадной рассылки
Чтобы настроить каскадную рассылку, нужно в личном кабинете подключенной платформы воспользоваться шаблонами. При интеграции с CRM они отразятся в соответствующем разделе системы. Далее порядок действий таков:
- Ручная или автоматическая настройка. Вручную создать цепочку можно в сервисе каскадных рассылок с помощью готовых блоков. Здесь подключаются необходимые каналы и выстраивается схема. В CRM процесс настройки автоматизирован. В рабочем поле можно:
- задать имя отправителя;
- загрузить базу контактов;
- выбрать каналы и их последовательность;
- написать текст сообщения;
- дополнить текст логотипом и т. д.
- Указание триггеров. Сценарий может быть привязан к разным событиям, например, регистрация на сайте, брошенная корзина. Кроме того, рассылки создаются в дни праздников, распродаж, акций. Для каждого сценария указываются свои триггеры перехода на следующую ступень. Так, для забытой корзины это может быть переход на сайт или в приложение по ссылке, а для поздравления с праздником достаточно статуса «Доставлено».
- Тестирование. Чтобы понять, какие каналы эффективны для заданной аудитории, при первом запуске стоит попробовать подключить максимально возможное их количество. Проанализировав эффективность каждого, можно сформировать рабочий пул, который составит основу каскада.
- Оценка результатов. После каждой рассылки изучается отчет, чтобы изменить сегментацию аудитории, определить оптимальное время запуска и другие важные параметры.
Как правило, интерфейс сервисов рассылки прост и интуитивно понятен. Например, c
Как выбрать целевую аудиторию и контент для рассылки
Нелогично, к примеру, рекламировать скейты клиентам в возрасте 60+. Поэтому и рассылки должны учитывать особенности целевой аудитории. Прежде всего это выражено в выборе канала, который популярен в той или иной социальной группе. Например, в российских мегаполисах Viber используется редко. Здесь уместнее другие мессенджеры и социальные сети. Завершить цепочку можно SMS-сообщениями.
Поэтому перед подготовкой рассылки нужно проанализировать и сегментировать аудиторию, составить несколько обобщенных портретов покупателей и под них настроить алгоритмы. Для каждого определяются интересы, время активного использования смартфона.
При этом включать в каскад стоит только клиентов из своей базы. Они уже дали свое согласие на сотрудничество и настроены лояльно. «Холодные» сообщения малоэффективны и могут нарушить права потенциальных потребителей в соответствии с законом «О рекламе».
Текст сообщения также подбирают под каждый отдельный проект. Он должен быть гибким, чтобы при необходимости получилось сократить или, наоборот, развернуть. Это связано с особенностями разных площадок — некоторые позволяют объемное содержание, а в других количество символов может быть очень ограниченным. Важно, чтобы в сообщениях в мессенджерах и соцсетях не было прямой рекламы. Обычно их роль информирующая с привлечением внимания и предложением изучить вопрос подробнее по ссылке. Реклама возможна в push, e-mail-рассылке и голосовых обзвонах.
Методы измерения эффективности каскадных рассылок
Качество клиентской базы оказывает прямое влияние на эффективность месседжинга. При этом его результаты также помогают поработать с контактами: выявить неактивные, отметить нелояльных клиентов, заменить данные на актуальные.
Также можно использовать несколько стандартных метрик для выявления наиболее эффективного канала:
- доставляемость сообщений — процент доставленных месседжей;
- отказы или недоставленные письма (в том числе по техническим причинам или из-за неверных контактов);
- открываемость — процент открытых писем;
- кликабельность — процент перехода по ссылке;
- итоговая конверсия — показатель выполнения целевого действия, к примеру, регистрации или заказа;
- блокировки и спам — отражает негативные реакции адресатов;
- окупаемость каждой отправки.
Все необходимые для аналитики данные отражаются в подробных отчетах, которые формируются каскадным сервисом по итогам каждой рассылки.
Примеры успешных каскадных рассылок
Польза каскадного месседжинга заметна по результатам реальных примеров внедрения в разных бизнес-сферах.
Медицина
В медицинском центре «Архимед» сотрудники регистратуры помимо приема посетителей выполняли функцию телефонных операторов — обрабатывали входящие и исходящие звонки. Среди задач было много рутинных: напоминания о визите, сбор отзывов, сообщения о получении результатов анализов. Это отнимало рабочее время, ресурсы на телефонию.
Благодаря каскадным рассылкам удалось оптимизировать коммуникацию с клиентами. С помощью цепочки сообщений пациенты гарантированно получали нужную информацию через разные, удобные для каждого отдельного клиента каналы. Кроме того, удалось наладить оповещения об акциях, например, о ежемесячном «Дне здоровья» со скидками на базовые обследования. Здесь сработала цепочка «Viber — Email — Голосовые сообщения — SMS».
Интернет-магазин
Коммуникация онлайн предполагает поиск удобных способов быстро и достоверно передать информацию. Некоторые данные для электронной коммерции относятся к очень важным, поэтому нужно своевременно сообщать их покупателям. Например, если непонятен статус заказа, клиент начнет звонить на горячую линию и испытывать раздражение.
Поэтому здесь каскадная рассылка становится частью качественного сервиса. Кроме того, она помогает стимулировать продажи с помощью напоминаний о товарах в наличии, персональных подборках, забытой корзине и прочих маркетинговых приемов. Эффективным стал алгоритм «Push — Email — SMS».
Службы доставки
Для курьерских служб важна своевременность. Это касается не только непосредственной доставки, но и информирования об изменении сроков, данных курьера, уточнения адреса. В рассылке могут дублироваться основные параметры заказа, чтобы они были всегда под рукой у адресата. В сообщении обычно отправляют информацию о дате и точном времени прибытия курьера, его контакты для прямой связи. Это делает взаимодействие понятным обеим сторонам.
Клиенту не придется звонить в службу поддержки и выяснять детали, а сотрудник сможет правильно рассчитать свое рабочее время. Результатов удалось добиться с каскадом «Push — Viber — Email — SMS».
Заключение
Каскадные рассылки — еще один современный инструмент, который помогает оптимизировать текстовую коммуникацию с аудиторией. Теперь, чтобы сообщить клиентам важную коммерческую информацию, не нужно вручную запускать разрозненную отправку сообщений по всей базе через разные каналы. Достаточно настроить под свои параметры работу специального сервиса и запускать рассылки за несколько кликов.
При этом такие показатели, как доставляемость и открываемость, оказываются выше, а стоимость одного сообщения — ниже. Оцените преимущества каскадных рассылок с сервисом МТС Exolve.