Как малому бизнесу собрать команду мечты: мнение эксперта

24 октября 2022

Как малому бизнесу выдерживать кадровую конкуренцию с крупными компаниями? Как собрать команду мечты и удержать ценных сотрудников? Об этом мы поговорили с руководителем направления IT-подбора МТС Банка Ольгой Шабалиной и собрали главные тезисы в чек-лист.

Больше полезных советов, чек-листов и горячих прямых эфиров для предпринимателей — в Telegram-канале МТС Твой Бизнес.

Содержание
Развернуть

    Что такое «команда мечты»?

    Каждый бизнес-лидер определяет для себя понятие «команда мечты» самостоятельно. Волшебной таблетки нет, эффективная команда будет разной в зависимости от целей и формата вашего бизнеса.

    Но есть базовые характеристики, на которые можно опираться:

    • компетентные специалисты;
    • постоянный состав команды, низкая текучесть персонала;
    • открытое и регулярное обсуждение задач и целей;
    • наличие карьерных маршрутов;
    • понимание значимости командных результатов и своей работы;
    • совместное решение рабочих проблем;
    • чётко сформулированная миссия и поддержание корпоративных ценностей.

    Как малому бизнесу привлекать талантливых специалистов?

    Частая проблема малого бизнеса: не хватает силы бренда, чтобы привлечь «звёзд» с рынка труда. Таким специалистам важна не только высокая зарплата, но также корпоративная культура, система мотивации, уровень задач.

    Чтобы замотивировать потенциальных сотрудников:

    1. Задайте себе вопросы про позиционирование и миссию. Кто мы? Про что мы? Зачем мы существуем?

    2. Сформулируйте чёткий образ команды, которую вы хотите собрать, со сбалансированными ролями. Тут можно опираться не только на компетенции, но и на особенности личности. В помощь — модель четырёх ролей Ицхака Адизеса. По этой модели каждая роль должна присутствовать в команде, а члены коллектива — дополнять друг друга.

      Вот эти роли:

      • Исполнитель.

      • Контролёр. Он же — менеджер, который анализирует результаты и мониторит изменения.

      • Предприниматель. Идейный вдохновитель команды, который внедряет лучшие практики с рынка.

      • Интегратор. Связующее звено, поддерживает командный дух, выслушивает, старается помочь.

    3. Создайте для сотрудников баланс между интересными новыми задачами и текучкой.
    4. Внедрите культуру регулярного обучения сотрудников: это инвестиция в команду и классный инструмент решения бизнес-задач.

    Материал по теме
    Что изменится для малого бизнеса до конца 2022 года?

    Как малому бизнесу хантить сотрудников из больших компаний?

    Экшен-план простой: проработайте портрет соискателя, составьте список компаний, из которых вы хотели бы взять кандидата, далее проработайте selling points вашей компании. Что вы можете ему предложить, чтобы заинтересовать? Например, собрать с нуля команду разработчиков, вывести новый продукт на международный рынок и т. д.

    Ольга Шабалина
    Руководитель направления IT-подбора МТС Банка
    Целевая аудитория небольших компаний — те, для кого важен челлендж. Это определённая категория соискателей, которые не гонятся за брендом.

    А зарплату нужно указывать?

    Рекрутеры делятся на два лагеря — за и против. С одной стороны, указав зарплату, вы сразу отсеете кандидатов, требования которых сильно разнятся с тем, что может предложить компания. Это сэкономит ваше время и позволит сосредоточиться на общении с другими соискателями.

    С другой стороны, вопрос оплаты зачастую удобнее обсудить с кандидатом в устном формате. Например, во время первого звонка вы можете спросить: какой у него текущий уровень оклада, комфортный уровень и нижняя планка, ниже которой он не готов согласиться на оффер. Это позволяет держать руку на пульсе во время всей коммуникации с соискателем и в любой момент вернуться в изначальную точку договорённостей.

    Что делать, если на вакансию приходят нерелевантные отклики или откликов мало?

    1. Проанализировать требования и условия вакансии с точки зрения баланса. Слишком жёсткие требования сужают воронку кандидатов.
    2. Подсмотреть, что делают конкуренты, — на каких площадках они ищут аналогичных специалистов.
    3. Если существует проблема в части узнаваемости бренда, проработать совместно с маркетингом более продающее описание вакансии.

    Ещё больше о том, как привлекать и удерживать лучших сотрудников, даже если у вас небольшая компания, Ольга Шабалина рассказывала в эфире Telegram-канала МТС Твой Бизнес.

    Теги: