С чего начать бизнес: чек-лист для будущих предпринимателей

20 мая 2022

Часто те, кто мечтает открыть свой бизнес, не понимают, с чего начать, какие шаги предпринять и в какой последовательности. Мы составили чек-лист, который поможет начинающим бизнесменам на старте.

Любой бизнес необходимо официально оформить — чтобы всё было по закону. Бесплатно зарегистрировать своё дело — без походов в налоговую и лишней бюрократии — помогут специалисты «МТС Твой бизнес».

Узнать подробнее

Содержание
Развернуть

1. Выберите нишу

Любой бизнес начинается с выбора области, куда вы будете инвестировать время и деньги. Если всё сделать грамотно, можно снизить возможные риски.

На этом этапе ответьте на следующие вопросы:

  • Чем вам нравится заниматься?
  • Есть ли у вас навыки, которые будут полезны в вашем деле?
  • Нужно ли вам научиться чему-то новому, чтобы стать эффективным в выбранном направлении?
  • Готовы ли вы заниматься вашим бизнесом в одиночку или вам понадобятся компаньоны?

Проще всего отталкиваться от личных интересов. Например, вас всю жизнь интересовала флористика — так почему бы не попробовать себя в цветочном бизнесе? Вы хорошо разбираетесь в кофе и кофейных напитках? Можно сделать выбор в пользу кофейни.

Если идей для бизнес-ниши нет, проведите мозговой штурм. Набросайте все возможные для вас варианты, присмотритесь к компаниям в вашем городе или регионе. Нелишним будет прочитать несколько книг с советами экспертов.

2. Изучите выбранную бизнес-сферу

Выбрали нишу? Теперь проанализируйте этот рыночный сегмент: преимущества, недостатки, конкурентов, подводные камни. Важно, чтобы выбранная вами ниша не просто была интересна вам, но и имела коммерческий потенциал. Поэтому продумайте, можете ли вы предложить в выбранной сфере товары или услуги, которые ещё недоступны в вашем регионе, получится ли у вас выдерживать конкуренцию и готов ли рынок к появлению вашего продукта. Если конкуренция высока, подумайте, как вы могли бы отстроиться от других игроков. Возможно, у вас получится выигрывать за счёт цены, качества или каких-то «фишек».

Изучите запросы аудитории в своей нише. Здесь вы можете проанализировать статистику спроса на товары и услуги, релевантные вашему продукту, по вашему региону. Также советуем изучить популярность запросов в поисковых системах.

Помните о главном — в выбранной нише вы должны разбираться досконально.

3. Определите целевую аудиторию и её платёжеспособность

На этом этапе выясните, кто будет приобретать ваш товар или услугу. Ваша задача — закрыть потребность конкретной группы потребителей или нескольких. Сегментируйте вашу аудиторию по ключевым параметрам:

  • пол;
  • возраст;
  • социальный статус;
  • уровень дохода;
  • семейное положение;
  • место проживания — в спальном районе или центре города.

Также важно выяснить проблемы целевой аудитории, её характер. Представьте ситуации, в которых у вашей ЦА может быть спрос на ваш продукт. Изучите, как и где ваши потенциальные клиенты приобретают релевантные товары и услуги. Если аудитория привыкла щупать товар, нужно будет продумать расположение магазина и склада. Если ЦА делает покупки в интернете, вы можете сэкономить на аренде торговой площади. Однако в этом случае нужно будет особо тщательно продумать вопрос с системой заказов и доставки

Глубокий анализ ЦА станет для вас отличным подспорьем на всех этапах бизнеса: от аренды помещения (если вы будете работать офлайн) до онлайн-продвижения продукта на рынке.

4. Продумайте карту товаров на основе проблем ЦА

Составлять карту товаров следует одновременно с анализом ЦА на основе её потребностей, проблем и болей. Здесь поможет мозговой штурм: запишите всё, что приходит в голову, и оставьте 5–6 самых удачных позиций. При этом стоимость оставшихся товаров сделайте градационной: от самой низкой цены до самой высокой. Чем полезнее товар, тем выше будет цена.

5. Проведите анализ конкурентов

Нет смысла осваивать рынок, если вы не знаете, как обстоят дела у ваших конкурентов. Изучите, сколько предложений есть в вашем регионе, как и кем они представлены. Если конкурентов слишком много, вы рискуете затеряться на их фоне. В этом случае имеет смысл сузить рыночную нишу.

6. Сформулируйте уникальное торговое предложение

УТП — это визитная карточка вашего бизнеса. Особые преимущества, уникальные характеристики продукта, инновации в его производстве, удобные условия доставки — всё это привлечёт внимание целевой аудитории и стимулирует продажи.

В УТП главное — конкретика. «Самый вкусный кофе» — не УТП, а утверждение, которое сложно подтвердить фактами. «Мы сами контролируем процесс обжарки кофе» — то, что можно вынести в уникальную особенность вашего бизнеса.

7. Составьте бизнес-план

Бизнес-план — это генеральная стратегия вашего бизнеса. На него ориентируетесь вы сами, ваши бизнес-партнёры и инвесторы.

Что необходимо внести в бизнес-план:

  • описание продукта;
  • целевую аудиторию;
  • УТП;
  • каналы продаж;
  • источники сырья;
  • анализ конкурентов;
  • себестоимость продукта;
  • производственный план;
  • организационные расходы;
  • ожидаемую прибыль;
  • план по продвижению продукта;
  • возможные риски и способы их устранения.

По факту, бизнес-план показывает, сколько денег вы потратите и сколько заработаете.

8. Определитесь с источником финансирования

Имея перед глазами точные и предполагаемые цифры, вы будете знать сумму для старта бизнеса. С этого момента можно решеть вопрос — где взять деньги.

Что может стать источником инвестиций:

  • личные сбережения;
  • банковский кредит;
  • средства инвестора;
  • государственный или частный грант.

Идеального средства здесь не существует. Всё решается индивидуально. Например, инвесторы охотнее вкладывают свои деньги в инновационные IT-проекты. А если вы — молодой предприниматель, попробуйте получить правительственный грант. Кстати, в этом материале можно найти информацию о подобной господдержке.

Материал по теме
Государственные гранты молодым предпринимателям в 2022 году — кто и как может получить

9. Посоветуйтесь с юристом

Перед запуском бизнеса необходимо продумать юридическую сторону вопроса, особенно в области налогообложения. Квалифицированный специалист поможет вам выбрать подходящую систему, проконсультирует по всем её особенностям. В дальнейшем помощь юриста вам понадобится, чтобы грамотно составить договоры, получить лицензии, если это требуется, и решать другие «бумажные» вопросы.

10. Зарегистрируйте бизнес

На старте вам необходимо выбрать форму регистрации вашего бизнеса — самозанятость, ИП или ООО. У каждой формы есть свои плюсы и минусы, поэтому рекомендуем прочитать наши материалы по этой теме: здесь и здесь. В них мы подробно рассмотрели основные моменты по формам регистрации и подводные камни.

И наконец — непосредственно регистрация бизнеса. Современные сервисы максимально упрощают этот процесс, а специалисты из «МТС Твой бизнес» и вовсе готовы взять все заботы на себя — совершенно бесплатно. А в качестве бонуса новые предприниматели получают свободный доступ к сервисам по запуску программы лояльности и проверке контрагентов.

Теги: