Что нужно знать малому бизнесу об участии в госзакупках?

17 августа 2021
Как подать заявку для участия в торгах, где искать заказчиков, что такое финансовое обеспечение и что будет, если не выполнить условия контракта, — отвечаем на эти вопросы.

Что такое госзакупки

Государственным учреждениям для нормальной работы тоже нужны услуги и товары. Например, мебель, транспорт, поставка лекарств, подготовка исследования и другое. Приобретать всё это на бюджетные деньги можно только через процедуру госзакупкок, которая проводится онлайн на специальных электронных торговых площадках (ЭТП).

На ЭТП госучреждение размещает заказ, в котором указывает подробные характеристики необходимого товара или услуги, а организации, желающие выполнить заказ, оставляют заявки на участие в тендере. Далее заказчик выбирает исполнителя: контракт получает тот, кто предложит самую низкую цену или лучшие условия. При участии в госзакупках заказчики и исполнители обязаны соблюдать требования закона 44-ФЗ.

Кто может участвовать в госзакупках

Стать исполнителем госзакупок могут:

  • юридические лица независимо от организационно-правовой формы, капитала и места нахождения (кроме офшорных зон);
  • физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ИП). Или самозанятые — но только на оказание услуг.

Компаниям, у которых есть задолженность по налогам, а также организациям в стадии ликвидации или банкротства участвовать в госзакупках не разрешается.

Что нужно для участия в госзакупках

Собрать документы:

  • Подтверждающие полномочия генерального директора (например, выписка из реестра юридических лиц — ЕГРЮЛ);
  • Устав компании;
  • Решение об одобрении крупной сделки — в нём указывают максимальную стоимость контракта, который готова исполнить компания;
  • Справка из налоговой службы об отсутствии задолженности;
  • Свидетельство саморегулируемой организации (СРО) — для некоторых закупок членство в СРО обязательное условие;
  • Лицензии и разрешения — для некоторых видов деятельности. Например, если предприниматель участвует в конкурсе на оказание геодезических работ, ему нужно предоставить сертификат, подтверждающий право заниматься этой деятельностью.

Получить ЭЦП

ЭЦП, или электронная подпись понадобится, чтобы пройти аккредитацию в Единой информационной системе по закупкам (ЕИС) и стать участником госзакупок. Подпись выдаёт специальный удостоверяющий центр. Услуга платная.

Зарегистрироваться в ЕИС

Для участия в тендере руководителю компании потребуется создать и подтвердить учётную запись на портале Госуслуг, а затем добавить в неё сведения о своей организации. После регистрации на портале автоматически создаётся личный кабинет, в который нужно добавить регистрационные данные — название компании, адрес, ИНН, выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Открыть спецсчёт

Если цена контракта свыше одного миллиона рублей, участник торгов должен открыть спецсчёт в банке и внести на него залог, чтобы материально подтвердить свою благонадёжность и намерение получить госконтракт. Сумма залога — от 5 до 30% от начальной максимальной цены договора. Эти деньги временно замораживаются на счёте.

Материал по теме
Расчётный счёт для ИП: зачем нужен, как открыть и как пользоваться

Где искать тендеры

Искать тендеры нужно через ЕИС. Это официальный портал, где размещают информацию о госзаказах. Чтобы найти подходящий контракт, можно воспользоваться поиском и настроить фильтры, например, указать этап закупки, диапазон цены и вид деятельности.

Все электронные закупки по 44-ФЗ, которые публикуют на сайте ЕИС, автоматически дублируются на федеральных электронных торговых площадках: «Сбербанк-АСТ», АСТ ГОС, ZakazRF, «Росэлторг», «РТС-тендер», НЭП, «ТЭК-Торг», Lot-online, ЭТП Газпромбанка (ГПБ).

Также закупки можно искать на сервисах по подбору тендеров, есть платные и бесплатные площадки. Самые популярные из них:

Как заключить контракт

Исполнитель выбирает тендер и подаёт заявку на участие. Важно успеть до указанного в документации срока.

Перед подачей заявки нужно проверить тендерную документацию. Рассчитать экономическую модель — доходы и расходы, чтобы участие в госзакупках не было убыточным.

Если компания побеждает в тендере, то в течение пяти дней после объявления результатов, ей нужно подписать контракт с заказчиком. Со специального счёта победителя госзакупок электронная торговая площадка спишет комиссию — 1% от суммы контракта, но не более 5 000 рублей, а для представителей малого бизнеса или некоммерческих организаций — 2 000 рублей. Участники, победившие в конкурсе по контракту до 1 миллиона рублей, сами перечисляют комиссию на банковский счёт площадки.

Ответственность исполнителя контракта

За ненадлежащее исполнение контракта, например, при нарушении сроков сдачи работ или при поставке товаров плохого качества заказчик может внести исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков, и два последующих года он не сможет участвовать в торгах. Кроме того, заказчик имеет право:

  1. начислить неустойку, штраф или пени;
  2. не вернуть обеспечение — забрать всю сумму залога или её часть. Если исполнитель воспользовался банковской гарантией для обеспечения контракта, заказчик может потребовать у банка возместить убытки. В этом случае исполнителю всё равно придётся платить, но только банку.
Обеспечить своё участие в тендере можно также с помощью банковской гарантии. Она позволяет не замораживать деньги и тем самым оставить их в обороте. Это важно, ведь для небольшой компании компании сумма обеспечения участия может оказаться довольно внушительной.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.