Онбординг: что это такое и как удержать нового клиента?
Термин «онбординг» объединяет все инструменты, которые позволяют познакомить нового клиента с продуктом, продемонстрировать ценность, удобство и преимущества сервиса и тем самым его удержать. Как это работает и что нужно знать для того, чтобы настроить вэлком-сервис правильно? Разбираемся.
Поиск новых клиентов — задача не менее важная, чем их удержание. Точно подобрать целевую аудиторию и адресовать рекламное сообщение именно тем, кому оно максимально интересно, удобно с помощью анализа больших данных. Запустить такую кампанию можно бюджетно и не обладая специальными знаниями — через сервис МТС Маркетолог.
Запустить кампаниюЧто такое онбординг?
Давайте начнём с вымышленного, но вполне реалистичного примера, который наглядно покажет, что такое онбординг.
Наш герой — Иван. Он активный человек, который только что переехал в другой город и хочет разобраться, какие спортивные клубы и мероприятия здесь имеются. Иван увидел рекламу приложения «Спортивный город». Оно обещало рассказать обо всех спортивных сообществах и предоставить календарь активностей в выбранном населённом пункте. Скачал, установил, но не понял, как выбрать локацию, настроить уведомления, не нашёл, где посмотреть отзывы о клубах. Неудобно, непонятно — удалил.
Разработчики, дизайнеры и маркетологи «Спортивного города» старались. Им удалось завлечь Ивана, но удержали они его только на пять минут. Кто же оказался несообразительным — пользователь или создатели приложения? Однозначно последние, так как не настроили онбординг, который сумел бы наглядно продемонстрировать ценность и удобство продукта.
Онбординг — первое знакомство с продуктом
Теперь разбираемся предметно: слово образовано от английского on board — «на борту». Можно провести параллель с посадкой пассажиров в самолёт, где стюардесса помогает каждому найти место, объясняет, как вести себя во время полёта, проводит инструктаж по технике безопасности. В маркетинге онбординг работает аналогично. Кстати, в
Зачем нужен онбординг?
Современный пользователь избалован выбором, он не будет разбираться со сложным интерфейсом и заумными функциями, а предпочтёт более простой аналог. Если не взять клиента за руку и не показать, как здесь всё работает, он уйдёт к конкуренту, который потрудился настроить онбординг.
Вот что говорит статистика:
- 50% новых пользователей уходят в течение первых трёх дней;
- 65% не работают с продуктом больше месяца;
- всего 4% остаются по истечении 90 дней.
Онбординг на сайте или в приложении позволяет:
- познакомить пользователя со всеми кнопками и функциями;
- наглядно показывает, как сервис помогает в решении проблемы;
- мотивирует к активному использованию сервиса, например даёт виртуальные награды, присваивает статусы;
- поясняет, где искать помощь, если
что-то пойдёт не так.
В целом онбординг даёт возможность решить три важные задачи: обучить, вовлечь и удержать пользователя.
Как настроить онбординг
Инструментарий вовлечения клиентов и их знакомства с новым продуктом может быть разным. Выбор зависит от типа и сложности сервиса. Расскажем об основных приёмах.
Приветственное письмо
Welcome-письмо или серия таких писем — это классический инструмент онбординга. Первое письмо отправляют, чтобы поприветствовать нового пользователя и показать, что сервис работоспособен. Последующие письма нацелены на обучение, мотивацию и более глубокое погружение пользователя в тему.
После регистрации на
каком-то ресурсе человек ждёт подтверждения, что все прошло успешно. Этим подтверждением и будет приветственное письмо. Его открывают практически всегда. Показатель RPE, выручки на одно отправленное письмо, по welcome в десять раз выше, чем по обычным письмам. Значит, от этого этапа онбординга напрямую зависит выручка.Интерактивный тур по сервису
Лучше не рассказать, а показать: позвольте пользователю самому понажимать кнопочки, применить разные настройки и оценить результат. Ненавязчиво направляйте и подсказывайте, чтобы после обучения человек смог повторить порядок действий самостоятельно.
Удобнее всего разбить тур на отдельные шаги со всплывающими подсказками, которые будут сообщать, как действовать на каждом этапе.
Ознакомительные свайпы
Это слайды или экраны, на которых отражены преимущества продукта и показано, как он работает. Свайпы используют и на сайтах, и в мобильных приложениях. На каждом из них отражается одна ценность: простая регистрация, заказ в один клик, экспресс-доставка и т. п.
Свайпы напоминают по формату «сторис» и сменяют друг друга автоматически или переключаются с помощью кнопки «далее». Они помогают визуализировать преимущества и короткими фразами донести максимум полезной информации.
Обучающее видео
Видеоролик, к которому предлагается перейти после завершения регистрации. Он содержит приветствие, благодарность за выбор сервиса и коротко рассказывает о его функциональных возможностях.
Современные пользователи предпочитают визуальный контент. Обучающий видеоролик отлично подойдёт для знакомства с продуктом без сложного функционала. Он увлекательнее традиционных текстовых форматов, не выглядит как стандартное обучение, цепляет и хорошо запоминается.
Шаблоны для пользователей
В зависимости от потребностей пользователю предлагается выбрать преднастроенное решение — шаблон. Это самый распространённый вид сегментированного онбординга.
К примеру, детские развивающие приложения просят выбрать возраст ребёнка и в соответствии с этим формируют задания и подсказки. А сервисы по созданию сайтов предлагают готовые шаблоны для разных сфер бизнеса, макеты для новостных порталов, интернет-магазинов, личных блогов.
Вовлечение через действие
Такой способ онбординга помогает узнать пожелания пользователя и предложить ему оптимальный вариант использования сервиса. Например, электронные библиотеки, музыкальные и киносервисы сначала интересуются предпочтениями пользователя, а затем предлагают сформированную специально для него подборку книг, музыки или фильмов.
Как оценить эффективность онбординга
Понять, насколько хорошо вы настроили процесс адаптации пользователей, помогают специальные метрики:
Churn Rate (СR) — отток клиентов.
CR = число ушедших к концу месяца / число оплативших следующий месяц * 100%.
Этот коэффициент показывает процент пользователей, отказавшихся от сервиса. Важно понять причины, по которым ушли клиенты. Возможно, онбординг затянут и не увлекателен или клиент не нашёл необходимый функционал. Следить, как меняется Churn Rate, нужно при любых корректировках онбординга.
Customer Retention Rate (СRR) — удержание клиентов
СRR = (число клиентов к концу периода — число новичков) / число клиентов в начале периода.
Показатель демонстрирует качество удержания клиентов. Предположим, вы выяснили, что больше всего клиентов уходят в первые три дня после регистрации. Это повод улучшить приветственное обращение, усилить мотивацию к использованию сервиса. СRR позволяет сравнить разные варианты онбординга и выявить неэффективные инструменты.
Life Time Value (LTV) — прибыль с клиента
Коэффициент показывает размер прибыли, полученной с клиента за весь период работы с ним. Рассчитывается суммированием всех оплат, произведённых пользователем. Важно следить, чтобы стоимость привлечения клиента не оказалась дороже LTV. На коэффициент влияет множество факторов и в первую очередь длительность сотрудничества с клиентом. Качественный онбординг увеличивает продолжительность взаимодействия и положительно сказывается на LTV.
Net Promoter Score (NPS) — потребительская лояльность
NPS = % лояльных клиентов − % недоброжелателей.
Индекс показывает, сколько пользователей готовы порекомендовать ваш продукт друзьям и знакомым. Попросите клиентов оценить эту готовность по шкале от 1 до 10. Лояльные клиенты поставят 7—10, недовольные — 0—6.
Резюме
Хороший онбординг, как приятное знакомство, располагает с первой встречи. Чтобы вовлечь и удержать как можно больше клиентов, сделайте их процесс ознакомления с сервисом простым и понятным. Направляйте и заинтересовывайте пользователей.
Помните про метрики, которые позволяют оценить эффективность адаптации. Экспериментируйте с онбордингом: меняйте посыл, подачу, дизайн и обязательно проверяйте результативность. Так вы сможете подобрать тот самый идеальный вариант, который поможет удержать клиентов надолго. А находить новых клиентов удобно при помощи сервиса МТС Маркетолог: он позволит донести ваше рекламное сообщение точно по адресу — нужной ЦА и через самые эффективные каналы.