Неудобные вопросы об облачных сервисах в бизнесе

15 июля 2016

Ежедневные задачи любой компании можно решать дешевле и комфортнее: вести бухгалтерию, клиентскую базу, работать в системе постановки и контроля исполнения задач, а также организовывать другие бизнес-процессы предприятия без привязки к месту и времени, с экономией на закупке «железа» и обслуживании. Все это дают облачные сервисы. Именно их, а не архаичные IT-системы все чаще выбирают мировые компании, особенно «облака» популярны у среднего и малого бизнеса. Чем хороши облачные технологии и сервисы, почему их не надо бояться – в кратком обзоре на МТС/Медиа.

Под «облаками» понимаются сервисы следующих типов:

  • IaaS – аренда вычислительных ресурсов дата-центров и систем хранения;
  • PaaS – аренда среды для создания приложений для программных разработчиков;
  • SaaS – доставка готовых программных продуктов клиенту через веб-браузер.

Что собой представляют «облака» физически?

Ничего. Во всяком случае, в буквальном смысле. Облачные сервисы – это программный продукт, решение, работу которого обеспечивает сторонний сервер. Для работы в «облаке» нужен стационарный или портативный компьютер, смартфон или планшет, а также выход в интернет. Благодаря такому раскладу облачный сервис может быть доступен отовсюду, где есть интернет – никакой привязки к конкретному месту.

Я привык все контролировать. Везде и нигде – это ненадежно.

Защищенность данных и бесперебойность бизнес-процессов в случае использования облачных сервисов может быть в разы выше, чем у традиционной IT-системы. Работу «облака» поддерживают профессионалы, а не доморощенные IT-специалисты. Малые и средние предприятия получают возможность снять с себя риски, которых не видят сисадмины, громоздящие надстройки по мере поступления задач, используя нелицензионное ПО, не принимая во внимание перегрузку сетей и так далее. Крупный бизнес тоже в выигрыше, так как менеджер получает рычаги управления системой через веб-интерфейс (мобильный и доступный всюду, где есть интернет) и поддержку разработчика.

Но если сервера подрядчика «лягут», то мой бизнес «встанет»?

Это может случиться, например, если «ляжет» ваш собственный сервер. Зато компания, поддерживающая облачный сервис, предусматривает дополнительные источники питания, регулярное резервирование ваших данных на случай их утраты из-за какого-то сбоя, другие решения, призванные минимизировать риски чрезвычайных ситуаций. Есть ли все это у вас? Для поставщика решение ваших IT-вопросов – профессиональный смысл жизни, а не второстепенная задача среди прочих.

Ну хорошо, моя компания занимается доставкой товаров. Зачем мне в «облака»?

Вам нужно где-то хранить данные о клиентах, рассчитывать логистику, вести административные вопросы и все взаиморасчеты. Если ваш бизнес развивается, то рано или поздно перед вами встанет вопрос масштабирования выбранной вами IT-системы. Коль скоро – мы в это верим – вы растете динамично, изменением IT-системы вам придётся заниматься постоянно: нанимать сотрудников, закупать оборудование, искать под него место.

«Облако» – это удобная альтернатива такой бесконечной гонке. Если ваша IT-инфраструктура завязана на «облако», ее масштабирование можно производить в несколько кликов мышью: вы просто закажете для себя больше ресурсов, запросите нужное количество новых подключений для сотрудников, закажете дополнительные услуги. Как и каким образом ваши «хотелки» реализует в «железе» и ПО, вас уже не заботит. Вам нужно – вы тут же это получаете.

В «облаках» могут работать любые офисные приложения – например, Microsoft Office, включая электронную почту, системы управления предприятием – 1С, CRM-системы, решения для безопасности – антивирусы и другие. Сотрудники получают удаленный доступ, вы лично – контроль процессов практически с любого устройства, компания – сокращение расходов на поддержку программного обеспечения, закупку оборудования, персонал.

С плюсами более или менее понятно. Какие минусы?

Конечно, есть и минусы. Для некоторых ваших сотрудников, но не для компании и общего дела. Во-первых, у исполнителей поручений не останется формальных причин для невыполнения заданий, ведь рабочие инструменты доступны из любой точки мира в любой момент – только подключись к интернету. Конец рабочего дня, больничный, отпуск – если есть экстренные рабочие вопросы, их можно беспрепятственно решить. Во-вторых, переход на программный аутсорсинг выявит человеческий «балласт» – вы поймете, с кем можно расстаться.

Могу предположить, что облачные технологии – это очень дорого.

Нет, во-первых, оплата подписки, как правило, выгоднее аналогичного «коробочного» решения. При этом, если вы решите прекратить пользоваться сервисами, без доплаты данные можно будет выгрузить. Во-вторых, при покупке софта часто дополнительно прилагают те продукты, которые вам не нужны, а платить приходится. В-третьих, вспомним еще раз про масштабируемость. Наращивание объемов – информации, пользователей, итераций – не влечет за собой удорожание систем.

А не может так случится, что «облака» – это просто очередное модное веяние, которое уйдет так же быстро, как и пришло?

Ничего вечного, конечно, нет. Давайте посмотри на цифры. Объем российского облачного рынка, по данным iKS-Consulting, за последние четыре года удвоился и равен 20,5 млрд рублей, а к 2018 году, по прогнозам специалистов, достигнет 31,7 млрд. Переход компаний на облачные технологии – не только российская, но и мировая тенденция. Активнее всего развивается сегмент программного обеспечения, предоставляемый клиенту через web-интерфейс, и аренда data-центров и систем хранения. В этом, положительном, смысле, «тучи» сгущаются. И раз мы не о погоде, то это хорошая для вас новость.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.