Как оплатить платную дорогу в России?

23 апреля 2024
© Yulia YasPe, shutterstock.com

Платной дорогой называют всю магистраль или её отрезок, проезд по которому нужно оплачивать. В России таких немало. Разберёмся, для чего они нужны, как и сколько платить за проезд.

Содержание
Развернуть

Для чего строят платные дороги?

Платная магистраль — это не прихоть, а удобство. Её строят как альтернативу действующей, когда та слишком узкая, проходит через большое количество населённых пунктов, изобилует лежачими полицейскими, светофорами и другими препятствиями, которые не дают двигаться быстро. Провести реконструкцию такой дороги или невозможно, или экономически нецелесообразно — дешевле построить новую. И эту задачу часто поручают частному подрядчику.

В зависимости от того, на каком уровне принято решение, платная дорога может быть муниципальной, региональной или федеральной. У всех «платок» есть владелец и оператор, который обслуживает трассу. Большинством российских платных дорог владеет госкомпания «Автодор», а оператором выступает дочернее предприятие «Автодор —Платные Дороги».

Самые известные «платки» в России — Московский скоростной диаметр (МСД), Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Петербурге, Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). Платные участки есть на автомагистралях М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, на дорогах Псковской области. Также оплата взимается за проезд по некоторым мостам и путепроводам.

Законодательное регулирование платных дорог

Использование платных дорог — в частности, строительство, реконструкция, плата за проезд и льготы — регламентируется ФЗ-257. По закону для любой платной магистрали обязателен бесплатный дублёр. Исключение — дороги Крайнего Севера, где очень сложно или невозможно сделать объезд. Такие участки для легковых машин делают бесплатными, проезд оплачивают только водители грузовиков.

Например, ехать в Санкт-Петербург из столицы можно по «платке» М-11 «Нева» или выбрать бесплатную альтернативу — М-10 «Россия». А из Москвы в Краснодар можно ехать по М-4 «Дон» с платными отрезками или бесплатно, построив маршрут через Тулу.

О приближении к платному участку водителей уведомляют заблаговременно: на обочине устанавливают информационное табло и делают на нём отметку, как перестроиться на бесплатный маршрут. Также устанавливают знак «Платные услуги», который обычно идёт в паре со знаком «Автомагистраль», а вот шлагбаумы есть не всегда.

Сколько нужно платить?

Цена проезда не всегда пропорциональна длине платного отрезка, на неё влияют:

  • время суток: ночью примерно вдвое дешевле, чем днём;
  • день недели: в будни тариф ниже, чем в выходные;
  • наличие транспондера — устройства для автоматической оплаты проезда, скидка за его применение может составлять от 15 до 50%;
  • категория автомобиля: цена проезда для легковушек и мотоциклов ниже, чем для грузовиков.

У всех операторов свои тарифы, льготные программы и спецпредложения. Точно узнать, в какую сумму выльется путешествие, поможет калькулятор на сайте оператора. Это существенно проще, чем суммировать стоимость всех платных отрезков пути вручную.

Допустим, вы планируете поездку к Чёрному морю и хотите ехать из Москвы в Краснодар в будние дни по автодороге М-4 «Дон». Забиваем данные в калькулятор «Автодора», и он выдаёт сумму 3500 рублей (но с транспондером дешевле).

Как оплатить платную дорогу в России?

Как платить за проезд

Есть несколько способов оплаты проезда:

  • наличными деньгами;
  • банковской картой;
  • посредством транспондера.

В зависимости от желаемого способа оплаты следует заранее занять нужную полосу. На некоторых полосах можно платить сразу несколькими способами, это отмечено на знаках навигации соответствующими пиктограммами.

Водители могут использовать транспондеры любого производителя, например, T-pass от «Автодор — Платные дороги», «ЗСД» от «Магистраль Северной столицы», «Главная дорога» от оператора «Новое качество дорог» и другие. Приобрести прибор можно на АЗС, в офлайн-магазинах, в онлайн-магазинах операторов, на маркетплейсах.

Закрепить транспондер нужно на лобовом стекле с помощью двустороннего скотча.

  • Купить устройство стоит, если вы регулярно пользуетесь «платками». Цена вопроса 4000–5000 рублей.
  • Если планируете разовую поездку, прибор можно арендовать: цена аренды T-pass составляет 5 руб./сутки, оформить прокат можно на срок от двух суток.

Схема оплаты на разных трассах может быть разной. Есть четыре варианта:

  1. При въезде — услуга оплачивается в начале пути у киоска кассира, деньги через транспондер также списываются на старте.
  2. При выезде — на старте нужно взять талон, а на выезде отдать его кассиру и заплатить за проезд.
  3. Смешанная схема — предполагает оплату на въезде с получением талона, который в конце участка нужно отдать кассиру.
  4. Свободный поток — никаких шлагбаумов и остановок для оплаты, машины двигаются через рамку с датчиками. Если есть транспондер, деньги списываются, если его нет или на нём нет денег, — сумма закрепляется за номером автомобиля. Внести оплату можно в течение пяти дней любым удобным способом:
    • через сайт или приложение оператора;
    • посредством USSD-запроса с мобильного телефона (код «Автодора» — *390#);
    • в Центрах поддержки клиентов;
    • в онлайн-банкингах некоторых банков;
    • в терминалах.

Что будет, если не оплатить проезд

Схема «Свободный поток» удобна тем, что не нужно тормозить у шлагбаумов. Но есть и минус: некоторые водители не замечают знаков, проезжают по «платке» и не вносят оплату в течение пяти дней. По истечении этого срока выписывают штраф:

  • для легковушек — 1500 рублей;
  • для грузовиков — 5000 рублей.

С даты получения штрафного постановления у автовладельца есть ещё 20 дней, чтобы внести оплату, тогда штраф будет отменён. Оплатить проезд после получения штрафа можно в личном кабинете на сайте Госуслуг.

Материал по теме
МТС Кто/Где — обзор приложения для отслеживания телефона

Советы водителям, планирующим использовать платные дороги

Подытожим сказанное и дадим несколько советов.

  • Платные дороги сокращают время в пути и позволяют поберечь машину, так как у них качественное покрытие. Большинство «платок» оборудованы комфортными зонами отдыха, АЗС, туалетами. При необходимости можно бесплатно воспользоваться услугами аварийного комиссара, эвакуатора. Видеонаблюдение — гарантия оперативной реакции на любую нештатную ситуацию.
  • Платить за проезд можно через транспондер, наличными или картой. Просчитывать стоимость поездок удобно в онлайн-калькуляторе на сайте оператора.
  • Если у вас стоит транспондер, при «Свободном потоке» держите дистанцию не менее 10 метров от впереди идущего автомобиля, чтобы оплату за его проезд не списали с вашего прибора и вам не пришлось платить повторно.
  • Отправляясь в отпуск, не нагружайте на крышу машины слишком много багажа. Есть риск, что с транспондера спишут большую сумму оплаты, перепутав категорию транспортного средства. Если груза много, лучше платить через кассира.
  • Если вы заехали на платную дорогу случайно, ни в коем случае не сдавайте назад, это чревато штрафом. Ищите карман для парковки, а затем сотрудника или езжайте на полосу для оплаты наличными и объясните кассиру свою ситуацию, он подскажет выход.

Когда едете отдыхать в компании на нескольких машинах, да ещё и по разным дорогам, из разных мест, очень удобно всегда знать, кто где находится. Решение этого вопроса — бесплатное приложение МТС Кто/Где. Будьте в курсе, обменивайтесь статусами на подробной карте и... исчезайте с неё, когда это нужно.
МТС Кто/Где
Скачать

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.