Как расхламить своё жильё и с чего лучше начать
Чтобы в жизнь пришло что-то новое, нужно освободить для этого место. Конец года — отличный повод избавиться от старых вещей. Поделимся советами, как расхламить своё жилище и поддерживать в нём порядок.
От каких предметов нужно избавиться?
Речь не о бытовых отходах. Расхламить квартиру — значит избавиться от вещей, которые:
- сильно поношены;
- давно не используются;
- используются, но не нравятся;
- дублируются;
- сломаны.
Хранить их в доме нет никакого смысла. Кроме того, у расхламления есть важные плюсы:
- Когда нет лишних вещей, уборку делать легче и быстрее.
- Организация пространства помогает увидеть, что у вас есть, а чего не хватает.
- Минимализм мотивирует относиться к покупкам осознанно — покупать меньше вещей, но лучшего качества.
- Меньше бардака — меньше стресса. Дом становится местом, где приятно находиться.
Общие правила расхламления
- Перед началом капитальной уборки сделайте фото. Бывает, что процесс расхламления затягивается, а глаз замыливается. Тогда фотография поможет вспомнить, с чего всё начиналось, и добавит мотивации.
- Ограничьте себя по времени. Начав разбирать шкаф, поставьте таймер, в идеале — не дольше 30 минут. Затем сделайте перерыв. Не пытайтесь убрать всю квартиру одним махом.
- Не оставляйте вещи «на подумать». Так они могут пролежать и месяц, и два, и дольше. Обычно, когда вы берёте вещь в руки, сразу понятно, нужна она вам или нет.
- В последнюю очередь разбирайте «сентиментальные» вещи, с которыми связаны приятные воспоминания. Распрощаться с ними тяжелее всего, так что для начала лучше потренироваться на более простых категориях.
- Если вам жалко отправлять вещь на мусорку, то можно подарить ей вторую жизнь. Чуть ниже мы расскажем, куда можно пристроить такое имущество.
Порядок расхламления
Для начала определите, с какой комнаты вы начнёте уборку. Затем выделите категории, например «шкаф», «комод», «холодильник». Далее план действий такой:
-
Выбираем категорию и достаём оттуда все вещи. Это нужно, чтобы оценить масштаб бедствия.
-
Перебираем по очереди каждую вещь и отвечаем на два вопроса про неё. Сначала рациональный: мне это нужно? Если это пуховик или зонтик, ответ очевиден: без них не обойтись. Но если таких зонтиков штук десять, и девятью из них вы не пользовались уже несколько лет, нет смысла оставлять их пылиться на антресолях. Затем эмоциональный: эта вещь меня радует? Есть вещи, которые мы любим, но используем редко, например красивое праздничное платье. Оно и сидит отлично, и настроение поднимает. Избавляться от любимчиков не стоит, просто следите, чтобы их не накопилось слишком много.
-
Для вещей, которые вы решили оставить, определите строгое место. Правильная организация — залог порядка.
Очень важно, пока вы занимаетесь одной категорией, не отвлекаться на другие. Будьте последовательны!
На что обратить внимание в каждой комнате
-
Кухня. Избавьтесь от посуды с трещинами, сколами. Проверьте срок годности у продуктов — ведь он есть даже у консервов и круп.
-
Спальня, детская. Все сломанные предметы лучше выбросить. Вытащите и переберите одежду: от поношенной и рваной можно смело избавиться. Ту, которая вам мала или просто не нравится, можно продать или отдать. Разберите прикроватные тумбочки, где годами копятся тетрадки, бумажки, билеты и прочие мелочи.
-
Гостиная. Проведите ревизию полок. Подумайте, какие безделушки и сувениры вам не нужны, какие книги вы не хотите перечитывать. Избавьтесь от старых журналов и газет. Присмотритесь к картинам, постерам. Возможно, какие-то из них уже не подходят вам по эмоциональному настроению.
-
Ванная. Переберите все тюбики и бутылочки, проверьте сроки годности и оставьте только те, которыми пользуетесь.
-
Кабинет. На столе обычно скапливается огромное количество всякой ерунды: многочисленные ручки, ластики, блокноты, записочки. Уберите лишние, оставив только те, что пригодятся вам для работы. Канцелярские принадлежности лучше хранить в выдвижном ящике стола или органайзере.
Что делать с ненужными вещами
Необязательно выбрасывать отобранные вещи, есть и другие способы расстаться с ненужным имуществом:
-
Продать. Одежду и вещи в хорошем состоянии всегда можно продать. Для этого есть популярные сайты объявлений, а также форумы и сообщества в соцсетях. А ещё вещи в хорошем состоянии можно отнести комиссионный магазин: так вещь получит вторую жизнь, а вы небольшую денежную компенсацию.
-
Сдать за небольшое вознаграждение. Сбор макулатуры и стекла — всё это работает до сих пор. Если вам не хочется самостоятельно сортировать и отвозить стекло или бумагу, то существуют сервисы, чьи сотрудники сами к вам приедут и заберут ненужные вещи. Например, в Москве это сервисы «Свалка» или «Чумодан». Вознаграждение обычно чисто символическое, но всё равно приятно. К тому же вы сэкономите время.
-
Отдать просто так. Для этого придумали фримаркеты, буккроссинги и фудшеринги. На фримаркетах люди обмениваются ненужными вещами, на буккроссингах — книгами, а фудшеринг для тех, кто случайно наготовил пять литров борща и готов им поделиться с нуждающимися.
Также можно отдать вещи в благотворительные фонды. Другой вариант — отдать вещи в магазин, где их продадут, а деньги направят на благотворительность. По этому принципу работают, например, Charity Shop и «Лавка радостей».
-
Сдать на переработку. Ещё один отличный вариант — сдать вещи на переработку, например, если у вас накопилось много ненужной одежды или пластиковой тары. Да, вознаграждение вы не получите, но сделаете доброе дело для экологии. Можно положить вещи в контейнеры для переработки или отнести в специальные пункты приёма.
Как организовать пространство после расхламления?
Итак, с ненужными вещами разобрались, а куда сложить нужные? Держите несколько лайфхаков, как организовать пространство:
- Уберите вещи, которыми редко пользуетесь, и сезонную одежду на верхние полки. Например, сложите их в интерьерные корзины.
- Приобретите контейнеры и подпишите, что в них. Так вы избавитесь от визуального шума, а вещи будет искать гораздо проще.
- Храните одежду в шкафу на вешалках вертикально. Такой способ экономит пространство и добавляет порядка.
- У вас есть пакет с пакетами? Если хотите иметь несколько пакетов про запас, лучше приобретите для них специальный контейнер — тогда он точно не разрастётся до огромных размеров.
- Используйте цоколь кухонного гарнитура. Обычно это пространство пропадает, но из него можно сделать дополнительное место для хранения, добавив выдвижные ящики.
Как не захламить квартиру обратно?
Часто бывает, что после расхламления вещи снова заполоняют жилище. Важно помнить о следующем:
- Фильтруйте то, что попадает в дом: выбрасывайте неинтересные рекламные листовки, не храните бесполезные подарки, избавляйтесь от талонов, чеков и билетов в карманах и сумках.
- Проводите профилактические «чистки» хотя бы раз в три месяца — осмотритесь и оцените, не появилось ли вокруг ненужных предметов.
- Старайтесь поддерживать порядок в имеющихся вещах — определите место для каждой вещи, пользуйтесь контейнерами и органайзерами и не забывайте про другие лайфхаки, о которых мы говорили выше.
- Помните про баланс «входящих» и «уходящих» вещей. Если «входящих» будет больше, то захламления не избежать. Так что старайтесь делать только осознанные покупки.