Как правильно составить резюме для устройства на работу
5 июня 2024
Что такое резюме и как его написать? Узнайте, как правильно структурировать информацию, выделить свои навыки и личные качества в резюме, которое привлечёт внимание рекрутеров.
Содержание
Развернуть
Что такое резюме
Резюме — это краткая анкета, в которой соискатель рассказывает об уровне образования, о своих профессиональных навыках и опыте работы. По сути, в этот документ собирается вся информация о вас как о специалисте.
Задача резюме — помочь понравиться работодателю и произвести первое впечатление. Если личностные качества, навыки и уровень образования соответствуют вакансии, то соискателя приглашают на следующий этап — собеседование. Если не соответствуют — кандидатуру отклоняют.
Основные принципы составления
Иногда на одну вакансию, особенно в популярной компании, приходят сотни откликов. И каждый из них должен просмотреть HR-специалист. Важно правильно составить резюме, чтобы оно не затерялось в потоке анкет от других кандидатов.
Будьте лаконичны
Резюме должно быть компактным и структурированным. Так рекрутеру будет легче ориентироваться в информации.
Включите в резюме данные об основном и дополнительном образовании, опишите прошлый опыт работы и достигнутые результаты. Используйте блоки и списки для наглядности. В идеале нужно уместить всё на одной-двух страницах А4.
На каждую вакансию — отдельное резюме
Многие уверены, что одного резюме достаточно для отклика на все вакансии. Это заблуждение. Описываемые достижения и ключевые навыки должны соответствовать желаемой должности. Например, если вы хотите работать бухгалтером, то в данном случае сертификат о курсах интернет-маркетолога не имеет значения.
Честно рассказывайте об опыте и навыках
Не стоит приукрашивать свои способности и знания. Например, не пишите, что вы в совершенстве владеете английским языком, если на самом деле каждое слово вам приходится подглядывать в онлайн-переводчике.
Резюме должно быть составлено грамотно
Перед отправкой файла обязательно проверьте его на орфографические и пунктуационные ошибки. Например, после запятой или точки обязательно отбивайте пробелы. Также не забудьте оформить текст так, чтобы он легко воспринимался визуально.
Как оформить резюме
Все анкеты условно можно разделить на шаблонные и нестандартные. Сделать резюме можно самому, либо с помощью кадровых агентств или HR-консультанта.
Преимущество шаблонных резюме в том, что они легко интегрируются и корректно отображаются в специальных программах, которые рекрутеры используют для отбора персонала. Вот где можно скачать шаблон:
На сайтах поиска работы (HeadHunter, SuperJob) — если не планируете откликаться на опубликованные там вакансии, то заполненную форму можно скачать и выслать любому потенциальному работодателю.
На сайтах конструкторах (icanchoose, Сvmaker, Tilda) — такие резюме выглядят более привлекательно.
Нестандартные резюме отличаются своим дизайном. При их составлении часто используют схемы, инфографику, цветные шрифты и фоны. Такие анкеты подходят представителям творческих профессий: иллюстраторам, дизайнерам, фотографам. Однако не забывайте, что резюме должно быть не только красивым, но и читаемым, и информативным.
Как правильно составить резюме
Разбираемся, какие блоки должны быть в качественном резюме и как их правильно заполнить.
Фото, контакты
В шапке резюме нужно написать Ф. И. О., возраст, место жительства, электронную почту и номер мобильного. Хорошая идея — указать мессенджер для связи. Проверьте адрес электронного ящика: лучше всего, если он будет состоять из имени и фамилии.
Что касается фотографии, то тут мнения HR-специалистов разделяются: для одних она необходима, для других — нет. Однако резюме с фото точно привлекают больше внимания. Выбирайте максимально сдержанный снимок. Например, портрет на нейтральном фоне, без лишних деталей и в деловой одежде.
Желаемая должность и зарплата
Название резюме должно соответствовать должности, на которую вы претендуете. Если откликнетесь на вакансию финансового аналитика, а в заголовке анкеты будет «Контент-менеджер», то вряд ли получите приглашение на собеседование. Желаемую зарплату лучше указывать сразу. За отправную точку возьмите среднюю по рынку — проверьте на сайте с вакансиями, сколько работодатели готовы платить специалистам с вашими навыками.
Опыт работы
Необходимо перечислить места работы, начиная с последнего. Если есть большие пробелы, лучше обосновать их в резюме: декретным отпуском, фрилансом, уходом за близкими и т. д.
Опишите опыт, релевантный вакансии. К примеру, если вы претендуете на должность редактора, сделайте акцент на работе в СМИ или в интернет-издательстве. Расскажите, какие обязанности вы выполняли и за что отвечали. Лучше всего квалификацию специалиста описывают его достижения в цифрах. Например: «Координировал работу отдела продаж из десяти человек. Повысил продажи компании на 30% за полгода». Лучше всего, если вы будете адаптировать резюме для каждой заинтересовавшей вакансии: сделайте акцент на опыте и навыках, которые максимально соответствуют ожиданиям работодателя.
Образование
Здесь всё просто: укажите, какой вуз и когда вы закончили, по какой специальности. В этот раздел также нужно внести данные о дополнительном образовании, если полученные навыки полезны для вакансии. Пример: вы ищете работу фотографа, а за плечами у вас курсы по освоению Photoshop — обязательно напишите об этом в резюме. А вот писать про то, что вы в детстве окончили музыкальную школу, — излишне.
Навыки и личные качества для резюме
Указывать нужно не только хард-скилы (профессиональные навыки), но и софт-скилы (социальные навыки). К первым относятся специфические знания и умения, которые необходимы для работы по определённой специальности. Например, в резюме на должность маркетолога можно указать, что вы умеете проводить маркетинговые исследования, строить воронки продаж, запускать таргетированные рекламные кампании и т.п. Хард-скилы копирайтера — грамотность, знание основ SEO-оптимизации, работа с программами проверки уникальности текстов. Например, копирайтер дополнительно может указать, что знает азы HTML и верстает материалы на сайт. А вот уверенным владением ПК в наше время никого не удивить — такие сведения можно опустить. Примеры софт-скилов:
ответственность
коммуникабельность
критическое мышление
самоанализ
обучаемость
гибкость
лидерские качества
Софт-скилы — это личные навыки, они не имеют отношения к конкретной специальности и полезны в любой работе. Например, маркетолог может указать умение вести переговоры или работы в команде, а копирайтер — внимательность и тайм-менеджмент на высоком уровне.
Что написать о себе?
Обычно в разделе «О себе» люди рассказывают о своих увлечениях и профессиональных успехах в виде небольшой самопрезентации. Советуем поступить так же, особенно если хобби помогает развивать полезные навыки для выбранной профессии. Можно воспользоваться техникой elevator pitch — «Презентация для лифта», которую применяют стартаперы, чтобы быстро заинтересовать инвесторов. Для этого нужно ответить на вопросы: кто вы, чем занимаетесь, что умеете и какие преимущества это вам даёт?
Если вы вчерашний студент, расскажите о практике, стажировках, участии в олимпиадах и о том, что вам дал этот опыт. Если принимаете участие в волонтёрской деятельности, можно отметить, что общественная работа научила вас находить общий язык с разными людьми, прокачала эмпатию. Если претендуете на руководящую должность, расскажите о своих достижениях и умении организовать работу команды.
Как составить сопроводительное письмо?
Писать сопроводительное письмо нужно почти всегда. Исключение — вакансии с массовым набором, где большое значение имеет опыт работы: кассир, водитель, официант и т. п. Сопроводительное письмо адресуется конкретному работодателю и пишется для определённой вакансии. Если вы везде используете шаблонный текст, рекрутер это поймёт. В письме вы должны объяснить, почему хотите работать на этой должности и чем будете полезны компании.
Сфокусируйтесь на том, что важно для рекрутера. Например, если не хватает опыта, то расскажите о своей мотивации и желании пройти курсы. Письмо пишется в свободной форме, семи-десяти предложений достаточно. Вот примерная структура документа:
Поздороваться и обратиться по имени к тому, кто опубликовал вакансию.
Представиться и объяснить цель обращения: «Меня зовут N, я хочу работать в вашей компании на позиции старшего менеджера по работе с клиентами».
Кратко рассказать о своём опыте: «Я работал в компании B, где у меня получилось Y».
Объяснить свою мотивацию: «На прошлой должности я достиг потолка, поэтому теперь хочу попробовать себя в роли старшего менеджера».
Описать свои сильные стороны: «Я ответственный, умею находить подход к людям, недавно закончил курсы по управлению персоналом».
Оставить свои контакты для связи.
Пример хорошего резюме
В cети много образцов резюме. Есть даже готовые бланки для конкретных специальностей, с перечислением всех необходимых навыков. Они помогут структурировать информацию о трудовом опыте.
Тем, кто в поиске работы, рекомендуем попробовать свои силы в одном из бизнес-направлений МТС. Актуальные вакансии — и для начинающих, и для опытных специалистов — по кнопке ниже.