Как выделить доли в жилом помещении: новые правила 2022 года

14 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступил в действие ФЗ-310 с поправками в Семейный и Жилищный кодексы РФ. Изменения касаются раздела долей в недвижимости. Рассказываем, как теперь определить и зарегистрировать доли.

Содержание
Развернуть

Что такое доли при владении недвижимости

Жилое помещение может находиться в собственности:

  • одного владельца;
  • совместной, что подразумевает нераздельное владение;
  • долевой — владеют несколько человек в равных или разных долях.

Выделенную долю нужно зарегистрировать в Росреестре, после чего можно распоряжаться ей на своё усмотрение: продать, подарить, прописать кого-нибудь и т. п. При совместном владении действовать на своё усмотрение нельзя.

Закон никак не закрепляет за владельцами долей конкретных частей квартиры — той или иной комнаты, участка коридора и т. п. Доля фиксирует часть площади жилья, например 1/3 или 1/4, но никакие виртуальные границы в квартире не определяются.

До осени 2022 размер доли не регулировался. По новым правилам, доля каждого из собственников не может быть меньше 6 м². Однако это условие не распространяется при наследовании или приватизации жилой недвижимости.

Когда выделяют доли

Недвижимость делят на доли между собственниками в таких случаях, как:

  1. Развод

    Если жильё находится в совместной собственности супругов, то при разделе имущества заключают соглашение об определении долей. Оно заверяется нотариально.

  2. Получение наследства

    Если нет завещания, жилое помещение делится между наследниками в порядке очерёдности. Если завещание есть, то в соответствии с ним. Например, наследников одной очереди трое, каждый получит во владение 1/3 имущества. Размер долей прописывают в соглашении об определении долей, заверять нотариально его не нужно.

  3. Использование маткапитала

    Если жилье приобретено или построено с использованием материнского капитала, по закону родители обязаны определить размер долей детей, прописать их в соглашении, а потом нотариально заверить его.

  4. Покупка

    Если супруги с несовершеннолетними детьми приобретают квартиру или дом не в совместное владение, а в долевую собственность, размер долей прописывается в соглашении, и оно удостоверяется нотариусом.

  5. Приватизация

    В приватизации могут участвовать все лица, имеющие постоянную регистрацию в жилом помещении на основании договора социального найма. Жилье приватизируют в долевую собственность участников. Доли распределяются по договорённости.

Материал по теме
Как безопасно арендовать жильё через сайты объявлений: восемь ценных советов

Как зарегистрировать доли

При приватизации регистрация долей — часть процесса, отдельно этим заниматься не нужно. Участникам выдаётся договор передачи квартиры в собственность и выписка из ЕГРН с указанием долей.

В остальных случаях право общей долевой собственности регистрируют в ЕГРН.

Вот ключевые этапы:

  1. Определение размеров долей

    Собственники договариваются о размере доли для каждого из них.

  2. Составление соглашения

    Соглашение оформляется в свободной форме, но есть обязательные составляющие:

    • Ф. И. О. владельцев всех долей;
    • адрес жилого помещения и его параметры: число комнат, площадь и др.;
    • основание для долевого владения: покупка с использованием маткапитала, наследование и др.;
    • реквизиты документа о праве собственности: как правило, это выписка из ЕГРН, и тогда нужны дата и номер регистрационной записи;
    • размеры долей для каждого владельца;
    • согласие и подписи всех собственников.

    Чаще всего соглашение нужно заверить у нотариуса.

  3. Регистрация долей

    Оформить право собственности можно в МФЦ, на сайте Росреестра, при личном посещении филиала или отправив заказное письмо по почте.

    Потребуется заполнить заявление о регистрации права собственности — его дадут в МФЦ или филиале Росреестра. Если документы отправляют по почте, бланк можно скачать на сайте Росреестра. Заявителями являются все участники общей долевой собственности.

    С заявлением подают:

    • паспорта заявителей;
    • свидетельства о рождении детей;
    • соглашение об определении долей;
    • документы о праве собственности;
    • кадастровый или технический паспорт (в зависимости от вида объекта);
    • квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 рублей.

    При почтовом отправлении необходимо вложить нотариально заверенные копии документов.

    Регистрируются документы в течение семи рабочих дней, если их подавали в Росреестр, и в течение девяти рабочих дней при подаче через МФЦ. Проверить готовность можно на сайте Росреестра.

Решая вопросы с жильём, не забудьте о его страховании. А мы поможем выбрать оптимальный для вас вариант среди нескольких поставщиков услуги.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.