Как выделить доли в жилом помещении: новые правила 2022 года
14 сентября 2022
С 1 сентября 2022 года вступил в действие ФЗ-310 с поправками в Семейный и Жилищный кодексы РФ. Изменения касаются раздела долей в недвижимости. Рассказываем, как теперь определить и зарегистрировать доли.
Содержание
Развернуть
Что такое доли при владении недвижимости
Жилое помещение может находиться в собственности:
одного владельца;
совместной, что подразумевает нераздельное владение;
долевой — владеют несколько человек в равных или разных долях.
Выделенную долю нужно зарегистрировать в Росреестре, после чего можно распоряжаться ей на своё усмотрение: продать, подарить, прописать кого-нибудь и т. п. При совместном владении действовать на своё усмотрение нельзя.
Закон никак не закрепляет за владельцами долей конкретных частей квартиры — той или иной комнаты, участка коридора и т. п. Доля фиксирует часть площади жилья, например 1/3 или 1/4, но никакие виртуальные границы в квартире не определяются.
До осени 2022 размер доли не регулировался. По новым правилам, доля каждого из собственников не может быть меньше 6 м². Однако это условие не распространяется при наследовании или приватизации жилой недвижимости.
Когда выделяют доли
Недвижимость делят на доли между собственниками в таких случаях, как:
Развод
Если жильё находится в совместной собственности супругов, то при разделе имущества заключают соглашение об определении долей. Оно заверяется нотариально.
Получение наследства
Если нет завещания, жилое помещение делится между наследниками в порядке очерёдности. Если завещание есть, то в соответствии с ним. Например, наследников одной очереди трое, каждый получит во владение 1/3 имущества. Размер долей прописывают в соглашении об определении долей, заверять нотариально его не нужно.
Использование маткапитала
Если жилье приобретено или построено с использованием материнского капитала, по закону родители обязаны определить размер долей детей, прописать их в соглашении, а потом нотариально заверить его.
Покупка
Если супруги с несовершеннолетними детьми приобретают квартиру или дом не в совместное владение, а в долевую собственность, размер долей прописывается в соглашении, и оно удостоверяется нотариусом.
Приватизация
В приватизации могут участвовать все лица, имеющие постоянную регистрацию в жилом помещении на основании договора социального найма. Жилье приватизируют в долевую собственность участников. Доли распределяются по договорённости.
При приватизации регистрация долей — часть процесса, отдельно этим заниматься не нужно. Участникам выдаётся договор передачи квартиры в собственность и выписка из ЕГРН с указанием долей.
В остальных случаях право общей долевой собственности регистрируют в ЕГРН.
Вот ключевые этапы:
Определение размеров долей
Собственники договариваются о размере доли для каждого из них.
Составление соглашения
Соглашение оформляется в свободной форме, но есть обязательные составляющие:
Ф. И. О. владельцев всех долей;
адрес жилого помещения и его параметры: число комнат, площадь и др.;
основание для долевого владения: покупка с использованием маткапитала, наследование и др.;
реквизиты документа о праве собственности: как правило, это выписка из ЕГРН, и тогда нужны дата и номер регистрационной записи;
размеры долей для каждого владельца;
согласие и подписи всех собственников.
Чаще всего соглашение нужно заверить у нотариуса.
Регистрация долей
Оформить право собственности можно в МФЦ, на сайте Росреестра, при личном посещении филиала или отправив заказное письмо по почте.
Потребуется заполнить заявление о регистрации права собственности — его дадут в МФЦ или филиале Росреестра. Если документы отправляют по почте, бланк можно скачать на сайте Росреестра. Заявителями являются все участники общей долевой собственности.
С заявлением подают:
паспорта заявителей;
свидетельства о рождении детей;
соглашение об определении долей;
документы о праве собственности;
кадастровый или технический паспорт (в зависимости от вида объекта);
квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 рублей.
При почтовом отправлении необходимо вложить нотариально заверенные копии документов.
Регистрируются документы в течение семи рабочих дней, если их подавали в Росреестр, и в течение девяти рабочих дней при подаче через МФЦ. Проверить готовность можно на сайте Росреестра.
Решая вопросы с жильём, не забудьте о его страховании. А мы поможем выбрать оптимальный для вас вариант среди нескольких поставщиков услуги.