Как выделить доли в жилом помещении: новые правила 2022 года

14 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года вступил в действие ФЗ-310 с поправками в Семейный и Жилищный кодексы РФ. Изменения касаются раздела долей в недвижимости. Рассказываем, как теперь определить и зарегистрировать доли.

Содержание
Развернуть

    Что такое доли при владении недвижимости

    Жилое помещение может находиться в собственности:

    • одного владельца;
    • совместной, что подразумевает нераздельное владение;
    • долевой — владеют несколько человек в равных или разных долях.

    Выделенную долю нужно зарегистрировать в Росреестре, после чего можно распоряжаться ей на своё усмотрение: продать, подарить, прописать кого-нибудь и т. п. При совместном владении действовать на своё усмотрение нельзя.

    Закон никак не закрепляет за владельцами долей конкретных частей квартиры — той или иной комнаты, участка коридора и т. п. Доля фиксирует часть площади жилья, например 1/3 или 1/4, но никакие виртуальные границы в квартире не определяются.

    До осени 2022 размер доли не регулировался. По новым правилам, доля каждого из собственников не может быть меньше 6 м². Однако это условие не распространяется при наследовании или приватизации жилой недвижимости.

    Когда выделяют доли

    Недвижимость делят на доли между собственниками в таких случаях, как:

    1. Развод

      Если жильё находится в совместной собственности супругов, то при разделе имущества заключают соглашение об определении долей. Оно заверяется нотариально.

    2. Получение наследства

      Если нет завещания, жилое помещение делится между наследниками в порядке очерёдности. Если завещание есть, то в соответствии с ним. Например, наследников одной очереди трое, каждый получит во владение 1/3 имущества. Размер долей прописывают в соглашении об определении долей, заверять нотариально его не нужно.

    3. Использование маткапитала

      Если жилье приобретено или построено с использованием материнского капитала, по закону родители обязаны определить размер долей детей, прописать их в соглашении, а потом нотариально заверить его.

    4. Покупка

      Если супруги с несовершеннолетними детьми приобретают квартиру или дом не в совместное владение, а в долевую собственность, размер долей прописывается в соглашении, и оно удостоверяется нотариусом.

    5. Приватизация

      В приватизации могут участвовать все лица, имеющие постоянную регистрацию в жилом помещении на основании договора социального найма. Жилье приватизируют в долевую собственность участников. Доли распределяются по договорённости.

    Материал по теме
    Как безопасно арендовать жильё через сайты объявлений: восемь ценных советов

    Как зарегистрировать доли

    При приватизации регистрация долей — часть процесса, отдельно этим заниматься не нужно. Участникам выдаётся договор передачи квартиры в собственность и выписка из ЕГРН с указанием долей.

    В остальных случаях право общей долевой собственности регистрируют в ЕГРН.

    Вот ключевые этапы:

    1. Определение размеров долей

      Собственники договариваются о размере доли для каждого из них.

    2. Составление соглашения

      Соглашение оформляется в свободной форме, но есть обязательные составляющие:

      • Ф. И. О. владельцев всех долей;
      • адрес жилого помещения и его параметры: число комнат, площадь и др.;
      • основание для долевого владения: покупка с использованием маткапитала, наследование и др.;
      • реквизиты документа о праве собственности: как правило, это выписка из ЕГРН, и тогда нужны дата и номер регистрационной записи;
      • размеры долей для каждого владельца;
      • согласие и подписи всех собственников.

      Чаще всего соглашение нужно заверить у нотариуса.

    3. Регистрация долей

      Оформить право собственности можно в МФЦ, на сайте Росреестра, при личном посещении филиала или отправив заказное письмо по почте.

      Потребуется заполнить заявление о регистрации права собственности — его дадут в МФЦ или филиале Росреестра. Если документы отправляют по почте, бланк можно скачать на сайте Росреестра. Заявителями являются все участники общей долевой собственности.

      С заявлением подают:

      • паспорта заявителей;
      • свидетельства о рождении детей;
      • соглашение об определении долей;
      • документы о праве собственности;
      • кадастровый или технический паспорт (в зависимости от вида объекта);
      • квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 рублей.

      При почтовом отправлении необходимо вложить нотариально заверенные копии документов.

      Регистрируются документы в течение семи рабочих дней, если их подавали в Росреестр, и в течение девяти рабочих дней при подаче через МФЦ. Проверить готовность можно на сайте Росреестра.

    Решая вопросы с жильём, не забудьте о его страховании. А мы поможем выбрать оптимальный для вас вариант среди нескольких поставщиков услуги.

    Теги: