Первый раз в первый класс: как минимизировать стресс у ребёнка

7 сентября 2022

Школа — как новая жизнь, и к ней первокласснику нужно привыкнуть. Главные вызовы — изменившийся распорядок дня, особые правила школьной жизни, общение с учителем и другими детьми. О том, как помочь ребёнку в первый его год в школе, нам рассказала Анна Давидович, детский нейропсихолог, эксперт развивающей платформы LogicLike.

Анна Давидович
Детский нейропсихолог и эксперт развивающей платформы LogicLike
Первый класс несёт большие перемены для ребёнка, поэтому важно дать ему время на адаптацию, не подливая масла в огонь родительским «накручиванием». Все эти постоянные «веди себя хорошо», «здоровайся с учителем», «не носись на переменах» могут привести к тревоге, напряжению. Чуть больше юмора, лёгкости и беззаботности внутри семьи будет только на пользу.

Можно сделать первый год в школе более увлекательным, предусмотрев занятия, которые мотивируют, поощряют и, самое главное, работают на интеллектуальное развитие ребёнка? Развивающие курсы и игры LogicLike могут стать новым хобби. Сервис уже входит в специальную детскую подписку НЕТАРИФ Junior.

Подключить

Содержание
Развернуть

    Стресс и дистресс: в чём разница

    Стресс — нормальная, здоровая реакция организма. С его помощью организм мобилизуется, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Стресс первоклассника не исключение, и он обычно сходит на нет со временем, когда у ребёнка вырабатываются поведенческие стратегии, позволяющие чувствовать себя комфортно в школе. Иногда внешние факторы превосходят возможности организма адаптироваться, и тогда специалисты говорят о дистрессе — отрицательном стрессе, имеющем физиологические и психологические последствия. В случае первоклассника это могут быть эмоциональная неустойчивость, проблемы с усвоением учебной программы, ухудшение сна и др.

    Факторы, которые могут спровоцировать дистресс

    Когнитивные

    Возможная проблема: ребёнок ощущает себя плохим учеником, не справляется с учебными заданиями или делает их хуже других.

    Решение: важно, чтобы ребёнок оказался в ситуации успеха и почувствовал, что у него получается учиться, что он справляется с поставленными задачами.

    Анна Давидович
    Детский нейропсихолог и эксперт развивающей платформы LogicLike
    Особую роль играет обратная связь от учителя. Ребёнка — первоклассника нужно хвалить, отмечать его успешность, достижения, даже самые маленькие. Родителям же важно научить ребёнка планировать порядок и время подготовки уроков, оформлять задания, работать с дидактическим материалом. Всё это работает на ситуацию успеха.
    Помогите ребёнку разобраться с тем, что вызывает проблемы. А вот то, что выходит хорошо (не обязательно идеально), пусть ребёнок делает сам.

    Если ребёнок пришёл к вам и сказал, что у него что-то не получается, это сигнал его доверия к вам. Не отталкивайте его фразами вроде «да это же элементарно! Я тебе это уже сто раз объясняла!». Окажите помощь, направьте его размышления в нужное русло, дайте ребёнку прийти к правильному решению самому благодаря вашим наводкам.

    Психологические

    Возможная проблема: ребёнок проявляет тревожные реакции — напряжённость, сомнения в своих силах, нежелание соревноваться и др.

    Решение: постарайтесь создать дома безопасную, спокойную атмосферу. Пусть ребёнок чувствует: чтобы ни случилось в школе, он может прийти домой и родители будут на его стороне.

    Анна Давидович
    Детский нейропсихолог и эксперт развивающей платформы LogicLike
    Иногда родители дома только и твердят о том, что нужно всё сделать обязательно хорошо, стремиться быть лучшим во всём. И если у ребёнка это по каким-то причинам не выходит, то дом перестаёт быть местом, где можно рассчитывать на безопасность, быть любым и любимым — просто так.
    Ребёнок видит, как родители взаимодействуют с миром, как справляются с трудностями, как организован их быт. Характер этого взаимодействия не должен быть тревожным и преподносить мир как опасное место, иначе именно такое отношение сформируется и у ребёнка.

    Коммуникативные

    Возможная проблема: ребёнок не может наладить взаимодействие в коллективе ребят-одноклассников. Это типично, например, для детей, которые не ходили в детский сад.

    Решение: всеми доступными способами улучшать навыки ребёнка в общении. Вовлекайте его в активности с другими детьми: пикник на природе, спорт, прогулки, поездки в музей или зоопарк. Можно также предложить учителю идею классного часа с командными играми.

    Возможная проблема: проблемы при общении с учителем.

    Решение: для того чтобы лучше разобраться с этой проблемой, попробуйте поиграть с ребёнком в школу, отдав ему роль учителя. Обратите внимание на то, что ребёнок говорит и как ведёт себя. Так вы поймёте, с чем он сталкивается в школе, а значит, сможете наметить пути решения.

    Помогайте ребёнку доверительно рассказывать вам про всё, что происходит в школе. Создавайте дома безопасную среду, в которой легко можно говорить о своих трудностях. Если чувствуете, что тема болезненная, старайтесь избегать вопросов в лоб, начинайте издалека, бережно расспрашивая ребёнка.​​​

    Анна Давидович
    Детский нейропсихолог и эксперт развивающей платформы LogicLike
    Иногда маме и папе лучше не расспрашивать ребёнка, а рассказывать о себе, о своих школьных трудностях и приключениях. Можно вместе почитать книги Драгунского, Раскина про первоклассников. Это поможет ребёнку больше довериться вам и поделиться тем, что его волнует.
    Материал по теме
    Вспомните ли вы школьный сленг: ностальгический квиз

    Дисциплинарные

    Возможная проблема: ребёнок не справляется с новыми «нельзя» и «надо», из-за чего проявляет нежелание ходить в школу. Ребёнок может рассказывать, что ему скучно сидеть на уроках, может терять вещи, не ходить в туалет, а терпеть и т. д.

    Решение: лучше всего, если вы проведёте профилактику и перед школой познакомите ребёнка со всеми ключевыми моментами, связанными с дисциплиной. Можно поиграть в школу дома и включить в игру все типичные ситуации.

    Если момент упущен и учёба уже началась, постарайтесь вместе с ребёнком отработать нужные правила уже в первом полугодии. Типичные ситуации можно нарисовать, проговорить, проиграть.

    Анна Давидович
    Детский нейропсихолог и эксперт развивающей платформы LogicLike
    У ребёнка должно быть чёткое представление о том, что он должен делать и к кому обращаться за помощью, если он потерялся в школе, хочет в туалет, проголодался, забыл спортивную форму или соскучился по маме. И уж конечно, он должен понимать, чего лучше не делать, например ни в коем случае не пытаться без спроса уйти домой.

    Физиологические

    Проблема: после школы ребёнок перевозбуждён, капризен, излишне эмоционален.

    Решение: контролируйте режим, отдых, нагрузки.

    • Поддерживайте режим дня. Никаких кружков и занятий в ущерб сну. Предусмотрите обязательный отдых днём.
    • Гуляйте. Самая лучшая разгрузка и профилактика дистресса — полуторачасовая прогулка после школы. Магазин, ужин или обед, уроки — всё это подождёт.
    • Правильно отдыхайте. Помните, что чтение книги, прослушивание сказки, игра на гаджете, просмотр телевизора — это не отдых. Это немалая работа для нервной системы. Отдых — это помечтать, подремать, послушать музыку, поделать что-то руками (лепить, рисовать, собирать конструктор), побегать с ребятами во дворе.
    • Не начинайте дополнительные занятия, связанные с ментальной нагрузкой, в первом полугодии. Спорт, творчество — отлично. Всё остальное позже, когда организм адаптируется к школе.

    Как помочь ребёнку, если тревожные реакции всё же проявляются

    Если ребёнок не справляется со стрессом, важно своевременно помочь. Так, если у ребёнка одновременно с началом школьного обучения появились признаки сбоев в работе нервной системы (тики, заикание, энурез, навязчивые действия), — это повод снизить все ментальные нагрузки, создать охранительный режим, забрать из группы продлённого дня, отказаться от кружков.

    Анна Давидович
    Детский нейропсихолог и эксперт развивающей платформы LogicLike
    Не обсуждайте проблемы ребёнка с другими взрослыми при нём, особенно с учителем. Уважение к переживаниям ребёнка, поддержка, безусловное принятие очень важны.
    Обратитесь за помощью к специалисту. Для начала — к психологу. Первая консультация должна быть без ребёнка, чтобы у него не сложилось впечатление о себе как о неудачнике, плохом ученике. Вполне возможно, что первой консультации будет достаточно: вы получите рекомендации и они помогут, а ребёнку даже не придётся встречаться со специалистом очно.​​​​​​​
    Анна Давидович
    Детский нейропсихолог и эксперт развивающей платформы LogicLike
    Очень часто после того, как ребёнок начинает ходить в школу, всё общение в семье сводится к теме уроков, отметок, успехов или неуспехов в сравнении с другими детьми. Это ошибка. Обязательно играйте с ребёнком в любимые игры, не оставляйте те занятия, где вам было хорошо вместе, это не должно исчезнуть только потому, что он теперь ученик.
    Ни в коем случае не ругайте ребёнка за трудности, связанные с усвоением знаний. Ваш ребёнок нуждается в помощи, а не наказании и осуждении. Покажите ему, что даже если у него не получается что-то одно, зато отлично выходит другое, — отыщите это в своём ребёнке. И именно этим чаще занимайтесь с ним.
    ​​​​​​​
    Для гаджетов младших школьников мы рекомендуем подписку НЕТАРИФ Junior. Это комплексное решение, которое обеспечит детский смартфон связью, развивающим сервисом LogicLike, развлечениями и годовой подпиской на школьные учебники для любого класса на выбор.

    Теги: