Первый раз в первый класс: как минимизировать стресс у ребёнка
Школа — как новая жизнь, и к ней первокласснику нужно привыкнуть. Главные вызовы — изменившийся распорядок дня, особые правила школьной жизни, общение с учителем и другими детьми. О том, как помочь ребёнку в первый его год в школе, нам рассказала Анна Давидович, детский нейропсихолог, эксперт развивающей платформы LogicLike.
Можно сделать первый год в школе более увлекательным, предусмотрев занятия, которые мотивируют, поощряют и, самое главное, работают на интеллектуальное развитие ребёнка? Развивающие курсы и игры LogicLike могут стать новым хобби. Сервис уже входит в специальную детскую подписку НЕТАРИФ Junior.
Стресс и дистресс: в чём разница
Стресс — нормальная, здоровая реакция организма. С его помощью организм мобилизуется, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Стресс первоклассника не исключение, и он обычно сходит на нет со временем, когда у ребёнка вырабатываются поведенческие стратегии, позволяющие чувствовать себя комфортно в школе. Иногда внешние факторы превосходят возможности организма адаптироваться, и тогда специалисты говорят о дистрессе — отрицательном стрессе, имеющем физиологические и психологические последствия. В случае первоклассника это могут быть эмоциональная неустойчивость, проблемы с усвоением учебной программы, ухудшение сна и др.
Факторы, которые могут спровоцировать дистресс
Когнитивные
Возможная проблема: ребёнок ощущает себя плохим учеником, не справляется с учебными заданиями или делает их хуже других.
Решение: важно, чтобы ребёнок оказался в ситуации успеха и почувствовал, что у него получается учиться, что он справляется с поставленными задачами.
Если ребёнок пришёл к вам и сказал, что у него что-то не получается, это сигнал его доверия к вам. Не отталкивайте его фразами вроде «да это же элементарно! Я тебе это уже сто раз объясняла!». Окажите помощь, направьте его размышления в нужное русло, дайте ребёнку прийти к правильному решению самому благодаря вашим наводкам.
Психологические
Возможная проблема: ребёнок проявляет тревожные реакции — напряжённость, сомнения в своих силах, нежелание соревноваться и др.
Решение: постарайтесь создать дома безопасную, спокойную атмосферу. Пусть ребёнок чувствует: чтобы ни случилось в школе, он может прийти домой и родители будут на его стороне.
Коммуникативные
Возможная проблема: ребёнок не может наладить взаимодействие в коллективе ребят-одноклассников. Это типично, например, для детей, которые не ходили в детский сад.
Решение: всеми доступными способами улучшать навыки ребёнка в общении. Вовлекайте его в активности с другими детьми: пикник на природе, спорт, прогулки, поездки в музей или зоопарк. Можно также предложить учителю идею классного часа с командными играми.
Возможная проблема: проблемы при общении с учителем.
Решение: для того чтобы лучше разобраться с этой проблемой, попробуйте поиграть с ребёнком в школу, отдав ему роль учителя. Обратите внимание на то, что ребёнок говорит и как ведёт себя. Так вы поймёте, с чем он сталкивается в школе, а значит, сможете наметить пути решения.
Помогайте ребёнку доверительно рассказывать вам про всё, что происходит в школе. Создавайте дома безопасную среду, в которой легко можно говорить о своих трудностях. Если чувствуете, что тема болезненная, старайтесь избегать вопросов в лоб, начинайте издалека, бережно расспрашивая ребёнка.???
Дисциплинарные
Возможная проблема: ребёнок не справляется с новыми «нельзя» и «надо», из-за чего проявляет нежелание ходить в школу. Ребёнок может рассказывать, что ему скучно сидеть на уроках, может терять вещи, не ходить в туалет, а терпеть и т. д.
Решение: лучше всего, если вы проведёте профилактику и перед школой познакомите ребёнка со всеми ключевыми моментами, связанными с дисциплиной. Можно поиграть в школу дома и включить в игру все типичные ситуации.
Если момент упущен и учёба уже началась, постарайтесь вместе с ребёнком отработать нужные правила уже в первом полугодии. Типичные ситуации можно нарисовать, проговорить, проиграть.
Физиологические
Проблема: после школы ребёнок перевозбуждён, капризен, излишне эмоционален.
Решение: контролируйте режим, отдых, нагрузки.
- Поддерживайте режим дня. Никаких кружков и занятий в ущерб сну. Предусмотрите обязательный отдых днём.
- Гуляйте. Самая лучшая разгрузка и профилактика дистресса — полуторачасовая прогулка после школы. Магазин, ужин или обед, уроки — всё это подождёт.
- Правильно отдыхайте. Помните, что чтение книги, прослушивание сказки, игра на гаджете, просмотр телевизора — это не отдых. Это немалая работа для нервной системы. Отдых — это помечтать, подремать, послушать музыку, поделать что-то руками (лепить, рисовать, собирать конструктор), побегать с ребятами во дворе.
- Не начинайте дополнительные занятия, связанные с ментальной нагрузкой, в первом полугодии. Спорт, творчество — отлично. Всё остальное позже, когда организм адаптируется к школе.
Как помочь ребёнку, если тревожные реакции всё же проявляются
Если ребёнок не справляется со стрессом, важно своевременно помочь. Так, если у ребёнка одновременно с началом школьного обучения появились признаки сбоев в работе нервной системы (тики, заикание, энурез, навязчивые действия), — это повод снизить все ментальные нагрузки, создать охранительный режим, забрать из группы продлённого дня, отказаться от кружков.
???????