10 июля 2020

Технологии биометрической идентификации: удобно, быстро и безопасно

Для получения большинства услуг нам нужно куда-то идти — с паспортом в офис компании или в кабинет к чиновнику. Есть необходимость собственноручно подписывать всевозможные документы, включая согласие на обработку своих персональных данных, которое сейчас часто требуется. Но мир развивается так быстро, что сегодня многое можно сделать дистанционно. Для этого разработаны технологии биометрической идентификации, которые, например, позволяют, не вставая с дивана, получать телемедицинские услуги, оформлять отношения с работодателем, подключаться к услугам связи и т. д. 

У некоторых людей такие возможности вызывают опасения: насколько безопасно, не попадут ли биометрические данные в свободный доступ или в руки мошенников, не будет ли за нами следить «большой брат», не завалят ли нас спамом? Попытаемся развеять эти страхи.

Зачем нам это

Если говорить о телеком-услугах, то идентификация владельца номера телефона — законодательное требование. Поэтому посещение операторского салона для заключения договора об услугах связи — процедура обязательная и, в принципе, необременительная, пока у пользователя одна или две SIM-карты. Однако с развитием экосистемы интернета вещей мы только дома будем окружены десятками устройств с выходом в сеть: умными счётчиками, розетками, различными датчиками. Все эти устройства будут работать с SIM-картами или их аналогами, которые придётся на кого-то регистрировать. Не ходить же каждый раз пользователю в салон связи, чтобы «узаконить» умную игрушку или холодильник с выходом в интернет. Тем более современная технология e-SIM позволяет загружать в гаджет прямо «по воздуху» идентификаторы и ключи безопасности, которые сейчас прописываются физически в чипе SIM-карты.

Насколько это безопасно

При развитии дистанционных сервисов высокотехнологичные компании создают все условия для надёжного хранения данных. Операторы связи располагают защищёнными каналами связи, отказоустойчивыми дата-центрами, серьёзными техническими и организационными наработками в сфере кибербезопасности. Вся эта инфраструктура оберегает и компании, и их клиентов — нас с вами — от взлома и утечек персональных данных. В большинстве случаев утечка персональных данных происходит не из-за действий хакеров, а по недосмотру или небрежности самих пользователей, которые часто оставляют номера телефонов и банковских карт в объявлениях, поддаются на уговоры мошенников, размещают слишком много личной информации в соцсетях, посещают сомнительные ресурсы в интернете, не используют на своих гаджетах антивирусы.

Спам — не проблема

Часто мы опасаемся: если предоставить свои данные одной компании, она передаст их другой, другая — третьей… И в итоге нас завалят рекламными предложениями.

Законодательство защищает граждан от несанкционированной рекламы. Любому распространителю рекламы необходимо получить явно выраженное согласие гражданина на её получение. Если мы не согласны получать рекламные сообщения, никто не вправе навязать нам этого. Если раньше мы дали такое согласие, а теперь передумали, то в любой момент можно отозвать его. И распространитель рекламы будет обязан прекратить рассылку. Для этого у операторов связи, сервисов электронной почты, ИТ-провайдеров есть различные инструменты для отписок от рекламы и блокировки спама. 

Будут ли следить за нами

С развитием информационных сервисов нам иногда кажется, что высокотехнологичные компании хотят следить за нами, чтобы в будущем знать о нас всё и навязывать нам свои услуги и товары.

На самом деле бизнесу неинтересна частная жизнь отдельно взятого человека. Более того, большие ИТ-компании специально предпринимают усилия, чтобы не знать о потребителях больше, чем это требуется для оказания услуги. Данные преимущественно обрабатываются автоматизированно, исключая участие человека, информация защищается с помощью шифрования, чтобы исключить к ним неправомерный доступ. И самое главное — в большинстве случаев алгоритмы обрабатывают обезличенные данные пользователей, не «зная» их имени, фамилии, места жительства.

Что сделано и что будет дальше

Расширение дистанционного взаимодействия с телеком-операторами ускорит цифровизацию экономики и улучшит доступность цифровых услуг. В России, где так велики расстояния, это особенно важно.

Операторы связи активно развивают направление дистанционного взаимодействия. Например, МТC и МТС Банк активно внедряют возможность проведения платежей по распознаванию лица — надёжного средства идентификации человека.

Для тестирования технологий удалённого взаимодействия сейчас обсуждается законопроект об экспериментальных правовых режимах. Он позволит на практике «прощупать» все риски, пройти все этапы взаимодействия клиента, компании и государства, доработать все процедуры, чтобы они были прозрачными, удобными и безопасными.

Новое и лучшее