16 июля 2019

«Анна» Люка Бессона и другие фильмы про водку, матрёшку и Россию

В российский прокат вышел новый фильм Люка Бессона «Анна» — шпионский боевик про борьбу разведывательных служб за неотразимую и опасную девушку, которая очень хотела стать свободной. Знаменитый француз взял на главную роль фотомодель из Магадана Сашу Лусс, укрепил второй план знаменитостями, а для пущей правдоподобности пригласил российских актёров. Но всё равно оказалось, что представление о нашей стране у Бессона довольно своеобразное. О том, какой получилась Mother Russia в «Анне» и как она выглядела в других забавных фильмах «про русских», — в этом тексте.

Смотреть фильмы и сериалы бесплатно, легально и без учёта трафика? Абоненты МТС могут сделать это на ivi.ru, подключив подарочную подписку на 2 месяца за 0 рублей.

«Анна», 2019

Хотела служить во флоте, но попала в поле зрения КГБ — так начинается жизнеописание супершпионки Анны, за короткое время проделавшей путь от никому не нужной наркоманки до первой красотки парижского высшего общества. Девушка отлично владеет всеми видами оружия, способна избить до бесчувственного состояния несколько десятков врагов, а ещё не проигрывает в шахматы, цитирует на память русских классиков и мгновенно сводит с ума мужчин. Под неотразимые чары подпадают не только цели, которые должны быть устранены руками манекенщицы, но и опытные разведчики: отечественный в исполнении Люка Эванса и американский в исполнении Киллиана Мёрфи. Нашлось в сценарии место и для умудрённой опытом наставницы Анны — её сыграла Хелен Миррен.

Люк Бессон неоднократно признавался в горячей любви к России, но избежать нелепых стереотипов не сумел: тут вам и торговля матрёшками, и население, наполовину состоящее из бандитов, а на другую — из агентов КГБ, и авоськи с морковкой, и всё такое. Смотреть на то, как москвичи в конце 80-х пользуются ноутбуками, выходят в интернет и грабят банкоматы, конечно, очень забавно. Но главный посыл Бессона не в этом: он в который раз попытался показать, как в красивой женщине сочетаются сила и слабость — и как ей трудно выживать в мире, где почти всем заправляет противоположный пол. Несколько профессионально поставленных боевых сцен делают «Анну» вполне достойным представителем жанра, а актёр Александр Петров уверенно справился с первой голливудской ролью. На одну полку с «Леоном» и «Никитой» этот фильм, пожалуй, не поставишь, но француз всё ещё не растерял хватку — это факт.

«Анна» (2019)

«Красный воробей», 2018

Первым делом после выхода на экраны «Анну» стали сравнивать с «Красным воробьём»: в прошлом году ленту называли чуть ли не главной в истории кино «клюквой» про СССР. Дженнифер Лоуренс сыграла в этом триллере балерину, которая в результате трагических событий становится тайной убийцей на службе, понятное дело, у КГБ. Перманентная зима, дурацкие меховые шапки, всемогущие спецслужбы и секретная школа, где из молодых россиян куют киллеров, — всё это отбивает всякую охоту относиться к картине хоть сколько-нибудь серьёзно. Более или менее достоверно показать Москву, снимая фильм в Восточной Европе, у режиссёра тоже не получилось. Зато российскому зрителю, оценившему безысходность вымышленной России, легче дышится в настоящей.

«Красный воробей» (2018)

«Солт», 2010

Первостепенных голливудских красоток и раньше тянуло на роли русских шпионок: в 2010 году в список попала Анджелина Джоли, сыграв разведчицу Ченкову, которая внедрилась в ЦРУ, чтобы вредить. В фильме «Солт» тоже есть секретная школа, где диверсантов куют с детсадовского возраста, заставляя время от времени целовать перстень директора, на котором красуются серп и молот. Не обошлось и без меховой одежды, и без употребления национального русского напитка в опасных для жизни и здоровья дозах. Кстати, изначально продюсеры видели в главной роли Тома Круза, но потом решили, что непобедимая сексуальность должна быть с женским лицом. Фильм заработал больше, чем потратили на его создание, и даже попал в оскаровские номинанты за хороший звук. Но в России его по-прежнему считают комедией. 

«Солт» (2010)

«Номер 44», 2015

И всё же не только актрисам выпадает шанс побывать в шкуре жителя самой загадочной страны на земном шаре. В 2015 году в роли следователя по имени Лев Демидов зрители увидели Тома Харди — персонаж искал серийного убийцу, государство ставило палки в колёса, а вокруг царил непролазный мрак сталинизма. Сам вождь, кстати, по воле сценариста живёт и здравствует в октябре 1953 года. Триллер оказался настолько напичкан страхом перед «империей зла», что его не допустили к прокату во многих бывших союзных республиках. Любопытные граждане всё же нашли способ ознакомиться с творением и от души посмеялись. Примечательно, что Лев Демидов — персонаж литературный, и про него написано целых три романа. Но о сиквелах «Номера 44» что-то ничего не слышно.

«Номер 44» (2015)

«Красная жара», 1988

Боевик «Красная жара» стал первым голливудским проектом, создателям которого разрешили снимать на Красной площади в Москве. «Железный занавес» собирался с грохотом рухнуть, а в Голливуде набирала силу мода на кино про русских. Арнольд Шварценеггер облачил своё атлетическое тело в милицейскую шинель и 106 минут гонял по экрану бандитов — как советских, так и американских. Особенный шарм персонажу по имени Иван Данко придавали скупые, но запоминающиеся фразы на ломаном русском языке: актёр учил его целых три месяца. «Кокаинум», незабвенная сцена в бане и герой, который разрушает Чикаго своими медвежьими повадками под фирменные шуточки Джеймса Белуши, мгновенно вошли в историю. В СССР этот шедевр масскульта, понятное дело, до кинотеатров не допустили, зато в видеосалонах он долгие годы пользовался огромной популярностью.

«Красная жара» (1988)

Бесплатная подписка ivi.ru для абонентов МТС

Андрей Митрофанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Новое и лучшее