25 июня 2019

«Дылда» Кантемира Балагова и ещё четыре российских фильма, покоривших Канны

В прокат вышел фильм «Дылда», который месяц назад завоевал две награды в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале — за лучшую режиссуру и награду от ассоциации журналистов ФИПРЕССИ. Для молодого российского постановщика Кантемира Балагова это не первый успех на Лазурном берегу: в 2017-м он тоже уехал оттуда не с пустыми руками, презентовав дебютную картину «Теснота». Новая лента рассказывает о стране, пережившей самую страшную войну в истории, о Ленинграде, встретившем первую послевоенную осень, и о людях, которые пытаются вернуться к мирной жизни. В этом тексте можно узнать о «Дылде» подробнее, а ещё прочитать о других фильмах, не оставивших равнодушным придирчивое каннское жюри.

Смотреть кино со смартфона или планшета удобно в «МТС ТВ». В бесплатном приложении доступна «Амедиатека», FOX и сотня других сервисов и телеканалов. В мобильной сети МТС трафик не тарифицируется!

«Дылда», 2019

Сразу стоит сказать, что фильм Балагова — это кино не просто для взрослых, но ещё и для обладающих достаточно стойкой нервной системой. Тем не менее в Каннах зрители благосклонно отнеслись к «Дылде» на первых же показах: режиссёр смог создать достаточно достоверные образы людей, отягощённых последствиями отгремевшей войны. В центре сюжета — молодые женщины Ия и Маша, которые в разгар сражений служили вместе в зенитной артиллерии, а потом оказались разлучены обстоятельствами. В Ленинграде 1945-го подругам суждено встретиться снова, а череда сопутствующих событий заставит их кардинальным образом поменять отношение друг к другу — и измениться тоже. Через глубоко личную историю фильм позволяет представить, какими были первые годы страны-победителя, заплатившей за победу огромную цену.

Пригласив на центральные роли актёров, ещё не успевших стать публике хорошими знакомыми, Балагов рисковал, но рисковал осознанно: узнавать героев пришлось с чистого листа. «Дылда» ещё и визуальный эксперимент: в этом фильме не разглядеть ни разрухи, ни коммунальных конфликтов, ни питерской слякоти. Зато есть игра цветов и теней и реверансы в сторону классики (причём далеко не только кинематографической). Сценарий 27-летний режиссёр писал сам, но без поддержки старших товарищей не обошёлся: Балагов не скрывает, что о давно ушедшей эпохе знал слишком мало, чтобы рассказывать о ней другим. Тем не менее получилось острое и спорное кино, которое явно не станет довольствоваться одними лишь каннскими призами. А если действие порой и доходит до абсурда или грешит лишними сценами, то это для постановщика разве что повод оттачивать мастерство. 

«Утомлённые солнцем», 1994

Знаковый для Никиты Михалкова фильм праздновал успех в Каннах-1994, где он мог взять и главный приз, но получил чуть менее статусный Гран-при жюри. Через год была победа на «Оскаре», и после «Утомлённых солнцем» номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» так и не удалось взять штурмом никому из российских кинематографистов. СССР 1936 года, бьющее через край воодушевление жителей молодой страны на фоне надвигающегося ужаса репрессий, разные герои, которым предстоит не только распутать невидимый клубок сложившихся отношений, но и совершить поступки, которые изменят жизнь каждого из них. Олег Меньшиков сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей, а сам Михалков заявил о себе как о состоявшемся режиссёре. Жаль, с продолжениями вышла совсем другая история.

«Левиафан», 2014

Российский режиссёр нового поколения Андрей Звягинцев с «Левиафаном» тоже претендовал на «Оскар», но ограничился «Золотым глобусом» — а в Каннах получил приз за лучший сценарий. Фильм об отечественной глубинке, в котором коррумпированная власть, словно библейское чудовище, пожирает обычного человека, пытающегося ей противостоять, на родине приняли неоднозначно. Тем не менее зрителю запомнились персонажи Алексея Серебрякова, Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова, а в визуальном отношении картина и вовсе оказалась вне конкуренции. Жёсткий подход к своему творчеству Звягинцев сохранил и в дальнейшем — да и новые попытки оказаться среди лучших европейских и мировых постановщиков явно не за горами.

«Все умрут, а я останусь», 2008

В 2008 году Валерия Гай Германика считалась вундеркиндом — её картина «Все умрут, а я останусь» не была дебютом, но стала первой, обратившей на себя внимание европейских киногуру. Два приза в Каннах сделали Германике имя — впрочем, дальнейшего триумфального шествия не получилось. Вполне тривиальная история о московских старшеклассницах, которым трудно взрослеть, но ещё больше хочется освободиться от детских оков, задаёт важные вопросы и отличается смелостью изложения. Критики вспоминали про американский фильм «Детки», блюстители нравственности били в набат. Взгляд режиссёра явно был направлен в европейские дали, и это по достоинству оценили.

«Свадьба», 2000

Картина Павла Лунгина «Свадьба» в Каннах претендовала на «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге довольствовалась специальным призом жюри за лучший актёрский ансамбль. Назвать картину полностью российской нельзя — в списке стран, занятых в производстве, присутствуют ещё Франция, Италия и Германия. Впрочем, душа в «Свадьбе» исключительно русская: со страстями, возлияниями, искренностью и, конечно, необъяснимым желанием лезть в драку. Актёрский состав в фильме действительно хорош: от Марата Башарова и Марии Мироновой на первом плане до Андрея Панина и Александра Семчева на втором. Про сюжет и рассказывать нечего: возвращение главной героини в родной городок оборачивается событиями, в которые так или иначе окажутся втянутыми очень много её земляков. Лунгин местами перебирает с гротеском, но это точно то кино, которое не грех и пересмотреть. 

Хотите превратить смартфон в мобильный кинотеатр? Скачайте «МТС ТВ»!

Андрей Митрофанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Новое и лучшее