«Дылда» Кантемира Балагова и ещё четыре российских фильма, покоривших Канны
В прокат вышел фильм «Дылда», который месяц назад завоевал две награды в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале — за лучшую режиссуру и награду от ассоциации журналистов ФИПРЕССИ. Для молодого российского постановщика Кантемира Балагова это не первый успех на Лазурном берегу: в
Смотреть кино со смартфона или планшета удобно в «МТС ТВ». В бесплатном приложении доступна «Амедиатека», FOX и сотня других сервисов и телеканалов. В мобильной сети МТС трафик не тарифицируется!
«Дылда», 2019
Сразу стоит сказать, что фильм Балагова — это кино не просто для взрослых, но ещё и для обладающих достаточно стойкой нервной системой. Тем не менее в Каннах зрители благосклонно отнеслись к «Дылде» на первых же показах: режиссёр смог создать достаточно достоверные образы людей, отягощённых последствиями отгремевшей войны. В центре сюжета — молодые женщины Ия и Маша, которые в разгар сражений служили вместе в зенитной артиллерии, а потом оказались разлучены обстоятельствами. В Ленинграде
Пригласив на центральные роли актёров, ещё не успевших стать публике хорошими знакомыми, Балагов рисковал, но рисковал осознанно: узнавать героев пришлось с чистого листа. «Дылда» ещё и визуальный эксперимент: в этом фильме не разглядеть ни разрухи, ни коммунальных конфликтов, ни питерской слякоти. Зато есть игра цветов и теней и реверансы в сторону классики (причём далеко не только кинематографической). Сценарий
«Утомлённые солнцем», 1994
Знаковый для Никиты Михалкова фильм праздновал успех в Каннах-1994, где он мог взять и главный приз, но получил чуть менее статусный
«Левиафан», 2014
Российский режиссёр нового поколения Андрей Звягинцев с «Левиафаном» тоже претендовал на «Оскар», но ограничился «Золотым глобусом» — а в Каннах получил приз за лучший сценарий. Фильм об отечественной глубинке, в котором коррумпированная власть, словно библейское чудовище, пожирает обычного человека, пытающегося ей противостоять, на родине приняли неоднозначно. Тем не менее зрителю запомнились персонажи Алексея Серебрякова, Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова, а в визуальном отношении картина и вовсе оказалась вне конкуренции. Жёсткий подход к своему творчеству Звягинцев сохранил и в дальнейшем — да и новые попытки оказаться среди лучших европейских и мировых постановщиков явно не за горами.
«Все умрут, а я останусь», 2008
В 2008 году Валерия Гай Германика считалась вундеркиндом — её картина «Все умрут, а я останусь» не была дебютом, но стала первой, обратившей на себя внимание европейских киногуру. Два приза в Каннах сделали Германике имя — впрочем, дальнейшего триумфального шествия не получилось. Вполне тривиальная история о московских старшеклассницах, которым трудно взрослеть, но ещё больше хочется освободиться от детских оков, задаёт важные вопросы и отличается смелостью изложения. Критики вспоминали про американский фильм «Детки», блюстители нравственности били в набат. Взгляд режиссёра явно был направлен в европейские дали, и это по достоинству оценили.
«Свадьба», 2000
Картина Павла Лунгина «Свадьба» в Каннах претендовала на «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге довольствовалась специальным призом жюри за лучший актёрский ансамбль. Назвать картину полностью российской нельзя — в списке стран, занятых в производстве, присутствуют ещё Франция, Италия и Германия. Впрочем, душа в «Свадьбе» исключительно русская: со страстями, возлияниями, искренностью и, конечно, необъяснимым желанием лезть в драку. Актёрский состав в фильме действительно хорош: от Марата Башарова и Марии Мироновой на первом плане до Андрея Панина и Александра Семчева на втором. Про сюжет и рассказывать нечего: возвращение главной героини в родной городок оборачивается событиями, в которые так или иначе окажутся втянутыми очень много её земляков. Лунгин местами перебирает с гротеском, но это точно то кино, которое не грех и пересмотреть.
Хотите превратить смартфон в мобильный кинотеатр? Скачайте «МТС ТВ»!
Андрей Митрофанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции