«Братство» и «Война Анны»: два фильма о тех, кто выжил
В этом году ко Дню Победы приурочили премьеры сразу двух фильмов, которые не
Смотреть фильмы и сериалы бесплатно, легально и без учёта трафика? Абоненты МТС могут сделать это на ivi.ru, подключив подарочную подписку на 2 месяца за 0 рублей.
«Братство»
Премьера «Братства» изначально планировалась на начало декабря прошлого года, но в итоге фильм сдвинули поближе к Дню Победы и годовщине начала вывода советских войск из Афганистана. Режиссёр Павел Лунгин много говорил о реальных событиях и воспоминаниях участников конфликта, на которых был построен сценарий, — тем удивительнее были заявления многих политиков и общественных деятелей, которые потребовали отменить показ картины 9 Мая. Создатели «Братства» надеялись показать «непарадный героизм», на конкретных примерах объяснить значение вынесенного в название слова — а вышло, что оскорбили очень многих людей, включая тех, кто о фильме вообще ничего не слышал.
Прокатную судьбу картины решили компромиссом, выпустив 10 мая, — и зрители наконец смогли увидеть, на что потрачены 270 миллионов рублей, часть из которых предоставил бюджет страны. «Братство», невзирая на скандальную репутацию, притягивает публику: и выбранной темой, и именем постановщика, и актёрским составом, в котором знаменитости выступают наравне с новичками. Сюжет фильма не скупится на перестрелки и прочий экшен, но и от основной линии не отступает: политика политикой, а своих на войне бросать нельзя.
Лунгин достаточно отстранённо рассказывает историю о попытке спасти сбитого военного пилота накануне отправки советских войск домой: «Братство» вообще не про пафос, и даже шаблонные фразы звучат в этой ленте достоверно. Фильм показывает войну с той её стороны, о которой все знают, но предпочитают не вспоминать, — и это уже веский повод его посмотреть. Отличные работы Кирилла Пирогова, Фёдора Лаврова и Александра Кузнецова: впрочем, режиссёр предоставил пространство для творчества даже тем, кому достались и вовсе эпизодические роли. Скандал мгновенно утих, а фильм остался: и так или иначе, он помогает новым поколениям не забывать о важных вещах. Странно, что это может
«Война Анны»
Новый фильм Алексея Федорченко, девять лет назад показавшего миру пронзительную картину «Овсянки», играет исключительно на самых чувствительных струнах зрительской души. Проект, выросший из истории, рассказанной в блоге, до картины-победителя «Ники» и «Золотого орла», находит отклик в сердце у каждого — самим сюжетом, способностями юной актрисы Марты Козловой и множеством деталей, из которых и складывается большое кино. «Война Анны» неминуемо заявит о себе и на европейских фестивалях — просто потому, что иначе и быть не может.
Историю о том, как шестилетней девочке удаётся не только выжить во время массового расстрела, устроенного нацистами, но ещё и долгое время незаметно выживать в их комендатуре, постановщик примеряет на себя и предлагает публике сделать то же самое. Можно до бесконечности искать и находить в ленте аллюзии со сказками Льюиса Кэрролла, фильмом «Чужие» и много чем ещё — тем более что Федорченко свёл к минимуму сцены с диалогами и превратил действие в набор коротких эпизодов, которые лишь в финале собираются в полную картину. Можно просто восхищаться способностью главной героини прокладывать себе путь среди кромешного зла. В любом случае перед нами непростое и многозначительное кино, которое не проходит бесследно.
Федорченко уже называют новым Андреем Тарковским и удивляются, как можно сделать настолько монотонное произведение, от которого при этом решительно невозможно оторваться. А также пытаются вспомнить, в каком ещё фильме первостепенный персонаж — один, а эпизодических — раз в 50 больше. Сам режиссёр задаётся совсем другими вопросами, и на один из них отвечает, что на месте Анны не продержался бы и двух дней. Посмотрим, что вы на это скажете.
Андрей Митрофанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции