14 мая 2019

«Братство» и «Война Анны»: два фильма о тех, кто выжил

В этом году ко Дню Победы приурочили премьеры сразу двух фильмов, которые не очень-то подходят под привычные стандарты военного кино: «Братство» Павла Лунгина рассказывает о совсем других сражениях, а «Война Анны» Алексея Федорченко — про подвиг маленького человека перед самим собой и всем миром. Обе картины сопровождал предпрокатный резонанс: правда, пока одному аплодировала вся страна, другому предрекали проблемы с выходом на большие экраны. Рассказываем, каким получилось новое российское кино о войне.

Смотреть фильмы и сериалы бесплатно, легально и без учёта трафика? Абоненты МТС могут сделать это на ivi.ru, подключив подарочную подписку на 2 месяца за 0 рублей.

«Братство»

Премьера «Братства» изначально планировалась на начало декабря прошлого года, но в итоге фильм сдвинули поближе к Дню Победы и годовщине начала вывода советских войск из Афганистана. Режиссёр Павел Лунгин много говорил о реальных событиях и воспоминаниях участников конфликта, на которых был построен сценарий, — тем удивительнее были заявления многих политиков и общественных деятелей, которые потребовали отменить показ картины 9 Мая. Создатели «Братства» надеялись показать «непарадный героизм», на конкретных примерах объяснить значение вынесенного в название слова — а вышло, что оскорбили очень многих людей, включая тех, кто о фильме вообще ничего не слышал.

Прокатную судьбу картины решили компромиссом, выпустив 10 мая, — и зрители наконец смогли увидеть, на что потрачены 270 миллионов рублей, часть из которых предоставил бюджет страны. «Братство», невзирая на скандальную репутацию, притягивает публику: и выбранной темой, и именем постановщика, и актёрским составом, в котором знаменитости выступают наравне с новичками. Сюжет фильма не скупится на перестрелки и прочий экшен, но и от основной линии не отступает: политика политикой, а своих на войне бросать нельзя.

Лунгин достаточно отстранённо рассказывает историю о попытке спасти сбитого военного пилота накануне отправки советских войск домой: «Братство» вообще не про пафос, и даже шаблонные фразы звучат в этой ленте достоверно. Фильм показывает войну с той её стороны, о которой все знают, но предпочитают не вспоминать, — и это уже веский повод его посмотреть. Отличные работы Кирилла Пирогова, Фёдора Лаврова и Александра Кузнецова: впрочем, режиссёр предоставил пространство для творчества даже тем, кому достались и вовсе эпизодические роли. Скандал мгновенно утих, а фильм остался: и так или иначе, он помогает новым поколениям не забывать о важных вещах. Странно, что это может кого-то оскорбить.

«Война Анны»

Новый фильм Алексея Федорченко, девять лет назад показавшего миру пронзительную картину «Овсянки», играет исключительно на самых чувствительных струнах зрительской души. Проект, выросший из истории, рассказанной в блоге, до картины-победителя «Ники» и «Золотого орла», находит отклик в сердце у каждого — самим сюжетом, способностями юной актрисы Марты Козловой и множеством деталей, из которых и складывается большое кино. «Война Анны» неминуемо заявит о себе и на европейских фестивалях — просто потому, что иначе и быть не может.

Историю о том, как шестилетней девочке удаётся не только выжить во время массового расстрела, устроенного нацистами, но ещё и долгое время незаметно выживать в их комендатуре, постановщик примеряет на себя и предлагает публике сделать то же самое. Можно до бесконечности искать и находить в ленте аллюзии со сказками Льюиса Кэрролла, фильмом «Чужие» и много чем ещё — тем более что Федорченко свёл к минимуму сцены с диалогами и превратил действие в набор коротких эпизодов, которые лишь в финале собираются в полную картину. Можно просто восхищаться способностью главной героини прокладывать себе путь среди кромешного зла. В любом случае перед нами непростое и многозначительное кино, которое не проходит бесследно.

Федорченко уже называют новым Андреем Тарковским и удивляются, как можно сделать настолько монотонное произведение, от которого при этом решительно невозможно оторваться. А также пытаются вспомнить, в каком ещё фильме первостепенный персонаж — один, а эпизодических — раз в 50 больше. Сам режиссёр задаётся совсем другими вопросами, и на один из них отвечает, что на месте Анны не продержался бы и двух дней. Посмотрим, что вы на это скажете.  

Андрей Митрофанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Новое и лучшее