04 апреля 2019

Триллер «Мы» и ещё четыре фильма про опасных двойников

Американский режиссёр Джордан Пил пытается повторить успех триллера «Прочь» двухлетней давности: его новый фильм «Мы» уже пять раз окупил потраченную на него сумму и продолжает шокировать кинозрителей по всему миру. На этот раз в фильме речь идёт о вещах потусторонних: обычная семья сталкивается с копиями самих себя, и эти копии трудно назвать дружелюбными. Фильм уже окрестили самым загадочным в сезоне — понять, откуда взялись двойники и какова их мотивация, публике действительно непросто. Рассказываем о фильме «Мы» подробнее, а также вспоминаем, в каких ещё картинах выражение «как две капли воды» означало реальную опасность.

Смотреть фильмы и сериалы бесплатно, легально и без учёта трафика? Абоненты МТС могут сделать это на ivi.ru, подключив подарочную подписку на 2 месяца за 0 рублей.

«Мы»

Это лишь второй полнометражный проект Пила как режиссёра — но с учётом того, что первый получил три номинации на «Оскар» и одну из них выиграл, можно с уверенностью сказать, что перед нами один из наиболее перспективных постановщиков современности. В «Мы» он позвал Лупиту Нуонго, тоже заслужившую признание киноакадемиков, а для баланса пригласил Элизабет Мосс, общепризнанную телезвезду. Речь идёт о мире скопированных сущностей, поэтому чуть ли не у каждого актёра в триллере две роли. Стоит обратить внимание и на тот факт, что сам режиссёр довольно солидный отрезок своей карьеры посвятил комедийному жанру, — поэтому его новое кино не только пугает, но и изрядно веселит. И всё же остаётся страшной историей, создатели которой задавались важнейшими вопросами человеческого бытия.

«Мы» берёт начало в восьмидесятых — здесь Пил делает поклон в сторону общепринятой голливудской моды, — и этим флэшбеком сразу цепляет за живое. Вполне классическое детство главной героини оказывается омрачено встречей с двойником, и это выглядит вовсе не как обычный взгляд в зеркало. В настоящем не до конца забытое происшествие аукается совершенно неожиданным образом, причём атаке копий подвергается вся семья героини. Триллер переполнен намёками и отсылками, а разобраться в происходящем зрителю предлагают вместе с персонажами — то есть ответы на вопросы приходят постепенно. Оторваться от этого зрелища трудно: Пил, невзирая на небольшой опыт, знает толк в большом кино, поэтому и картинка, и звуковой ряд держат зрителя в постоянном напряжении. Из присущего человеку страха перед собственным отражением фильм «Мы» создаёт полноценную историю, из которой не так-то просто выпутаться целым и невредимым.

«Мы» (2019)

«Враг»

Канадец Дени Вильнёв, создатель «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049», в 2013 году экранизировал роман португальского писателя, лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамаго «Двойник». Фильм получил название «Враг», чтобы общий посыл не выглядел столь прямолинейным. Джейк Джилленхол исполнил роль молодого человека, который во взятом напрокат фильме обнаруживает копию самого себя. Поиски странного актёра приводят к крайне нежелательным результатам — главному герою приходится узнать очень много о тёмной стороне собственной личности. Джилленхолу пришлось играть двух одинаковых внешне и совершенно разных внутренне людей — с учётом манеры съёмки Вильнёва это смотрится особенно завораживающе. Сара Гадон, Мелани Лоран и Изабелла Росселлини обеспечили картине второй план. Критики были практически единодушны: «Враг» — один из лучших фильмов на заданную тему.

«Враг» (2013)

«Двойник»

Фильм британского режиссёра, актёра и сценариста Ричарда Айоади «Двойник» вышел в том же 2013 году — и это тоже повлияло на выбор названия для картины Вильнёва. В распоряжении его коллеги оказались Джесси Айзенберг и Миа Васиковска, а фундаментом для сюжета стал роман Фёдора Достоевского. Главный герой, довольно нерешительный клерк с проблемами в личной жизни, узнаёт о существовании второй версии себя — причём уверенной в себе и крайне харизматичной. Правда, двойнику этого мало, и он начинает прибирать к рукам размеренную жизнь собственной копии. Айоади многое позаимствовал у более опытных коллег, от Романа Полански до Терри Гиллиама, а в центр своего режиссёрского высказывания поставил человеческое стремление любить и быть любимым. Но двойник от этого не перестаёт быть менее угрожающим фактором. Кстати, легендарный Полански и сам собирался экранизировать это произведение Достоевского, да вот неудача — поссорился с Джоном Траволтой и закрыл проект.

«Двойник» (2013)

«Луна 2112»

В оригинале этот фильм Дункана Джонса называется просто «Луна» — у которой, как известно, есть и обратная сторона. Сэм Рокуэлл исполнил роль самого одинокого человека в Галактике: его тёзка заканчивает трёхлетнюю смену на естественном спутнике Земли, где следит за автоматической станцией по добыче полезных ископаемых в компании говорящего робота. За пару недель до возвращения Сэма на планету прибывает замена, которая оказывается почти идеальным клоном его самого. Фильм исследует природу одиночества, его влияния на самого героя и на других, а заодно предупреждает общество о том, что заигрывать с естественным бывает опасно. «Луну 2112» признали продолжением традиций «Космической одиссеи 2001 года», хотя, конечно, Джонс существенно снижает масштабы sci-fi. Кевина Спейси тогда ещё не ненавидели, поэтому он составил Рокуэллу отличную компанию.

«Луна 2112» (2009)

«Престиж»

Чтобы встретить двойника, совершенно необязательно летать в космос в будущем: фильм Кристофера Нолана «Престиж», к примеру, рассказывает о рубеже XIX и XX веков. Хью Джекман и Кристиан Бейл сыграли двух фокусников, некогда работавших в паре, а потом ставших самыми непримиримыми конкурентами. Оба актёра брали уроки у настоящего фокусника, но в сюжете имеется и магия, которую нельзя объяснить одной лишь ловкостью рук. И трюк с мгновенным перемещением из одной точки пространства в другую приводит к тому, что главным героям уже никак нельзя на сто процентов доверять сопернику. К тому же свои точные копии так удобно ставить под удар вместо себя. Нолан пока так и не поставил на каминную полку «Оскар», но «Престиж» был близок к получению двух статуэток: за операторскую работу и декорации. В визуальном плане фильм действительно безупречен, а сюжет полностью затягивает зрителя — и это, конечно, тоже фокус.

«Престиж» (2006)

Андрей Митрофанов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Подписка на новости

Новое и лучшее