Как организовать мотопутешествие своей мечты
Если вы уже исполнили свою мечту и наслаждаетесь поездками по городу на самом эмоциональном виде транспорта — мотоцикле, то наверняка задумываетесь о первом мотопутешествии. Как сделать его комфортным, безопасным, как почувствовать кайф от свободы двухколёсных перемещений между городами — не понаслышке знает Алексей Пахомов. За плечами директора Амурского филиала МТС — путь через восемь стран из Москвы в Сан-Тропе, а впереди — пробег по Route 66 из Калифорнии во Флориду. МТС/Медиа составила мотоазбуку по советам эксперта.
Мотоцикл — Harley-Davidson Electra Glide Ultra
Мотостаж — 4 года
Главный «дальняк» — маршрут Россия — Франция, 9 тысяч километров
Автомобильный опыт вам пригодится, но его точно не хватит. Нельзя просто пересесть с машины на мотоцикл. Более того, я рекомендую не просто получить права категории А, а пройти обучение в мотошколе. Заниматься с опытным инструктором нужно не только для прохождения «змейки», «восьмёрки» и «доски» для сдачи экзамена, но прежде всего, чтобы получить практические навыки езды, особенно в городе. Ошибки при поездке на авто совсем не такие фатальные, как на мотоцикле, потому что там у вас есть как минимум капот, который не зря называют «два метра жизни». Здесь такой опции нет, любой инцидент вы встретите своим телом, и шансов выжить у мотоциклиста гораздо меньше. Так что владеть навыками управления и точно знать возможности вашего мотоцикла — необходимый минимум для выживания, причём учиться нужно на том типе техники, на которой собираетесь ездить.
Безопасность в поездках обеспечит в том числе ваша компания. Группа мотоциклов более заметна для водителей автомобилей, она поможет в случае поломки или инцидента на трассе. Есть райдеры, которым комфортнее ездить одним, но на мой вкус, три-четыре мотоцикла — самый комфортный состав группы для «дальняка». Мы стараемся подбирать команду по типу техники: тяжелые «круизёры» могут с комфортом провезти тысячу километров, на лёгких это сделать физически тяжело, а значит, небезопасно. Если ездите группой, нужно помнить, что «эскадра всегда идёт со скоростью самого медленного корабля», и рассчитывать топливо и ежесуточный пробег, ориентируясь на самый лёгкий и медленный мотоцикл.
Вещи, которые я беру с собой, ограничены размером багажника моего мотоцикла. Необходимый минимум помимо личного гардероба и экипировки — это дождевик, который я беру, даже если по прогнозу жара и солнце, набор ключей или multi tool, ремкомплект для колёс (он должен быть хотя бы в одном мотоцикле в группе), тряпочки для визора, вода. Также всегда с собой запасной облегчённый шлем для поездок в городе, куда мы прибываем. Он же пригодится, если вы решите прокатить кого-нибудь. Я беру с собой чехол на мотоцикл и дополнительный комплект «гражданской» обуви, чтобы сразу переобуться по приезде.
Гаджет для мотопутешествий — это смартфон. Некоторые используют специальные мотонавигаторы, но я ими не пользуюсь, отдавая предпочтение навигационным приложениям в смартфоне. В Европе меня никогда не подводил сервис maps.me, в России отлично работают «Яндекс.Карты». Некоторые мои друзья пользуются Garmin с закачанными туда специальными картами. На мой вкус, они громоздкие, неоправданно дорогие и обновляются куда реже, чем онлайн-приложения.
Дистанция для первого раза — 150–200 километров. Это, конечно, совсем не путешествие, но отрезок необходим, чтобы понять, удобен ли ваш мотоцикл для дальних расстояний или его нужно «допиливать». Следующий шаг — проехать плюс триста километров, остаться на ночь. Первый опыт очень важен, потому что если он будет неприятным, вы вряд ли отправитесь в поездку ещё раз.
Жена иногда ездит со мной на расстояния не более 300 километров. Потом она просто устаёт, а дискомфорт второго номера очень влияет на райдера. Так что я выбираю для совместных путешествий максимально безопасный, приятный и интересный отрезок пути. Например, когда ездил в Грузию — жена просто прилетела в Тбилиси самолётом, и там мы уже немного покатались вместе.
Интернет-сервисы нужны на протяжении всей поездки. На этапе планирования я выбираю жилье на Airbnb, мне больше нравится жить у местных, так гораздо ярче воспринимается город, в который ты приехал. Мы заранее изучаем историю страны, выбираем достопримечательности, иногда находим в социальных сетях гидов для организации экскурсий. В дороге я пользуюсь онлайн-картами, на месте — TripAdvisor для выбора ресторанов и мест для прогулок.
Какой город выбрать первым? Маршрут Москва — Минск я считаю оптимальным для первого раза. Это отличная прямая трасса около 700 километров, которую новичкам оптимально запланировать на два дня и пройти за один, только если будут силы. Но по пути столько интересных мест — танковый музей в Кубинке, Смоленская крепость с музеем в «Громовой башне». Мотопутешествие — это не телепортация из одной точки в другую, оно даёт свободу задержаться там, где хочется.
Ночью мы не ездим на дальние расстояния. Для нашей компании комфорт и безопасность — превыше всего, так что стараемся приехать в новый город засветло, чтобы успеть прогуляться, поужинать и приехать в гостиницу или квартиру отдыхать.
Мотоцикл для дальних путешествий — это дело вкуса, главное здесь — удобство райдера. Комфортным должно быть всё — сиденье, подвеска, экипировка, не сковывающая движений, руль, чтобы руки на нём отдыхали и не затекали.
Я не только часто езжу на мотоцикле из дома в офис, но и отправляюсь летом в междугородние командировки. Коллеги сначала удивлялись, а потом привыкли.
Отдых и остановки в путешествии зависят прежде всего от типа вашей техники. На туринговых мотоциклах от Harley-Davidson бак вмещает 22 литра, а значит, вы проедете около 350 километров, а потом всё равно надо будет остановиться для дозаправки. Плюс ко всему мотоцикл больше, чем автомобиль, зависит от погодных условий. Пошёл дождь — придётся остановиться и надеть дождевик. Таким образом, скорость из пункта А в пункт Б — такая же, как на машине, но остановок больше.
А ещё на мотоцикле иногда просто хочется затормозить и сфотографировать что-нибудь. В машине ты этого удовольствия лишён, это кажется нелогичным — нужно выбрать место на обочине, остановиться, встать, открыть дверь и так далее.
Планирование мотопутешествий с точки зрения бюджета похоже на планирование автомобильных. Основные статьи расхода — топливо, платные дороги, которые, кстати, для двухколёсного транспорта в Европе, например, дешевле, отели, питание. Расход топлива будет зависеть от вашей скорости, по трассе средняя цифра — 5–7 литров на сто километров.
Иногда целесообразнее отправить мотоцикл транспортной компанией до конкретной точки. Например, если ваш длинный маршрут пролегает через участок пути, который вы проезжали несколько раз или дороги там откровенно неприятные. Стоимость транспортировки сравнима с суммой, которая набежит за топливо, ночлег, еду и платные дороги, а главное, вы меньше устанете и получите больше наслаждения от путешествия.
Средняя крейсерская скорость перемещения моего мотоцикла — 110–120 км. Если она становится больше — растёт расход топлива, акустически ехать становится некомфортно. Ну и вообще, поездки «сломя голову» — это не мой стиль. Мотопутешествия — это возможность наслаждаться окружающим миром. Если торопишься, тогда лучше сядь на самолёт и лети, дешевле и быстрее получится.
Фотографии и видеосъёмка — неотъемлемая часть путешествия. В нашей компании есть люди, вооружённые несколькими GoPro, фотоаппаратом и ноутбуком для оперативного монтажа видео. Я беру с собой экшн-камеру Sony, которую размещаю на шлеме, и, конечно, главный гаджет — смартфон. После поездок товарищ и главный фотовидеомейкер Евгений Галушко делает авторские фильмы.
Языковой барьер помогают преодолевать технологии. Я могу немного изъясняться на английском на простые бытовые темы, а для всего остального под рукой всегда есть Google Translate.
Путешествие мечты — пробег по Route 66 длиной 3490 километров, дорога пересекает Америку с востока на запад. Я планирую выехать из Калифорнии и приехать на фестиваль DAYTONA BIKE WEEK.