Пять ошибок родителей, которые хотят сподвигнуть детей учить английский
Многие родители справедливо считают владение английским языком ценным навыком, который поможет их детям получить достойное образование и построить успешную карьеру, и пристально следят за успехами своих чад в освоении предмета.
Часто беспокойство родителей выражается в том, что они любыми способами пытаются мотивировать ребёнка заниматься английским, повышая давление к выпускным классам. При этом многие взрослые совершают ряд типичных ошибок, которые сводят на нет все их усилия. Что же это за ошибки и как их избежать?
Ошибка № 1. Напирать на то, что английский пригодится ребёнку в будущем
«Учи английский! У тебя должна быть пятёрка! Ты должен сдать экзамен, чтобы поступить в институт, освоить денежную профессию и устроиться на хорошую работу». Почти каждый ребёнок регулярно слышит от родителей нечто подобное.
Казалось бы, аргументы железобетонные, но они зачастую не работают, и вот почему: карьера, статус, конечно, волнуют подростка, который в силу характерных для его возраста проявлений устремлён в будущее. Но, по мнению психолога Лидии Божович, это будущее для подростка пока очень туманно, а значит, не мотивирует делать что-то здесь и сейчас. В то же время конфликты в семье часто возникают не из-за английского как такового, а из-за того, что картины взрослой жизни, нарисованные родителями для ребёнка и им самим, не совпадают.
Как исправить ситуацию
Подросток гораздо быстрее и спокойнее примет аргументы в пользу изучения английского, если они будут вписаны в его представления о— собственном будущем.
Поэтому для начала стоит спросить у ребёнка, кем он себя видит во взрослой жизни, какой путь для себя наметил (вполне может оказаться, что ребёнок ещё и сам не знает, и тут главное — не совершить ошибку № 2).
Ошибка № 2. Рассказывать страшилки
Один из самых распространённых родительских ходов, призванных улучшить ситуацию с английским, — нарисовать перед любимым чадом картину жизненного фиаско, которое его ждёт, если предмет освоен не будет.
Этот приём, что примечательно, используют и те родители, которые иностранного языка не знают. Если они при этом занимают хорошую должность и прилично зарабатывают, у подростка возникает сомнение не только в необходимости изучения языка, но и в искренности родителей.
Психолог Людмила Петрановская рекомендует подумать о том, что впереди у ребёнка ещё долгая жизнь, и всё несколько раз изменится. Если так случится, что английский действительно понадобится чаду во взрослом возрасте, то у него будет возможность выучить этот язык. Поэтому нельзя однозначно сказать, что тех, кто не знает английского, ждет полный и безоговорочный провал.
Как исправить ситуацию
Родителям прежде всего стоит разобраться со своими страхами или, по крайней мере, не перекладывать их на хрупкие детские плечи. Почаще напоминать себе о том, что знание иностранного языка открывает многие двери, но не является единственно необходимым условием жизненного успеха.
Сказав себе это в очередной раз и успокоившись, родители могут снова обсудить с ребёнком ситуацию с английским. Но уже без выдуманных страшилок.
Ошибка № 3. Давить авторитетом
Подростковый возраст — «эпоха» увлечений, которые, как правило, отнимают много сил и времени и при этом никак не связаны с учёбой. Редкий родитель способен смириться с этой ситуацией, поэтому в ход идут контроль, принуждение и даже угрозы.
Такое поведение взрослых, по наблюдениям Людмилы Петрановской, дает эффект, обратный ожидаемому: подросток начинает бунтовать. Он может сопротивляться активно, скандаля и демонстративно прогуливая, или пассивно, лёжа на диване или играя ночи напролёт в компьютерные игры.
По мнению Петрановской, все эти действия — естественное проявление механизма защиты. Школьник чувствует, что не готов взвалить на собственные плечи груз высоких ожиданий, и сопротивляется как умеет.
Как исправить ситуацию
Устраниться. Для обеспокоенных мам и пап это настоящее испытание, однако, как показывает практика, подобная тактика работает лучше всего.
В норме подростки уже понимают, что несут ответственность за свои поступки. Возможность действовать самостоятельно и самому разбираться с последствиями принятых решений даёт результаты гораздо быстрее, чем уговоры и крики.
Заваленные контрольные и даже экзамены не смертельны, зато помогают подростку понять, чего он точно не хочет, и начать заниматься, в том числе английским, если это на поверку окажется важным.
Ошибка № 4. Ставить перед учеником ложную цель
Настаивать на том, чтобы ребёнок «выучил английский», и даже поддерживать его самого в этом стремлении — заведомо проигрышная тактика. Потому что такая цель слишком неконкретна и в принципе не может быть достигнута, считает психолог, переводчик с английского и немецкого языков, руководитель проектов English Speaking Class и English for psychologists Лилия Азизова. Как определить, человек уже выучил язык или ещё нет? Всегда можно найти тест, с которым он не справится.
К слову, можно составить тест по английскому, который завалит и носитель языка. Потому что любой язык — и английский не исключение — живая, постоянно развивающаяся и расширяющаяся система. Каждый день в английском появляется больше десятка новых слов, а значит, завершить его изучение никогда не получится.
Как исправить ситуацию
Сформулировать цель правильно. В этом отлично поможет система SMART, которую широко применяют для оценки целей и постановки задач. Суть техники в том, чтобы обозначенная цель оказалась конкретной, измеримой, актуальной и достигаемой за определённое время. Например, не выучить английский, а дойти до уровня Intermediate за два года занятий.
Ошибка № 5. Перекладывать всю ответственность на репетитора
Родители ученика объясняют педагогу, что его задача — как можно быстрее восполнить пробелы в знаниях ребёнка, сделать так, чтобы тот получал только пятёрки по английскому, и т. п. Такая позиция неверна, полагает редактор Puzzle English Екатерина Дмитриева. Частный педагог, по идее, должен не готовить с ребёнком школьные домашние задания по английскому (к этому, скорее всего, сведутся все занятия), а сделать так, чтобы подопечный без труда справлялся с ними сам. Кроме того, поставленный в жёсткие рамки репетитор рано или поздно начинает давить на ученика, в результате тот оказывается между трёх огней: репетитором, родителями и школьным учителем.
Получается, школьник должен ещё большему количеству людей, а для его желаний и интересов вовсе не остаётся места. Естественно, что в этом случае у ученика не формируется внутренняя мотивация выучить английский, а занятия и бесконечные задания превращаются в кошмар наяву.
Как исправить ситуацию
Дополнительные занятия с квалифицированными учителями, безусловно, помогают школьнику, поэтому отказываться от них не стоит. Но очень важно доверять педагогу и ставить перед ним реалистичные цели.
Хорошим решением также являются языковые курсы для ребёнка в надёжной онлайн-школе, которая гарантирует высокую квалификацию преподавателей и снимает с родителей груз ответственности за «качество» репетитора.
Занятия именно в онлайн-школе, где используются современные технологии и адаптивный подход к обучению, могут стать оптимальным вариантом ещё и в том случае, если ребёнок отстаёт по английскому из-за отсутствия интереса к предмету.
Вместо вывода
Благие побуждения родителей, стремящихся дать своим детям отличное образование (что подразумевает знание как минимум одного иностранного языка — английского), не могут уберечь взрослых от судьбоносных ошибок. А вот знание о том, какие бывают ошибки, чем они вызваны и как их избежать, — вполне. Разобравшись со своими заблуждениями, сомнениями и страхами, родители получают отличный шанс наконец услышать ребёнка, спокойно с ним поговорить и вместе решить, как тот будет учить английский во имя собственного светлого будущего.