Что такое кассовый разрыв в бизнесе и как его избежать

8 сентября 2023

По бумагам бизнес находится в стабильном плюсе: продажи растут, клиентов всё больше. Но вот пришло время ИП платить налоги или вносить аренду, а на счетах компании опять не хватает денег. Это — кассовый разрыв. Разбираемся, как предпринимателю избегать подобных ситуаций и что делать, если кассовый разрыв всё-таки наступил, а платить по счетам нужно срочно.

Содержание
Развернуть

Что такое кассовый разрыв: поясняем на примере

Когда у предпринимателя накопилась сумма к оплате больше, чем у него есть сейчас на счёте, он попадает в кассовый разрыв. Разберём на примере:

1 сентября ИП Булочкин заплатил за аренду склада, закупил сырья и выплатил зарплату сотрудникам — потратил все деньги, что были у него на расчётном счёте. Оплаты от клиентов придут после 10 сентября. Получается, в период с 1 по 10 число может случиться кассовый разрыв: ИП потребуется за что-то заплатить контрагентам, а денег на счёте у него не будет.

Последствия кассового разрыва могут быть неприятными — придётся договариваться с поставщиками и контрагентами об отсрочках, платить штрафы налоговой и терпеть репутационные риски.

Четыре основные причины появления кассовых разрывов

  • Прибыль бизнеса «спрятана» в дебиторскую задолженность. Когда предприниматель часто даёт своим контрагентам или клиентам рассрочки и отсрочки по платежам, он рискует столкнуться с серьёзной дебиторкой. Деньги как будто заработаны, выручка есть, но по факту на счетах пусто, потому что клиент заплатит позже.
  • Неверные решения при планировании бюджета. Когда предприниматель замечает, что дела у бизнеса идут неплохо, на счётах остаётся достаточно средств даже после уплаты по всем обязательствам, он решает инвестировать деньги в свой бизнес. Например, покупает дорогостоящую неоновую рекламную вывеску, оплачивает обучение сотрудников или заказывает у веб-дизайнеров сайт. Проходит месяц, и вот нужно не только оплачивать налоги, закупать сырьё и рассчитываться с контрагентами, но и платить за рекламу, обучающие курсы и гонорары дизайнерам. В итоге денег может не хватить.
  • Для бизнеса наступил мёртвый сезон. В декабре пользуются спросом товары для праздников, в сентябре — канцелярия, в мае — угли для шашлыка. Это называется сезонность, и она тоже может стать причиной появления кассового разрыва. Когда нет выручки, а платить по обязательствам нужно каждый месяц, регулярные расходы могут стать достаточно серьёзным обременением для бизнеса.
  • Закупки были спланированы неправильно. Предприниматель заказывает из Китая огромную партию спинеров. Он недостаточно изучил спрос целевой аудитории, и теперь на складе у него лежит товар, который не продаётся. Деньги, которые ИП планировал получить от реализации спинеров, «подвисли», средств в обороте нет.

Как избежать кассового разрыва

  1. Займитесь финансовым планированием. Хватит ли денег на платежи по графику? Когда ожидать поступления средств от клиентов? На эти вопросы поможет ответить платёжный календарь. Его можно вести в таблице в Excel или специальном сервисе учёта, например в «Финтабло» или «Планфакте». Платёжный календарь покажет, ожидается ли кассовый разрыв, и даст предпринимателю время на то, чтобы что-то предпринять: договориться об отсрочке, перенести дату платежа или попросить клиента вернуть дебиторский долг.
  2. Контролируйте дебиторскую задолженность. Ещё перед подписанием договора с контрагентом или клиентом установите максимальный лимит долга и период отсрочки, который вы можете допустить, и опирайтесь на эти условия при планировании бюджета. Не забывайте о сроках. В регламентах по работе с дебиторской задолженностью пропишите, до какого числа должны поступить средства и какой сотрудник отвечает за это. К примеру, клиент должен оплатить счёт 25 числа. Деньги не поступили, значит, менеджер связывается с должником и напоминает о платеже. Если оплата снова затягивается, бухгалтер подключает юриста, который составит досудебную претензию.
  3. Заведите финансовую подушку безопасности. В идеале у каждого бизнеса должны быть накопления, которые помогут справиться с неожиданно возникшими трудностями. Например, с поломкой оборудования, кризисом или другим форс-мажором. Размер подушки зависит от регулярных расходов бизнеса: оплаты аренды, зарплат, расходных материалов, транспортных издержек и так далее. Полученную сумму нужно умножить на количество месяцев, которые бизнес может просуществовать без выручки. Эксперты советуют держать про запас средства, которых хватит на срок от двух до шести месяцев.

Материал по теме
Как защититься от киберугроз, удалённо контролировать работу оборудования и зарабатывать больше: бесплатные вебинары для бизнеса от МТС

Что делать, чтобы выйти из кассового разрыва: пять проверенных способов

  1. Договоритесь с теми, кому должны: клиентами, поставщиками, арендодателями. Обсудите возможность передвинуть дату платежа или составьте график платежей: сейчас вы оплатите только часть, а оставшиеся средства внесёте потом. Конечно, старые партнёры могут пойти навстречу, а вот новые, вероятно, откажутся. Если договориться не получается, переходите к следующему способу.
  2. Расплатитесь собственными деньгами. По закону все деньги ИП считаются его личными. Пополните бизнес-карту переводом с обычной карты и рассчитайтесь по обязательствам.
  3. Если собственных средств нет — оформите заём в банке. Только не забывайте, что за пользование деньгами придётся заплатить проценты банку.
  4. Подключите овердрафт. Это такой вид банковского кредита для предпринимателей, особенность которого в том, что бизнес может потратить больше денег, чем у него хранится на счёте, и уйти в минус до определённой суммы. Долг, естественно, нужно будет вернуть за один-два месяца. Если опоздать — банк заморозит лимит и начислит пени.
  5. Пересмотрите расходы бизнеса. Если кассовые разрывы случаются от месяца к месяцу, это тревожный сигнал о том, что дела у бизнеса идут не очень хорошо. Если доходы у компании нерегулярные или зависят от сезонного спроса, от необязательных трат можно отказаться ради экономии. Например, смена формы сотрудников или покупка баннера могут подождать, особенно если на днях потребуется оплачивать продукты от поставщиков.

Риск кассовых разрывов будет ниже, если у бизнеса есть дополнительные источники доходов. Например, для этого можно стать участником программы «МТС Агенты». Это работает так: вы рекомендуете B2B-продукты МТС своим клиентам, а взамен получаете денежное вознаграждение от МТС.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.