Как правильно оформить бизнес на двоих: несколько доступных вариантов

4 июля 2023

Представим: есть два друга с общей идеей. Один хочет ремонтировать квартиры, а второй — искать для него клиентов. Друзья решают работать вместе и получать прибыль. Если такая ситуация похожа на вашу, вам пригодится наш гайд о том, как оформить бизнес двоим партнёрам.

Содержание
Развернуть

Какие есть варианты оформить бизнес

Проще всего открыть бизнес как индивидуальный предприниматель, но в случае с двумя партнёрами это сомнительная с точки зрения законности схема. Статус индивидуального предпринимателя предполагает, что человек занимается бизнесом самостоятельно. Он получает прибыль, платит налоги и отвечает по обязательствам перед банками и контрагентами. Поэтому зарегистрировать одно ИП на двоих человек невозможно, даже если они родственники, супруги или очень хорошие друзья.

В интернете есть множество материалов о том, как двум людям работать по одному ИП. Однако если налоговая узнает, что бизнесом управляют двое, то с ИП взыщут штраф за сокрытие трудовых отношений, а с теневого управляющего — за незаконное предпринимательство и неуплату налогов. Кроме того, если стороны решат разойтись, бизнес и всё, что с ним связано, останется у ИП. Второй управляющий не будет иметь на него никаких прав независимо от того, сколько денег он вложил в развитие дела.

Существует три варианта легального бизнес-партнёрства: можно открыть на двоих общество с ограниченной ответственностью (ООО), заключить договор простого товарищества (ПТ) или нанять партнёра в штат и платить ему зарплату. Рассмотрим более подробно каждый из них.

ООО

Оба партнёра становятся учредителями компании. У каждого из них будет своя доля (её размер, например половина или треть, обговаривается индивидуально), право голоса и равная ответственность. Вся прибыль, которую заработают участники ООО, будет направлена в уставной капитал. Из него они смогут получать дивиденды один раз в три месяца, заплатив с них НДФЛ 13%.

Открыть ООО сложнее, чем ИП. Вот список того, что предстоит сделать:

  1. Придумать название компании.
  2. Выбрать юридический адрес — это может быть склад, офисное помещение, магазин или квартира руководителя, если он в ней прописан.
  3. Определить размер уставного капитала — он не должен быть меньше 10 000 рублей.
  4. Составить устав. В нём должны быть прописаны: общие сведения об организации (название, юридический адрес), размер доли каждого участника, порядок распределения прибыли, как будут решаться корпоративные конфликты, например споры о полномочиях участников или порядок возмещения убытков инвесторам, и так далее.
  5. Выбрать коды классификации деятельности ОКВЭД. У каждого типа деятельности есть свой код, который подсказывает, чем занимается компания, которая его выбрала. Например, компании, которая занимается онлайн-торговлей, присваивается код деятельности 47.91.2.
  6. Определиться с налоговым режимом. Это может быть основная система налогообложения (ОСН) — налог 20% с прибыли, упрощённая система налогообложения (УСН) или единый сельхозналог (ЕСХН) — 6%. Для каждого режима установлены ограничения по числу сотрудников, типам деятельности, размерам дохода. Если участники ООО планируют заниматься малым бизнесом, лучше выбрать УСН: для этого режима нужно сдавать меньше отчётов. Позже организация может перейти на другой режим, если перестанет соответствовать требованиям. Например, у неё вырастет штат сотрудников или доходы.
  7. Назначить генерального директора.
  8. Подать заявление на регистрацию в налоговую службу и дождаться решения ведомства.
  9. Открыть расчётный счёт в банке.
  10. Нанять в штат бухгалтера или найти специалиста на аутсорсинге. Это нужно, так как с первого дня образования ООО обязано вести бухгалтерский и налоговый учёт.

Материал по теме
Как продать готовый бизнес: чек-лист
ООО — самая безопасная форма бизнес-партнёрства. Ещё на стадии создания компании стороны могут обговорить и предусмотреть все риски, а также прописать в учредительном договоре, как будут решаться сложные ситуации. Но нужно быть готовым к тому, что это достаточно дорогая и длительная процедура.

Простое товарищество

Если на старте будущие бизнес-партнёры не готовы открывать юрлицо, им подойдёт второй вариант совместного сотрудничества — простое товарищество. С юридической точки зрения — это добровольное объединение вкладов двух лиц с целью извлечения прибыли. При этом товарищество никак не ограничивает участников — любой из них может вести другой бизнес, дополнительно к совместному.

Чтобы оформить товарищество, оба партнёра должны:

  1. Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (процедуру должен пройти каждый).
  2. Заключить договор о совместной предпринимательской деятельности. В этом документе партнёры прописывают, какие ресурсы и в каком объёме они вкладывают в совместный бизнес. Например, если партнёры объединяют капиталы, нужно указать, сколько денег вкладывает каждый из них. Можно вносить и другие ценности: ресурсы, деловые знакомства, знания и навыки, товары, оборудование, транспорт и так далее.
  3. Выбрать систему налогообложения. Варианта два: ОСНО или УСН по ставке 15% от полученной прибыли. Упрощённый режим подходит для компаний с оборотом до 150 млн рублей в год, а для ОСНО — ограничений по доходам нет.

Все доходы товарищества распределяются пропорционально долям участников, если другие условия не прописаны в договоре. Стороны по обоюдному согласию или по требованию одного из участников могут расторгнуть договор и ликвидировать товарищество.

Наём в штат

Самый простой вариант, но равноправным такое сотрудничество вряд ли можно считать. Схема работы следующая: один из партнёров регистрируется в качестве ИП, а второго нанимает к себе в штат на зарплату в качестве управляющего. Предприниматель платит налоги, вносит страховые взносы за сотрудника и отчисляет за него НДФЛ. Если партнёры решат разойтись, у наёмного работника никаких прав на бизнес не будет.

Выводы

У каждого из вариантов бизнеса на двоих есть свои положительные стороны. Главное — правильно выбрать форму будущего сотрудничества, которая устроит обоих партнёров, подготовить и зарегистрировать необходимые документы и далее вовремя платить налоги, соблюдать требования закона и развивать бизнес с выгодой для каждого.

Поиск клиентов — задача, которая стоит перед всеми предпринимателями, независимо от формы организации бизнеса. Лайфхак: любая рекламная кампания будет эффективнее, если точно подобрать целевую аудиторию и адресовать сообщение именно тем, кому оно максимально интересно. Например, это удобно делать через платформу МТС Маркетолог — а запустить такую кампанию можно бюджетно и не обладая специальными знаниями.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.