Как продать готовый бизнес: чек-лист

28 июня 2023

Наша инструкция поможет вам организовать продажу небольшого бизнеса — например, кофейни, маникюрного салона или овощной лавки.

Содержание
Развернуть

Шаг 1. Подготовьте отчётность и документы для продажи

Покупатели бизнеса всегда интересуются его доходностью и тем, как он работает. Поэтому предпродажную подготовку следует начинать с финансовых отчётов. Вот какие документы нужно будет подготовить для потенциальных покупателей:

  • Отчёт о прибылях и убытках. В нём отражаются финансовые результаты компании: выручка минус расходы.
  • Информацию об оборотном капитале: на сколько дней вы как продавец бизнеса даёте отсрочки своим клиентам, как берёте предоплаты и какие отсрочки от поставщиков получаете.
  • Отчёт о движении денежных средств. Позволяет отследить, откуда в компанию приходят деньги и на что она их тратит.
  • Бухгалтерский баланс — в нём отражается кредиторская и дебиторская задолженности.

Кроме этого, нужно формально описать активы и бизнес-процессы: составить перечень всего, чем владеет компания, схематично обозначить, как проходит процесс производства, кто отвечает за закупки, начисление заработной платы и так далее.

Дополнительно можно описать воронку продаж, указать базу покупателей, поставщиков и кратко описать бизнес-модель. Всё это поможет будущим владельцам понять, потребуются ли в компанию вложения и хватит ли их навыков и компетенций для управления делом.

Для удобства всю собранную информацию со ссылками на нужные документы можно собрать в презентацию для потенциальных покупателей.

Шаг 2. Определитесь со стоимостью

Самый простой путь, но и более затратный — отдать это на оценку бизнес-брокеру. Он поможет определить точную стоимость бизнеса с учётом его доходности, цен конкурентов и обстановки на рынке.

Самый простой способ для самостоятельной оценки стоимости бизнеса — умножить среднемесячную чистую прибыль компании на 12 и прибавить к этой сумме стоимость материальных активов.

Для оценки стоимости можно использовать также другие методы:

  • Затратный. Считать нужно так: сложить всю стоимость активов и вычесть из неё долги. Такой способ даёт понять, сколько денег останется у владельца компании, если он продаст всё имущество и расплатится по обязательствам.
  • Сравнительный. Самый быстрый подход — достаточно найти объявления о продаже похожего бизнеса и рассчитать среднюю стоимость предложений.

Шаг 3. Найдите покупателей

Искать потенциально заинтересованных в покупке можно несколькими способами:

  • Обратиться к бизнес-брокеру. У таких специалистов есть свои базы потенциальных покупателей, а ещё они оказывают услуги по сопровождению сделок. Однако работа брокеров обходится недёшево — после закрытия сделки придётся заплатить в среднем 7–10% от суммы продажи.
  • Разместить объявления на тематических площадках. Самые популярные — Avito и «Юла». Ещё есть специализированные сайты для бизнес-аудитории — «Оптима Инвест», «Бизторг», «Альтера Инвест» и БИБОСС.
  • Запустить рекламу. Можно размещать посты о продажах в тематических группах в соцсетях и мессенджерах, например «Покупка/продажа бизнеса», или запустить таргетированную рекламную кампанию. Например, через МТС Маркетолог.
  • Опросить конкурентов. Нередко они готовы выкупить чужой бизнес ради развития собственной сети или сильной команды, особенно если у точки удачное расположение. Спросите, интересно ли им ваше предложение. Отправляя информацию для изучения, уберите из своих документов чувствительные данные, например контакты поставщиков, базу постоянных покупателей и так далее.

Шаг 4. Проведите переговоры

Любой потенциальный покупатель, перед тем как заключать сделку, захочет посмотреть бизнес вживую. Однако прежде чем проводить экскурсию по офису, попросите человека подписать соглашение о неразглашении. Если покупатель отказывается подписывать документ, будьте бдительны — возможно, его цель не покупка бизнеса, а получение конфиденциальной информации, которую он планирует использовать в своих целях.

По итогам этой встречи можно будет согласовать конечную цену, условия продажи, процесс передачи активов и дату заключения сделки.

Материал по теме
Что такое франшиза и кому подойдёт такой вариант ведения бизнеса?

Шаг 5. Заключите сделку

Если вы индивидуальный предприниматель, для оформления сделки нужно составить:

  • Договор купли-продажи, в котором перечислены все активы бизнеса.
  • Акт инвентаризации. Это опись имущества компании: оборудование, мебель, техника и так далее.
  • Договор об отчуждении исключительных прав — он нужен, если ИП вместе с компанией передаёт также её сайт, социальные сети, права на торговую марку и другую интеллектуальную собственность.
  • Трёхсторонние соглашения с поставщиками и другими контрагентами, по которым права и обязанности переходят новому владельцу бизнеса.

Кроме того, нужно формально уволить сотрудников и оформить их на работу в новое предприятие. Если бизнес вёлся в арендованном помещении, следует предупредить арендодателя и оформить договор переуступки аренды.

Продажа ООО обязательно оформляется через нотариуса. За его услуги в среднем придётся заплатить от 10 000 до 20 000 рублей. Кроме того, в случае с ООО можно продавать не весь бизнес целиком, а его долю — это актуально, если в фирме двое владельцев, а из бизнеса хочет выйти только один.

Шаг 6. Заплатите налоги

После продажи бизнеса нужно заплатить налоги:

  • ИП — 13% от суммы сделки;
  • ООО — 20%.

Но есть исключения: предпринимателю не нужно платить налоги за продажу своего имущества, если он владел им более трёх лет. Продавец ООО тоже освобождается от налогов, если владел долей в компании больше пяти лет.

Продажа бизнеса — это большой шаг. Если вы находитесь в поисках нового направления для предпринимательства или работы мечты, найти мотивацию помогут хорошие книги. Например, большая подборка бизнес-литературы и книг по саморазвитию есть в сервисе Строки — в текстовом и аудиоформатах.
Строки
Скачать

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.