Что такое франшиза и кому подойдёт такой вариант ведения бизнеса?
Франшиза — популярный подход к ведению бизнеса. Но как работает франшиза? Кому она подойдёт? Что нужно знать перед тем, как купить франшизу? Давайте разбираться.
Что такое франшиза?
Франшиза — это бизнес, который работает от имени более крупного бренда и реализует его стратегии. По сути, вы приобретаете лицензию на доступ к товарному знаку бренда, модели его бизнеса, процессам и комплектующим для создания продукта. Два ключевых игрока во франшизе — это:
Франчайзер — разрабатывает бренд и бизнес-систему. Он продаёт право на открытие предприятия от имени бренда и использование своей интеллектуальной собственности.
Франчайзи — покупает права на использование имени и бизнес-системы франчайзера для ведения бизнеса. Франчайзи обычно выплачивает франчайзеру роялти — процент от своего дохода. В некоторых случаях покупатель при приобретении франшизы выплачивает её продавцу паушальный взнос — единоразовую фиксированную сумму.
Различают два ключевых типа франчайзинговых отношений:
- Франшизы бизнес-формата. Известный бренд предоставляет продукты, услуги и эффективную систему для франчайзи по ведению нового бизнеса. Например, сетевой ресторан обеспечивает франчайзи ингредиентами, рецептурой и оборудованием, помогает с обучением персонала, оказывает маркетинговую поддержку. Этот тип франшизы чаще встречается в малом и среднем бизнесе.
- Франшизы по распространению продукции. Это бизнес-отношения по типу поставщик — дилер. Франчайзи обычно продаёт продукты франчайзера, но по собственной бизнес-модели. Например, международная компания по розливу прохладительных напитков может предложить франшизу на распространение продукции компаниям, которые хотят работать в этой отрасли бизнеса. Такой тип франшизы чаще используется в крупных отраслях бизнеса: автомобильной, производственной, нефтегазовой и прочих.
Преимущества покупки франшизы
Есть несколько причин, почему предприниматели выбирают франчайзинговую коммерцию:
- Меньше риска. Многие франчайзеры — это предприятия с многолетним опытом и выверенной до мелочей, отработанной на практике бизнес-моделью. Для тех, кто только начинает своё дело, покупка франшизы — это возможность снизить операционные риски. Например, франчайзи проще получить кредит при поручительстве франчайзера. А если вы покупаете франшизу со знакомым для потребителей продуктом, это позволяет уменьшить расходы на рекламу и привлечение покупателей.
- Лояльные клиенты. Как правило, у сетевых франшиз есть своя прогретая целевая аудитория. При покупке франшизы вы не только получаете продукт с хорошей репутацией, но и обширную, готовую к покупке клиентскую базу.
- Выгодные отношения с поставщиками. Присоединиться к системе франчайзинга — значит получить доступ не только к раскрученному продукту и лояльной аудитории, но и к поставщикам, у которых с собственником франшизы сложились долгие и доверительные отношения. А это значит, что поставщики могут предоставить франчайзи выгодные скидки — например, на оптовую закупку или приобретение конкретных сырьевых позиций.
- Доступные затраты на старте. Запуск даже небольшого бизнеса с нуля — это всегда значительные расходы. Нужно изучить рынок, разработать бизнес-модель (нередко с помощью профессиональных консультантов), подобрать помещение, придумать дизайн продукта, вложиться в рекламу. Покупка франшизы эти процессы практически исключает. Франчайзер оказывает профессиональную поддержку: от бренд-стратегии до обучения персонала и маркетинга. В том числе владельцы лицензии обычно помогают выбрать оптимальное размещение торговой точки, которая принесёт франчайзи устойчивую прибыль.
Недостатки франшизы
Как и у любой бизнес-модели, у франшизы есть не только весомые преимущества, но и подводные камни, о которых важно знать:
- Контроль со стороны франчайзера. Владелец собственного бизнеса — сам себе хозяин. Он принимает собственные решения и несёт за них ответственность. Франчайзи не полностью контролирует свою коммерческую деятельность — он всегда обязан принимать во внимание мнение и указания франчайзера.
Например, собственник лицензии может внести коррективы в часы работы предприятия по франшизе, выдвинуть собственные условия маркетинговых кампаний и взаимодействий с поставщиками. При этом франчайзи ограничен в творческой свободе. Он не может предложить свой логотип или более эффектный дизайн интерьера торговой точки.
С одной стороны, ограничения нужны для поддержания единообразия между различными франшизами и брендом в целом. С другой — они могут стать помехами в бизнесе франчайзи.
- Стоимость франшизы может быть высока. Первоначальные инвестиции во франшизу — это одно из преимуществ. Однако, если речь идёт о покупке бизнес-модели у известного и прибыльного бренда, стартовые вложения могут быть довольно существенными — вплоть до нескольких миллионов рублей. Также не стоит забывать, что франчайзи придётся нести сопутствующие расходы — на роялти, закупки, обучение персонала. Поэтому критически важно сопоставить потенциальный доход от франшизы с собственными финансовыми возможностями.
- Риски конфликтов. Поскольку франшиза — это частично контролируемая модель бизнеса, важно осознавать, что между франчайзером и франчайзи есть вероятность разногласий. Они могут привести к тому, что владелец лицензии откажется от дальнейшего сотрудничества. И вплоть до дорогостоящих судебных тяжб.
- Нет финансовой конфиденциальности. Договор о франшизе может предусматривать контроль со стороны франчайзера всей финансовой экосистемы франшизы. То есть покупателю лицензии придётся отчитываться перед собственником бизнеса по всем счетам, актам приёма-передачи, налоговым отчислениям и прочим движениям денежных средств. Такое дополнительное ограничение может стать препятствием для тех, кому важен единоличный контроль над бизнес-процессами.
- Ограниченное действие договора франшизы. В соглашении о франшизе всегда прописываются сроки, в течение которых франчайзи может использовать бизнес-лицензию бренда. Когда действие договора завершится, у франчайзера есть полное право отказаться от его продления. Например, если он решит сократить своё присутствие в одном регионе, чтобы сосредоточить больше сил в другом. Конечно, о расторжении договора франчайзи предупреждают заранее.
Однако в любом случае ему придётся потратить время, чтобы подготовиться к завершению одной франшизы и поиску другой.
Кому подойдёт франшиза?
Франшиза требует инвестиций, сноровки, деловой смекалки и настойчивости. Тем не менее, это вполне реальный способ набраться опыта в бизнесе для тех, кто только планирует начать своё дело. Франшизу можно сравнить с рецептом в кулинарной книге. Вы готовите сами, но при этом получаете список ингредиентов, описание процедуры и готового блюда. Со временем у вас будет возможность научиться готовить без подсказок и даже сочинять собственные рецепты.
Главное во франшизе — тщательно взвешивать все возможности и риски. Да, у вас на руках будет готовая и прибыльная модель. Как правило, франчайзеры в своих предложениях даже указывают сроки окупаемости. Однако много работать придётся и самостоятельно — следить за соблюдением всех требований франшизы, привлекать новых клиентов, отслеживать качество продукта.
Чек-лист: Что нужно сделать перед покупкой франшизы
- Выберите нишу — сегодня франчайзеры предлагают лицензии в самом широком спектре отраслей бизнеса: от домашней выпечки и парикмахерских до страховых услуг и продажи автомобилей.
- Изучите выбранную нишу — хоть вы и получаете готовую бизнес-модель, вам необходимо знать тонкости бизнеса, которому вы посвятите свои деньги и время. Например, если вы решите приобрести франшизу по продаже мороженого, вам следует знать, как его производят, какие ингредиенты нужны, не лишним будет узнать историю этого лакомства.
- Проведите исследование в вашем городе — есть ли спрос на выбранный вами бизнес. Так, вряд ли есть смысл открывать франшизу по продаже летних платьев в регионе, где большую часть года столбик термометра не поднимается выше +15 градусов. Кроме того, изучите конкурентов на вашем рынке — как они работают и что предлагают в выбранной вами бизнес-нише.
- Рассчитайте свой бюджет — учтите паушальный взнос, роялти, операционные расходы и ожидаемую прибыль. Определите, как вы будете финансировать франшизу — собственными или/и заёмными средствами.
- Изучите выбранную франшизу — зайдите на сайт бренда, посетите его торговые точки, почитайте отзывы покупателей. Не лишним будет посмотреть информацию о бренде в онлайн-справочнике франшиз.
- Организуйте встречу с франчайзером и получите максимум информации о бизнес-плане бренда. Обсудите условия договора — например, правила изменений суммы роялти или условия расторжения и продления соглашения.