UX-дизайн: что это и зачем он нужен при разработке сайта

13 января 2023

Без UX-дизайна сегодня не обходится разработка ни одного сайта или приложения. Грамотно спроектированный интерфейс делает удобным не только использование самого продукта, но и помогает бизнесу увеличить прибыль со своих цифровых каналов. Что такое UX-дизайн и как его применять на благо компании — разбираемся.

Содержание
Развернуть

    Что такое UX?

    UX — user experience — это опыт пользователя. Он определяет, что человек чувствует при взаимодействии с цифровой системой. UX-дизайн — способ проектирования интерфейсов, который ориентируется на пользователя и при этом учитывает интересы бизнеса. Во главе такого подхода стоят ответы на вопросы:

    • Как человек будет взаимодействовать с сайтом или приложением?
    • Насколько удобно ему будет?
    • Быстро ли он сможет найти то, что хочет?

    Нативность, лёгкость, понятность — три столпа грамотного UX-дизайна. Считается, что хороший UX-дизайн должен настолько плавно и органично сливаться с цифровой системой, чтобы пользователь даже не задумывался о своих ощущениях. И наоборот, допустим, вы сделали красивую кнопку, но расположили её в непривычном для пользователя месте. Лишние секунды поиска — и потенциальный клиент, возможно, покинет сайт или закроет приложение.

    UX-дизайн напрямую влияет на конверсию веб-платформы. Чем более дружелюбным и понятным будет интерфейс для любых категорий пользователей, тем проще им будет совершать на нём покупки.

    UX и UI — сходства и различия

    Сегодня UX и UI рассматривают как взаимодополняющие дисциплины дизайна сайтов.

    • UI — user interface — это интерфейс пользователя. UI отвечает за облик сайта: цвета, шрифты, формы кнопок — визуал, который помогает решать бизнес-задачи.
    • UX отвечает за коммуникацию пользователя с сайтом — насколько человеку легко найти характеристики товара, оставить заявку, сделать заказ.

    Как разрабатывают дизайн интерфейса

    Многие цифровые агентства применяют пятиэтапный подход к UX-дизайну:

    1. Цифровая стратегия

    На стартовом этапе прорабатывают, какие цели бизнеса должен решать интерфейс сайта. Основа для целей — потребительские проблемы и потребности. Например, возможность быстро оплачивать счета через онлайн-банкинг или экономить время за счёт доставки готовой еды на дом. Чтобы структурировать проблемы и потребности, на этапе стратегии создают так называемый портрет клиента, который включает в себя:

    • пол;
    • возраст;
    • место проживания;
    • уровень дохода;
    • интересы;
    • цели;
    • мотивацию.

    Если у компании несколько типов клиентов, их делят на сегменты. Для каждого сегмента — свой портрет. Подробные данные помогают специалисту по UX создать интерфейс, который будет удобным для определенной группы.

    Кроме того, цифровая стратегия включает в себя исследование и анализ рынка. UX-дизайнер изучает конкурентов бренда, сильные и слабые стороны их интерфейсов. Здесь важно вычленить триггеры — что привлекает внимание аудитории. Это может быть стоимость продукта, качество или уникальность.

    При анализе рынка изучают как прямых конкурентов, так и смежных. Так, при разработке интерфейсов для онлайн-магазина по продаже бытовой техники следует изучить, как в целом устроены подобные сайты и маркетплейсы.

    2. Планирование сайта

    На этом этапе создают так называемую архитектуру системы, которая описывает компоненты сайта и их взаимосвязи. Для визуализации используют userflow — «путь пользователя», который показывает действия клиента на сайте для достижения своей цели.

    Например, пользователь:

    открывает сайт → ищет товар через строку поиска → сравнивает результаты → кладёт товар в корзину → выбирает способ доставки → оплачивает → закрывает сайт.

    На этом пути важно предусмотреть любые возможные проблемы и барьеры, которые усложнят движение к заказу товара.

    3. Прототипирование

    На основе пути пользователя создают прототип — схему будущего сайта с блоками контента. На этом этапе UX-дизайнер соединяет элементы интерфейса в единую цельную систему. Как правило, прототипирование включает три этапа:

    • Вайрфрейм — набросок прототипа, который показывает, что и где располагается на сайте и как пользователь будет с этим взаимодействовать.
    • Блок-схема сайта, заполненная контентом: текстом, картинками, кнопками.
    • Интерактивный прототип — пригодная для тестирования модель. На ней можно увидеть, что будет происходить, например, при нажатии на кнопку, как будут меняться картинки и выводиться пользовательские формы.

    4. Тестирование

    Интерактивный прототип тестируют на юзабилити — это мера того, насколько посетителю удобно пользоваться сайтом в плане расположения кнопок, поиска разделов, читаемости текстов. Юзабилити определяют по пяти показателям:

    • Обучаемость — как быстро новые посетители смогут понять базовую навигацию и функции сайта.
    • Эффективность — насколько быстро пользователи будут передвигаться по сайту.
    • Запоминаемость — смогут ли посетители пользоваться функциями интерфейса без запинок, после того как ушли с сайта и через некоторое время вернулись.
    • Устойчивость к ошибкам — какие ошибки совершают пользователи, насколько они серьёзные, легко ли их понять и исправить.
    • Удовлетворение — насколько посетителям нравится интерфейс и выполнение задач с его помощью.

    Как правило, интерфейс сайта тестируют на небольших фокус-группах, в которые входят представители ЦА бренда.

    5. Дальнейшая работа над сайтом

    После запуска сайта UX-дизайнер работает над его улучшением. На этом этапе можно выявить недочёты интерфейса, которые не обнаружила фокус-группа. Например, если путь к покупке получился слишком долгим или форма заявки оказалась громоздкой и запутанной. В постразработке UX-дизайнеру помогает обратная связь от клиентов с помощью опросов и анкет. Полученная информация позволяет улучшить взаимодействие пользователей с сайтом и их лояльность к бренду.

    Материал по теме
    Как быстро провести соцопрос среди целевой аудитории

    Зачем UX-дизайн нужен бизнесу?

    Приведём четыре ключевых аргумента о важности UX для компании:

    1. Улучшает репутацию вашего бренда

      В то время как пользовательский интерфейс (UI) создаёт первое впечатление от сайта, именно UX определяет, сможете ли вы это впечатление сохранить. Если посетители возвращаются на сайт снова и снова, это означает, что вы уловили их потребности и решаете их проблемы.

    2. Увеличивает конверсию

      Чем удобнее пользователю взаимодействовать с сайтом, тем скорее он будет делать на нём покупки. И наоборот, громоздкий, неудобный, запутанный интерфейс навсегда отобьёт у человека желание заходить на сайт.

    3. Снижает стоимость рекламных кампаний

      Идеально проработанный UX позволяет сэкономить на привлечении новых клиентов. Здесь срабатывает сарафанное радио — лояльные клиенты не только с удовольствием пользуются вашим сайтом, но и рассказывают о нём другим.

    4. Экономит на разработке сайта

      UX необходимо продумывать на самых ранних этапах работы над сайтом. Такой подход снизит количество ошибок и затраты на переделку, если что-то пошло не так. Поменять форму и цвет кнопки или размер картинки несложно. Но когда ошибки возникают в логике интерфейсов, исправление и переработка — это дополнительные затраты.

      UX-дизайн важен, поскольку он решает задачи конкретного проекта через удовлетворение потребностей пользователей. Грамотный UX повышает лояльность клиентов к бренду и помогает выстроить долгосрочные отношения с ними.

    Удобный сайт или приложение помогают бизнесу завоевать лояльность пользователей и увеличивать конверсию. А правильный подбор целевой аудитории при запуске рекламных кампании позволяет найти тех, кому ваше предложение максимально интересно, и привлечь новых клиентов. С помощью технологии Big Data можно адресовать рекламное сообщение именно тем, кому оно будет максимально интересно. Это удобно делать через сервис МТС Маркетолог.

    Теги: