Как бизнесу работать с самозанятыми: нюансы, плюсы и минусы
25 октября 2022
По данным ФНС, в 2022 году в России около пяти миллионов самозанятых. Всё больше предпринимателей регистрируются в таком статусе, и это нужно учитывать бизнесу при поиске новых партнёров. Представляем краткий гайд о том, что нужно знать, планируя сотрудничество с самозанятыми.
Содержание
Развернуть
Что такое статус самозанятого?
Самозанятый — это человек, который работает сам на себя без привлечения наёмных работников и платит налог на профессиональный доход (НПД). Деятельность самозанятых регулируется законом. Получить статус может любой совершеннолетний гражданин РФ и стран ЕАЭС.
Процедура предельно простая: нужно установить на телефон приложение «Мой налог», внести данные о себе и начать выдавать чеки по факту расчёта с заказчиками. Налог рассчитывается автоматически и составляет 4%, если заказчик — физлицо, или 6% — если юрлицо или ИП.
Такой режим выбирают многие фрилансеры и домашние мастера. Но есть ограничения:
годовой заработок на должен превышать 2,4 миллионов рублей;
нельзя использовать наёмный труд;
нельзя продавать товары, которые не произведены лично, а также полезные ископаемые, подакцизную и подлежащую маркировке продукцию, оказывать агентские услуги и сдавать нежилые помещения.
Не запрещено совмещать режим самозанятости с официальной работой. Например, учитель может работать в школе и дополнительно оказывать репетиторские услуги.
Плюсы и минусы сотрудничества с самозанятыми
Плюсы
нет необходимости в организации рабочего места;
не нужно вести кадровый учёт;
нет оплачиваемых отпусков;
нет обязательных отчислений в бюджет.
Минусы
С учётом перечисленных выше плюсов перевод наёмных сотрудников в ранг самозанятых выглядит очень привлекательно. Ведь человек продолжает работать, но при этом платить взносы и налоги за него не надо. Но здесь всплывает главное ограничение. Переход с трудового договора на сотрудничество с работником как с самозанятым невозможен в течение двух лет. Сделано это для того, чтобы защитить права сотрудников. За нарушение этого правила работодателю грозят:
штрафы: до 10 000 рублей для ИП и до 100 000 рублей для юрлиц;
доплаты в соцстрах и по НДФЛ, а также штраф в размере 40% от суммы вовремя не оплаченных налогов;
требование заключить с гражданином новый трудовой договор.
За соблюдением требований закона следит трудовая инспекция. Подмена трудовых отношений гражданскими может быть выявлена в ходе проверки или на основании жалобы самозанятого. До истечения двух лет работать с бывшими штатными сотрудниками можно только как с физлицами: по договору гражданско-правового характера (ГПХ) с уплатой 13% НДФЛ и 27,1% в ФСС.
Как правильно оформить сотрудничество
В законе нет обязательного требования о заключении договора с самозанятым, но он помогает упорядочить работу и защищает стороны от безответственного партнёрства.
Оформлять нужно договор ГПХ:
подряда;
авторского заказа;
хранения;
возмездного оказания услуг;
смешанный.
Последний вариант совмещает элементы разных договоров. Например, в случае если мастер отремонтировал оборудование и принял его на сервисное обслуживание — договор подряда объединяется с договором возмездного оказания услуг.
В документе прописываются:
номер договора, дата заключения, срок действия;
предмет договора — кем, для кого и какая работа будет выполнена;
порядок выполнения работ — график, процедура сдачи-приёмки, составление акта;
Обязательно отметьте, что исполнитель работ является самозанятым, обязуется выдавать чеки и лично уплачивать НПД, в связи с чем работодатель (т. е. вы) освобождается от перечисления взносов за него.
Если чека не будет, самозанятому грозит штраф, и это служит подстраховкой от забывчивости исполнителя. Это очень важно и для заказчика тоже, ведь при отсутствии чека ФНС может посчитать, что вы уклоняетесь от уплаты налогов.
Также укажите, что о снятии с учёта самозанятости исполнитель должен письменно уведомить вас в трёхдневный срок. Иначе можно снова попасть на доплаты и штрафы от налоговой. Если договор будет подписан удалённо, электронной подписью или путём отправки сканов по email, отметьте это.
Алгоритм взаимодействия с самозанятыми
При приёме на работу проверьте статус гражданина как плательщика НПД: попросите его предоставить справку из приложения «Мой налог» или запросите на сайте ФНС по ИИН.
Обговорите условия работы и определите порядок расчётов: наличными, на карту, на счёт в банке по реквизитам.
Заключите договор ГПХ.
Примите выполненную работу, проведите оплату.
Получите от исполнителя чек, созданный через «Мой налог», по email, SMS, сообщением в мессенджер, распечатанный на бумаге.
Запросите акт выполненных работ. Это необязательно, но упростит учёт расходов и станет подтверждением отношений ГПХ.
Если исполнитель упорно не передаёт чек, направьте жалобу в ФНС, налогоплательщика обяжут его предоставить, а при уклонении от формирования чеков оштрафуют. Другие споры решаются в суде.
Кстати, зарегистрироваться в статусе самозанятого, принимать оплату от клиентов без комиссий, следить за доходами и выполнять другие задачи своего бизнеса удобно через МТС Банк.