Зачем бизнесу проверять сотрудников и как это лучше сделать?
Чем ответственнее должность, тем больше работодателю нужно знать о человеке, который её занимает или может занять. Разбираемся, зачем бизнесу нужна проверка соискателей и сотрудников, какие данные нуждаются в изучении и как можно упростить этот процесс.
Проверка действующих сотрудников и кандидатов на вакантные должности — это необходимость, которая защищает бизнес от ненадёжных людей и ненужных рисков. Проверять соискателей можно вручную через открытые источники или с помощью удобного сервиса, который сэкономит силы и время.
Узнать большеКого проверяют?
Особенно тщательно проверяют кандидатов на должности, связанные с доступом к коммерческой и конфиденциальной информации, бухгалтерским документам, лицензированному программному обеспечению, кассе и складским помещениям.
К ним относятся позиции руководителей, бухгалтеров, менеджеров, ответственных за финансовые ресурсы и материально-техническую базу, а также кассиров, охранников и водителей. Вот несколько примеров, от чего проверка может застраховать бизнес:
- Розничная торговля: проверка покажет, совершал ли соискатель правонарушения в прошлом. Это снизит риск кражи или мошенничества в будущем — особенно если потенциальный сотрудник имеет доступ к кассе и финансовым документам.
- Транспортные и логистические компании: проверка выявит связи соискателя или сотрудника с другими юрлицами. Это снизит риск того, что параллельно с основной работой он будет развивать свой бизнес и станет переманивать туда ваших клиентов.
- Любой малый и микробизнес: проверка позволит узнать, привлекался ли соискатель к ответственности за участие в мошеннических схемах, был ли он дисквалифицирован, совершал ли другие сомнительные поступки — так можно минимизировать риск финансовых махинаций в вашей компании.
Что проверяют?
Объём проверяемых сведений зависит от уровня ответственности и доступа к важной информации. Вот данные, которые изучают в первую очередь.
Подлинность документов
Подделать можно всё что угодно — паспорт, трудовую книжку, диплом о высшем или среднем образовании, военный билет, сертификаты и удостоверения. Кандидатов с поддельными документами отсеивают на начальном этапе, чтобы сэкономить время.
Наличие судимости и присутствие в списке объявленных в розыск
Того, кто отбывал срок за кражу, вряд ли стоит назначать на должность кладовщика. А если кандидат попал в ДТП, сев за руль в нетрезвом виде, то он точно не подойдёт на должность водителя.
Финансовые задолженности по суду
Если у кандидата есть долги (кредиты, налоги, алименты, штрафы и т. п.), то работодателю по закону придётся перечислять часть его заработка на оплату долгов. А это может негативно сказаться на мотивации сотрудника и эффективности его работы.
Кредитная история
Если у соискателя есть большие долги по кредиту и он не может организовать свои собственные финансы, то вряд ли справится с этим на должности бухгалтера или финансового директора.
Не всегда «пятна» в биографии становятся причиной отказа в трудоустройстве. В каждом случае решение должно приниматься индивидуально. К примеру, специалист службы поддержки пять лет назад допустил просрочку по кредиту. Это неприятный факт, но он никак не связан с профессиональной деятельностью соискателя. Если нет других поводов усомниться в надёжности человека — его можно нанимать.
Но представьте, если кассиром в магазине хочет стать человек, на котором висит несколько непогашенных кредитов и пара микрозаймов. Доступ к кассе может стать для него большим соблазном. Принимать такого сотрудника на работу — риск.
Этапы проверки соискателей
Соискателей проверяют по-разному, иногда эта процедура длится до нескольких месяцев. Вот её основные этапы, которые помогают точно определить, подходит кандидат на должность или нет:
- Формальная проверка сведений. Вначале работодатель рассматривает данные, указанные в резюме, и проводит первичную проверку документов ещё до собеседования.
- Проверка на детекторе лжи — иногда требуется по закону, в остальных случаях допустима только с разрешения соискателя.
- Запрос документов и справок в государственных органах и других учреждениях. При трудоустройстве на некоторые должности, например, связанные с образованием, воспитанием или охраной, работодатель имеет законное право требовать сведения о кредитной истории соискателя, справки о наличии судимости или нахождении на учёте в психдиспансере и у нарколога. В остальных случаях на предоставление таких сведений необходимо получить согласие соискателя. Оно потребуется и для получения сведений о работе на предыдущем месте.
Способы проверки сведений и документов
Проверкой кандидатов в крупных компаниях занимается служба безопасности, в небольших — HR-специалист. Сделать это можно самостоятельно, в открытых базах, соцсетях и на порталах или при помощи сторонних сервисов за определённую плату.
Проверка сведений в открытых источниках:
- Подлинность паспорта можно проверить на сайте Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ). Здесь также проверяют действительность разрешения на работу, приглашения на въезд в РФ, соответствие документа и адреса регистрации.
- Подлинность документа об образовании проверяют на сайте Рособрнадзора.
- Информацию о нахождении в розыске можно найти на официальном сайте МВД в разделе «Внимание, розыск».
- Если человек находится в розыске за долги, то проверить это можно на сайте ФНС.
- Информацию о финансовых задолженностях, которые соискатель обязан выплатить по решению суда, можно найти на сайте Федеральной службы судебных приставов в базе исполнительных производств.
- Информацию о судебных производствах проверяют в системах онлайн-учёта по судебным решениям и делам, таких как «Правосудие», на порталах судов и в картотеке арбитражных дел.
Сервисы для проверки соискателей
В небольших компаниях не всегда есть собственная служба безопасности и возможность привлечь для проверок отдельного сотрудника. Самостоятельно проверять кандидатов сложно и долго, особенно если их много, а времени мало. В этом случае можно воспользоваться специальными сервисами, которые значительно облегчают и автоматизируют проверку кандидатов. Например, сервис ID Scan собирает информацию из более чем 15 открытых источников данных, включая ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Федеральную службу судебных приставов.
Проверка и подготовка отчёта занимают в среднем 10 минут — на основе этого отчёта работодатель сможет принять решение по поводу найма сотрудника. Вот что входит в отчёт:
- проверка подлинности документов (паспорт, ИНН);
- анализ кредитных рисков — по данным Бюро кредитных историй;
- сведения о банкротстве;
- сведения об исполнительном производстве — по данным от службы судебных приставов;
- задолженность по налогам;
- анализ связей с юрлицами и другие сведения.
ID Scan позволяет проверять профиль сотрудника и уже после того, как он приступил к работе. Таким образом, работодатель будет в курсе критичных изменений — например, если работник создал собственную компанию с аналогичным видом деятельности и может уводить клиентов.
Стоимость одного запроса на проверку будет зависеть от выбранного пакета: она начинается от 180рублей за запрос и от 140 рублей за мониторинг обновлений.