Аккредитация IT‑компаний: как получить?

19 сентября 2022

Чтобы воспользоваться господдержкой, IT-компании нужно пройти аккредитацию в Минцифры. Что это за процедура, как её пройти и какие преимущества она даёт — рассказываем.

С 1 августа 2022 года приём заявлений на IT-аккредитацию приостановлен. Процесс аккредитации возобновят после того, как Минцифры утвердит новый регламент. Это должно произойти до 1 декабря 2022 года. Вероятно, порядок включения новых компаний в реестр после этой даты изменится.

Содержание
Развернуть

Что такое аккредитация IT‑компаний?

Аккредитация нужна, чтобы подтвердить, действительно ли компания занимается той деятельностью, о которой заявляет, и соответствует ли она установленным для отрасли стандартам. Некоторые организации, например медицинские лаборатории, без аккредитации не имеют права работать. По закону им нужно подтвердить качество своей работы у независимых экспертов и получить соответствующее свидетельство.

Компаниям из сферы информационных технологий для работы обязательная аккредитация не требуется. Но они могут пройти процедуру по своей инициативе, чтобы иметь право на налоговые льготы, бонусы для сотрудников и другие преференции.

Кто может получить аккредитацию

С 1 октября 2022 года заработали новые правила аккредитации IT-компаний. Как и раньше, пройти процедуру смогут только фирмы, у которых в ЕГРЮЛ указан один из нескольких профильных кодов ОКВЭД – их можно найти в официальном документе. Остальные условия можно разделить на две группы:

Вариант 1

Он подойдёт для небольших или начинающих IT-компаний. Условия такие:

  • средняя заработная плата работников в компании за три последних месяца не ниже средней по стране или региону;
  • доход от деятельности в сфере информационных технологий в общем доходе фирмы больше 30%;
  • на сайте компании есть информация о том, какую деятельность в сфере IT она ведет;
  • компания предоставила налоговой инспекции согласие на раскрытие налоговой тайны.

Компании, включённые в реестр стартапов, тоже могут получить аккредитацию. Условия для них те же, что перечислены выше, только без учета доли в 30% от доходов от IT-деятельности.

Вариант 2

Пройти процедуру аккредитации может крупная российская фирма. Она также обязана разместить на сайте информацию о деятельности, раскрыть налоговую тайну и иметь 30% доходов от IT. Помимо этого, есть следующие критерии:

  • выручка за прошедший полный год составила более миллиона рублей;
  • компания должна быть правообладателем ПО, включённого в реестр, и получать от его реализации доход. Например, это может быть мобильное приложение для банка.

Требование к средней зарплате работников в этом варианте не предъявляется, в отличие от первого.

Не могут получить аккредитацию:

  • самозанятые;
  • индивидуальные предприниматели;
  • иностранные компании, имеющие филиалы в России;
  • компании с госучастием от 50%;
  • фирмы, руководитель которых имеет неснятую или непогашенную судимость;
  • организации с недоимкой по налогам, страховым взносам, штрафам более 3 000 рублей.

Какие льготы положены аккредитованным ИТ-компаниям

  1. Налоговые льготы

    До конца 2024 года компании освобождены от налога на прибыль.

  2. Страховые взносы по пониженным тарифам

    Общая ставка по страховым взносам составляет 7,6% вместо 30%. Воспользоваться налоговыми послаблениями и пониженной ставкой на страховые взносы могут только аккредитованные IT-компании, чья деятельность в сфере информационных технологий приносит не менее 70% от общего числа доходов.

  3. Мораторий на проверки

    • В период с 2022 по 2024 годы приостановлены все плановые проверки соблюдения пожарных, санитарных, экологических правил и так далее. При этом валютные, камеральные, кассовые, банковские и проверки платёжной дисциплины сохраняются.

    • До 3 марта 2025-го — приостановлены все выездные налоговые проверки.

  4. Льготные кредиты

    Организация может получить кредит по ставке 3% в банке, отобранном для участия в программе, на разработку и внедрение IT-решения. Есть условия — чтобы воспользоваться льготой, на время действия кредитного договора компания должна сохранить рабочие места для 85% своих работников, а также ежегодно индексировать заработные платы.

  5. Упрощённый наём иностранных специалистов

    Можно принимать на работу иностранцев без разрешения на работу или патента.

  6. Льготная ипотека для сотрудников

    Работники IT-фирмы могут получить кредит на жильё по ставке до 5%. Льготное кредитование доступно для сотрудников в возрасте от 22 до 45 лет. Сумма кредита — до 18 миллионов рублей для регионов-миллионников, до 9 миллионов рублей для всех остальных. Срок действия программы — до конца 2024 года.

  7. Отсрочка от армии

    Трудоустроенным в аккредитованную IT-компанию предоставляется отсрочка на период работы или до 27 лет. При этом у работника должно быть высшее образование по одной из 75 специальностей из установленного перечня. Это значит, что получить отсрочку могут не только сами IT-специалисты, но и менеджеры, рекрутеры, юристы и так далее. Отсрочку от службы в армии просят не сами сотрудники, а их работодатель. Он должен составить списки специалистов и передать их через Госуслуги в Минцифры. 

Как подать заявление на аккредитацию

Подать заявление на прохождение аккредитации можно только электронно, на портале Госуслуг. Чтобы отправить заявку, нужно зайти на сайт под учётной записью юрлица и выбрать соответствующий раздел. Чтобы быстро найти услугу, можно в поиске написать «Получить аккредитацию».

Вся информация о юрлице подтянется в форму заявления автоматически, если каких-то сведений не будет хватать, их придётся заполнить вручную. Никаких других документов предоставлять не нужно. Данные из ЕГРЮЛ и коды ОКВЭД Минцифры запросит в налоговой.

Заявление подписывается усиленной электронной квалифицированной подписью (УКЭП). Документ подписывает руководитель компании или уполномоченный им сотрудник (в этом случае к заявлению также потребуется приложить копию доверенности).

После отправки обращения в личном кабинете юрлица запросу будет присвоен статус «Заявление зарегистрировано».

Порядок получения аккредитации

Ведомство проверяет, соответствует ли компания всем требованиям. Если всё в порядке, автоматически добавляет фирму в реестр аккредитованных ИТ-компаний.

Организации, прошедшей аккредитацию, на Госуслугах приходит уведомление. С этого момента она может пользоваться положенными мерами господдержки бессрочно, пока находится в реестре.

Чтобы отправить заявку на аккредитацию, а также для многих других задач бизнеса предпринимателю требуется электронная подпись. О том, какими бывают электронные подписи и как их получить, мы подробно рассказывали здесь.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.