SWOT-анализ: что это и какие задачи бизнеса он решает
Чтобы оставаться на плаву, любой компании нужно вовремя адаптироваться под меняющиеся условия рынка. А для этого — комплексно и объективно оценить компанию или отдельный продукт. С задачей поможет справиться SWOT-анализ.
К запуску рекламных кампаний тоже следует подходить серьёзно. Сервис МТС Маркетолог точно подбирает целевую аудиторию с помощью обезличенного анализа больших данных. Запустить такую кампанию можно бюджетно и не обладая специальными знаниями.
Узнать большеЧто такое SWOT-анализ
Это вид исследования, который может применяться для изучения как положения целого бизнеса, так и его отдельных направлений или продуктов. В его основе лежат следующие параметры:
- S — Strengths (сильные стороны) — это то, что обеспечивает устойчивое положение бренда (или другого объекта анализа) на рынке и его преимущества. Например, сюда можно отнести наличие курьерской доставки, вежливых сотрудников, программу лояльности для постоянных клиентов и так далее. Эти переменные лучше регулярно укреплять.
- W — Weaknesses (слабые стороны) — то, что негативно влияет на развитие компании и что нужно улучшить. К примеру, техподдержка слишком долго обрабатывает обращения клиентов. Эту проблему можно решить привлечением новых сотрудников службы поддержки, внедрением
чат-ботов или других сервисом для автоматиззации процесса. - O — Opportunities (возможности) — внешние факторы, на которые компания никак не может повлиять и которые могут положительно отразиться на бизнесе или продукте. Сюда можно отнести политические или экономические события в стране или мире, ЧП, изменения в торговой сфере и другие обстоятельства. Например, когда в марте 2020 года начался локдаун, резко вырос спрос на онлайн-сервисы для обучения. В выигрыше остались те, кто оказывал такие услуги.
- T — Threats (угрозы) — это тоже внешние факторы, но только неблагоприятные. Например, в период локдауна пострадали рестораны, фитнес-залы и другие заведения, которые не могли полноценно работать в новых условиях.
Какие задачи бизнеса решает SWOT-анализ
Он помогает определить и систематизировать факты о компании, продукте или услуге, сопоставить данные, выявить незаметные связи между слабыми сторонами бизнеса и угрозами извне. Проводить анализ может один человек, который владеет информацией о том, что происходит в компании и на рынке, или целая команда сотрудников. Комплексный SWOT-анализ рекомендуют делать любой компании хотя бы один раз в год, а экспресс — каждый квартал.
Как проводят SWOT-анализ
Все плюсы, минусы, возможности и угрозы компании записывают в сравнительную таблицу. Затем составляют матрицу решений: прописывают, что нужно сделать, чтобы обогнать конкурентов, избежать кризиса или занять выбранную нишу — в зависимости от ваших целей.
Существует два вида SWOT-анализа: комплексный и экспресс. Первый предполагает, что каждому фактору и решению из таблицы присваивают баллы в зависимости от важности. Для этого используются маркетинговые исследования, статистика, опросы потребителей и так далее. Когда проводят экспресс-анализ, никаких баллов не присваивают. Аналитики представляют наглядную картину происходящего с продуктом или компанией на рынке.
В результате SWOT-анализа находят решения, присваивают им приоритеты, а затем используют их.
Преимущества и недостатки SWOT-анализа
SWOT-анализ помогает:
- Лучше понять, как работает бизнес: что делается хорошо, что стоит улучшить, какие есть точки роста, с какими угрозами компания может столкнуться.
- Разработать способы решения задач, прописать сроки — то есть составить конкретный план действий. Например, с помощью SWOT-анализа онлайн-школа может определить, что пора запускать email-рассылку, поскольку конкуренты уже несколько лет успешно пользуются этим инструментом.
- Правильно расставить приоритеты в работе и определить вектор развития бизнеса.
У SWOT-анализа есть и недостатки:
- Данные отражают положение дел в компании только на текущий момент, без динамики по времени. То есть если
какая-то из переменных, участвующих в составлении SWOT-таблицы, изменится, то анализ придётся проводить заново. - Сбор данных для анализа зависит от субъективной оценки специалиста.
SWOT-анализ — это простой, но полезный инструмент, который помогает понять, чего не хватает бизнесу, как минимизировать риски и стать сильнее конкурентов.