Четыре законных способа снизить налоговую нагрузку

5 января 2022

Любой бизнес стремится оптимизировать налоговые платежи. Рассказываем, как сделать это в соответствии с действующим законодательством.

Используйте все доступные возможности, чтобы избавить себя от переплат по налогам. Главное — действовать в рамках закона и не допускать ненужных нарушений и ненужных штрафов. Например, за отсутствие онлайн-кассы. Если вам по закону требуется иметь такой аппарат, выгодно его приобрести или взять в аренду можно в МТС Кассе.

Выбрать онлайн-кассу

1. Пересмотреть налоговый режим

Если в течение 30 календарных дней после регистрации бизнеса не подать в ФНС заявление о применении другого режима, автоматически начинает действовать ОСНО — общая система налогообложения.

ОСНО — наиболее сложная из всех существующих в России. Она предполагает ведение полноценной налоговой и бухгалтерской отчетности, а также уплату:

  • налога на прибыль по ставке 20% (за исключением некоторых льготных категорий);
  • НДС по ставке 0%, 10% или 20%, в зависимости от товара и вида деятельности;
  • имущественного налога организаций по ставке до 2,2%;
  • НДФЛ с доходов работников (13%);
  • страховых отчислений в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • земельного, транспортного, а также других федеральных и местных налогов в соответствии с НК РФ.

ОСНО подходит компаниям с большими оборотами, имеющим контрагентов (подрядчиков, покупателей и т.д.) — плательщиков НДС. В ОСНО нет ограничений по размеру прибыли, видам деятельности, количеству работающих, имуществу и рабочим площадям.

Работать на ОСНО может быть выгодно, если бизнес связан с оптовой торговлей или импортом товаров, или если компания имеет льготы по налогу на прибыль. В остальных случаях стоит рассмотреть альтернативные режимы.

Специальные налоговые режимы

Чтобы уменьшить налоговую нагрузку, стоит рассмотреть переход на один из специальных режимов налогообложения. Это могут быть:

  • упрощённая система («упрощёнка»);
  • патент;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • налог на профессиональный доход.

В любом случае, выбирая режим налогообложения, надо исходить из того, насколько он выгоден для вашего бизнеса и правомерно ли его использовать. А потому предварительно нужно изучить особенности каждого из них.

Упрощенная система налогообложения

УСН — специальный налоговый режим, позволяющий снизить налоговую нагрузку и упростить учёт для малого бизнеса. Он подходит организациям, у которых:

  • в штате не более 130 человек;
  • годовой доход не превышает 200 миллионов рублей;
  • остаточная стоимость не превышает 150 миллионов рублей;
  • нет филиалов.

При такой системе бизнес освобождается от НДС, налогов на прибыль и имущество (за исключением объектов недвижимости, включённых в кадастровую стоимость). Индивидуальные предприниматели не платят НДФЛ (в отношении предпринимательской деятельности), НДС и налог на имущество физлиц (кроме объектов недвижимости). Вместо этого уплачивается один основной налог.

При переходе на «упрощёнку» можно выбрать один из двух вариантов налогообложения:

  1. Доходы. В этом случае налоговая ставка составляет 6% (для некоторых регионов — 5%). Это выгодно, если расходы вашего бизнеса не превышают 50% от доходов или есть трудности с их документальным подтверждением.
  2. Доходы минус расходы. В этом случае налоговая ставка составляет 15% (в ряде регионов — до 5%). Такой вариант выгоден, если документально подтверждаемые расходы превышают 50% от доходов.

Организациям и предпринимателям, работающим по УСН, достаточно вести простой налоговый учет и подавать декларацию до 31 марта года, следующего за отчетным (для ИП — до 30 апреля).

Начать работать по упрощённой системе сразу после регистрации бизнеса. Для этого необходимо подать заявление вместе с документами на регистрацию, или позже, в течение 30 дней. А вот перейти с общей системы на «упрощёнку» удастся только со следующего календарного года — для этого нужно подать заявление до конца текущего года.

Материал по теме
Отсрочка по уплате налогов для бизнеса: кому положена и как воспользоваться?

Патентная система

Предприниматели, в штате у которых не более 15 человек (по всем видам деятельности), имеют право применять патентный налоговый режим. Патент заменяет следующие налоги:

  • НДФЛ (на доходы от предпринимательской деятельности);
  • налог на имущество физлиц;
  • НДС.

Вместо них предприниматель приобретает патент на определённый вид деятельности и уплачивает по нему один налог. В этом случае ставка составит 6% (в некоторых регионах — до 4%).

Патент может быть действительным от одного месяца до одного года. Для его получения не позднее чем за 10 дней до начала деятельности нужно обратиться в налоговую инспекцию, скачав форму заявления с сайта ФНС (раздел «Патентная система налогообложения»). Налоговикам закон даёт 5 дней на то, чтобы рассмотреть и одобрить обращение (либо выдать обоснованный отказ).

Находясь на патентном режиме, достаточно вести книгу учёта доходов, заполнять и сдавать декларацию не требуется. Если предприятие занимается другими видами деятельности, не подпадающими под ПСН, допускается совмещать патент с прочими режимами. Полный перечень видов деятельности, по которым может применяться патентная система, представлен на сайте ФНС.

ПСН не подходит предпринимателям, которые:

  • связаны договорами простого товарищества (о совместной деятельности) или доверительного управления имуществом;
  • реализуют акцизные товары, либо товары, подлежащие обязательной маркировке;
  • ведут деятельность, для которой не предусмотрен патент.

Единый сельскохозяйственный налог

Этот налог действует исключительно для сельхозпроизводителей — тех, кто своими силами выращивает, перерабатывает и реализует сельхозпродукцию: занимается растениеводством, животноводством, лесным хозяйством или занят в рыбном хозяйстве. Сельхоздеятельность должна приносить не менее 70% общего дохода.

Для организаций ЕСХН заменяет налоги на прибыль и на имущество. А индивидуальные предприниматели освобождаются от НДФЛ, имущественного налога и НДС — в том случае, если доход не превышает 60 миллионов рублей в год. Вместо этого уплачивается единый налог на доходы за вычетом расходов по ставке 6% (в отдельных субъектах — до 0%).

Чтобы перейти на ЕСХН, нужно направить заявление в налоговую инспекцию в течение 30 дней после регистрации бизнеса или до конца текущего года. В последнем случае спецрежим начнёт действовать со следующего отчетного года.

Для производителей акцизных товаров использование ЕСХН запрещено.

Налог на профессиональный доход

Если ваш доход не превышает 2,4 миллионов рублей и у вас нет наёмных работников — выгоднее использовать спецрежим для самозанятых. В этом случае человек, выполняющий работы или оказывающий услуги, освобождается от всех налогов и страховых выплат. Специальная налоговая ставка составляет 4% при расчетах с физлицами и 6% при расчетах с юрлицами и ИП.

От самозанятых не требуется сдавать декларацию — чеки автоматически формируются в приложении «Мой налог». Чтобы перейти на НПД, нужно пройти простую регистрацию в приложении или на сайте налоговой, после чего можно начинать формировать чеки. Кроме того, получить статус самозанятого можно через банковские сервисы.

НПД не применим, если вы:

  • занимаетесь видом деятельности, которая не попадает под условия для самозанятых (например, торговля товарами других производителей);
  • работаете на другом налоговом режиме (совмещение запрещено).

2. Воспользоваться налоговыми вычетами

Индивидуальные предприниматели, которые работают по ОСНО и платят НДФЛ, вправе получать налоговые вычеты. Вычет сокращает налогооблагаемый доход — за счет этого сумма к уплате становится меньше.

Два основных типа вычетов, доступных ИП:

  • профессиональные;
  • стандартные.

Профессиональные налоговые вычеты

Профессиональные вычеты — это сумма фактически понесённых расходов, которые связаны с предпринимательской деятельностью. Сюда входят расходы на зарплату работникам, покупку оборудования и материалов, транспортные издержки, затраты на амортизацию, собственные страховые взносы предпринимателя.

Чтобы воспользоваться вычетом, нужно самостоятельно подсчитать все статьи затрат, вычесть полученную сумму из общего дохода, а чистый доход указать в налоговой декларации 3-НДФЛ. К декларации необходимо приложить документы, подтверждающие расходы.

Если предприниматель не может подтвердить расходы, он вправе применить вычет в размере 20% от общей суммы доходов. В этом случае в декларации указывается доход за вычетом 20%, и никакие дополнительные документы не прилагаются.

Стандартные налоговые вычеты

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены стандартные вычеты для отдельных категорий налогоплательщиков. Если предприниматель попадает в одну из них, он вправе уменьшить свой налогооблагаемый доход на определенную сумму.

3. Воспользоваться налоговыми каникулами

Первые два года после регистрации некоторые предприниматели освобождены от налога на доход. Рассчитывать на налоговые каникулы можно при определённых условиях:

  • предприниматель работает по упрощённой системе налогообложения или на патенте;
  • в регионе предусмотрены налоговые каникулы, а вид деятельности попадает в перечень льготных категорий;
  • соответствующий вид деятельности обеспечивает не менее 70% от всех доходов;
  • общая сумма дохода и число работников соответствуют требованиям законодательства.
Каникулы действуют только в отношении налога на доход. Другие налоги и страховые взносы по-прежнему подлежат уплате.

4. Оптимизировать взносы на работников

Малый бизнес, у которого есть в штате сотрудники, обязан не только платить им заработную плату, но и удерживать НДФЛ, а также уплачивать страховые взносы. Сумма взносов в социальные фонды составляет примерно 30% от зарплаты каждого работника.

Чтобы сократить налоговую нагрузку, следует грамотно подходить к вопросам найма сотрудников. Для решения некоторых рабочих задач без штатных работников не обойтись. Но бывает, что услуги специалиста не требуются постоянно. Например, бухгалтер компании нужен раз в квартал, чтобы подготовить отчёт для налоговой. В этом случае аутсорсинг может быть выгоднее предпринимателю. К примеру, можно привлечь к работе стороннюю организацию или специалиста по договору ГПХ. Это избавит от дополнительной нагрузки в полном соответствии с буквой закона. 

Несоблюдение требований налоговой грозит серьёзными штрафами, а это лишние расходы.  Сейчас для многих небольших компаний и ИП стало обязательным использование онлайн-касс. Если это требование касается и вашего бизнеса, арендовать или приобрести терминал, а также правильно его подключить можно в МТС Кассе.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.