Инкассация для малого бизнеса: как правильно организовать процесс

30 ноября 2021

По российскому законодательству инкассация наличных средств для большинства предприятий малого и среднего бизнеса обязательна. Разбираемся, как правильно и организовать работу с наличными.

Для большинства ИП и небольших компаний обязательно не только правильно организовать работу с наличными, но также использовать онлайн-кассу для расчётов. Аппарат можно приобрести или взять в аренду — например, в МТС Кассе.

Подключить онлайн-кассу
Содержание
Развернуть

Что такое инкассация?

Инкассация — это услуга по сбору и перевозке наличных средств с зачислением их в банке на расчётный счет компании. Обычно такие услуги предоставляет банк, в котором у предприятия открыт счёт, но инкассацию можно заказать и через стороннюю организацию.

По запросу инкассаторы могут сами привезти наличность из банка, перевезти её между отделениями внутри компании, доставить в другие организации или частным лицам.

Сколько наличных необходимо сдавать в банк?

Руководитель компании сам определяет необходимый остаток денежных средств, который остаётся в кассе в конце рабочего дня. Всё, что выше этой суммы, надо сдавать в банк для зачисления на счёт своей фирмы. Размер лимита остатка денежных средств определен в документе ЦБ РФ. Здесь детально объясняется формула, по которой предприниматель должен рассчитать необходимый лимит наличных.

После расчёта остатка в кассе наличных средств следует издать приказ по компании, в котором зафиксировать:

  • рассчитанную сумму;
  • срок действия распоряжения;
  • частоту инкассации наличных.

В законе нет указания периодически менять установленную сумму и срок: они будут действовать, пока вы не внесёте изменения в существующий порядок через новое распоряжение. Образцы бланков приказов можно скачать здесь и здесь.

ИП эти правила не касаются: они вправе сами определять, сколько наличных и на какой срок оставить в кассе, а сколько зачислить на расчётный счёт.

Услуги профессиональных инкассаторов

Сохранность больших сумм при перевозке способны гарантировать профессиональные службы инкассации. После заключения договора инкассаторы могут не только забирать денежные средства сверх определённого во внутреннем приказе лимита, но и привозить наличные в саму компанию для выдачи заработной платы или иных целей. Деньги перемещают на бронированных автомобилях в опломбированных мешках или сумках.

Такую услугу предоставляют большинство крупных банков, а её стоимость зависит от суммы перевозимых средств (обычно это 0,1–2%) и фиксированной цены выезда машины с инкассаторами (от 500 рублей).

Порядок действий всех тех, кто участвует в этой процедуре, определён регламентом ЦБ РФ.

Самоинкассация

Иногда предприниматели экономят на услугах инкассаторов, предпочитая самостоятельно перевозить наличность в банк. Есть два пути, как зачислить деньги на счёт предприятия:

  • самоинкассация через банкомат;
  • самоинкассация с использованием автоматических сейфов банка.

Самоинкассация через банкомат

Для этого потребуется специальная пластиковая карта, которую выдаст банк при оформлении договора на самоинкассацию. Такой способ работы с наличными сэкономит расходы на профессиональную перевозку денег, позволит зачислять средства в любое время суток и не зависеть от услуг сторонних инкассаторов. Сервис подойдет предприятиям с небольшой выручкой и нерегулярным поступлением денег в кассу.

Самоинкассацию предлагают многие крупные банки, а комиссия за неё составляет в среднем 0,3% от вносимой в банкомат суммы. Цена на эту услугу зависит:

  • от ежемесячной выручки;
  • от количества карточек с опцией пополнения;
  • от количества банкоматов или терминалов, находящихся на нужной территории.

Самоинкассация через автоматический банковский сейф

Таким способом вы можете сами вносить излишки наличных в сейф. Часто автоматические сейфы располагаются вблизи торговых центров и других популярных городских локаций, где часто совершаются покупки. Деньги предпринимателям необходимо упаковать в мешок и поместить вместе с заполненными сопроводительными документами в сейф.

Пока самоинкассацию через автоматический сейф в России предлагают только несколько банков. Уточните, доступна ли такая услуга в банке, где у вас открыт расчётный счёт.

Материал по теме
Сторителлинг в бизнесе: как это работает?

Обязанности кассира

Кассир несёт ответственность за сохранность денег в кассе, ведёт кассовую книгу и должен знать порядок действий при инкассации наличных средств. На предприятиях работу кассира может выполнять бухгалтер, а в небольших торговых точках — продавец. Касса должна быть изолирована от посторонних лиц, чтобы обеспечить сохранность денег.

Для учета наличных используются ряд документов, с которыми должен уметь работать кассир:

  • приходный кассовый ордер;
  • расходный кассовый ордер;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
  • кассовая книга;
  • книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Кассир следит за остатком денежных средств в кассе и при превышении установленного лимита должен отправить излишки в банк. Для этого в конце рабочей смены готовится основной или базовый отчет (Z-отчет), который может подготовить двумя способами:

  • в ручном режиме, когда кассир сам отсчитывает количество денег, взятых из кассы;
  • в автоматическом режиме, с помощью кассовой программы.

Если продаж нет — при закрытии смены готовится нулевой Z-отчёт. После этого можно приступать к инкассации.

Порядок действий при инкассации

При передаче денег инкассаторам оформляется приходной и расходный ордеры, а записи из них дублируются кассиром в кассовой книге. Кассир обязан проверить у инкассаторов:

  • удостоверение личности;
  • доверенность на инкассацию;
  • явочную карточку;
  • пустую сумку для перевозки денежных средств.

После того как деньги пересчитаны, упакованы и опломбированы, кассир отдаёт инкассаторам образец пломбы, заполненную квитанцию и сумку с наличными. После он заполняет явочную карточку инкассаторов и указывает в ней переданную на инкассацию сумму. Эта сумма должна совпадать с данными, написанными в накладной и квитанции.

В свою очередь, инкассатор проверяет заполненные документы, пломбу, прописывает в квитанции дату приёмки средств, ставит печать и возвращает документ кассиру. Если инкассатор отказывается принять наличность, то кассир в деталях указывает в явочной карточке причину, пишет слово «отказ» и заверяет это подписью.

Бухгалтер фиксирует все проведённые операции. Для этого он оформляет расходный кассовый ордер с использованием счёта «Переводы в пути». Сведения о передаче денег инкассаторам бухгалтер заносит в бухгалтерские журналы (проводки) или компьютерную базу данных предприятия.

Выбрав подходящую онлайн-кассу, можно не только правильно организовать расчёты с покупателями и выполнить требования закона, но ещё и решить множеств других задач: от маркировки до товароучёта.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.