Средний чек: что это, как посчитать и увеличить

7 июля 2021

Анализ бизнеса необходим, чтобы понять, как обстоят дела в компании, и выбрать правильный курс развития. К важным данным, которые регулярно мониторят, относят и средний чек. Разберёмся, что это такое и как его посчитать.

Пробивать чеки в соответствии с требованиями закона, а заодно решать пару десятков насущных задач бизнеса помогает онлайн-касса.

Подключить онлайн-кассу

Что такое средний чек

Средний чек — это полная сумма выручки компании за конкретный период времени, например за месяц, делённая на количество покупок (чеков). Этот показатель отображает, сколько денег каждый клиент в среднем оставляет в магазине, кафе, салоне за одно посещение или за одно обращение в фирму.

Считать необходимо именно чеки, а не число проданных клиенту товаров. При этом не важно, какое количество позиций будет в одной транзакции.

Зачем подсчитывать средний чек?

Этот показатель способен рассказать многое о бизнесе:

  • кто ваши клиенты и какова их платёжеспособность;
  • насколько удачно выбран ассортимент товаров или услуг;
  • грамотно ли организован мерчандайзинг и маркетинг;
  • хорошо ли обустроена в магазине торговая площадь;
  • в какое время года больше выручка (помогает определить сезонность);
  • готовы ли покупатели к дорогим приобретениям товаров;
  • эффективны ли акции и программы лояльности;
  • какие действия приводят к притоку клиентов.

Также средний чек позволяет оценить качество работы продавцов, а в магазинах самообслуживания показывает, насколько грамотно выполнена раскладка товаров и проработана навигация по торговому залу.

Средний чек нужно анализировать регулярно. Это поможет узнать, правильно ли определена стратегия развития бизнеса.

Как узнать средний чек?

Найти его можно по формуле:

Средний чек = сумма выручки за период / количество чеков.

Например, у вас своя кондитерская. Выручка за июнь — 150 000 рублей. В общей сложности за этот период сделано 500 заказов. Считаете средний чек: 150 000 / 500 = 300 рублей.

О чём говорит этот расчёт? В среднем каждый покупатель, который заходит в кондитерскую, тратит 300 рублей. Естественно, продажи разные, кто-то из клиентов купит торт за 1 000 рублей, а кто-то просто забежит за стаканчиком кофе за 90 рублей. Но в том и ценность усреднённого показателя чека — он демонстрирует не сумму ценника за конкретный товар, а общую платёжеспособность клиентов.

Если у вас крупная торговая точка и много категорий товаров, будет правильно, если средний чек вы считаете по каждой категории отдельно. Существует много инструментов для расчёта. Одним удобно использовать специальные программы, другие обходятся Excel, Google Таблицами и системами метрики.

Разово вычислить средний чек — недостаточно. Подсчёты и анализ нужно проводить регулярно. Вырос чек или снизился, почему изменилась сумма, как поменялось поведение покупателей, что нужно предпринять для увеличения показателя — ответы на эти вопросы должен знать каждый предприниматель.
Материал по теме
Отсрочка по онлайн-кассам заканчивается: как ИП работать после 1 июля

Как увеличить средний чек?

Чтобы прибыль магазина росла, средний чек тоже должен расти. Другими словами, необходимо сделать так, чтобы каждый покупатель, который зашёл в магазин, приобрёл товаров на бо́льшую сумму.

Как этого добиться? Рассмотрим несколько популярных способов увеличения среднего чека.

  • Используйте систему лояльности. Внедрите в магазине скидочные карты на товар, чтобы вместе с оплатой накапливать бонусы для расчёта за следующую покупку. Например, бонусами можно оплатить до 30% цены следующего заказа. Это будет стимулировать клиентов делать заказы, накапливать бонусы и поможет поднять средний чек.
  • Создайте наборы товаров. Например, для упомянутой выше кондитерской введите акционное предложение: покупка набора «пирожное + напиток» по выгодной цене. Даже со скидкой наборы имеют более высокий средний чек, чем товары по отдельности. Такие предложения стимулируют клиента, забежавшего только за кофе, купить ещё и пирожное и наоборот. Этот способ повышения среднего чека хорош, но только при условии грамотного выбора продуктов для набора.
  • Применяйте cross-sell. Перекрёстные продажи мотивируют приобретать дополнительные товары вместе с основной покупкой. К примеру, при продаже ноутбука можно предложить клиенту оформить страховку гаджета или приобрести для него чехол. Часто покупатели соглашаются на такие сделки. Соответственно, растёт и средний чек.
  • Применяйте up-sell. Методика, стимулирующая к приобретению более дорогого товара из той же линейки. Например, покупатель выбирает телевизор и смотрит самую бюджетную в магазине модель. Задача продавца — продемонстрировать достоинства более навороченной модели и убедить покупателя в их ценности. Здесь главное не переусердствовать: нельзя приукрашивать качества дорогого товара или приуменьшать характеристики товара подешевле, чтобы склонить покупателя к выгодной сделке. Это может сработать против вас — клиент разочаруется и больше к вам не вернётся.
  • Улучшайте мерчандайзинг. Грамотная выкладка товаров и размещение POS-материалов увеличивают эффективность продаж и приводят к росту среднего чека. Контролируйте работу мерчандайзеров, обучайте и мотивируйте их.
  • Обновляйте ассортимент. Проводите анализ, какие товары самые покупаемые, и регулярно обновляйте ассортимент, а также вводите новые, более дорогие позиции. Тогда покупателям не будет надоедать одно и то же, а их стремление попробовать что-то новое поможет увеличить средний чек.
  • Обучайте сотрудников. Тренинги помогут научить консультантов продавать более дорогие товары и в большем количестве. Такие навыки позволят увеличить суммы покупок и, соответственно, повысят размер среднего чека.
  • Предлагайте клиенту разные способы оплаты. Возможность расчёта за товар наличными, с помощью банковской карты, в рассрочку или кредит благоприятно сказывается на продажах. Раньше человек отказался бы от покупки, теперь сможет её совершить — цель достигнута.

Подведём итог

  • С помощью среднего чека можно оценить положение дел и эффективность любого мероприятия.
  • Посчитать средний чек несложно, его можно определить по простой формуле. Операцию легко автоматизировать.
  • Вычислять средний чек нужно регулярно, а затем проводить анализ результатов.
  • Есть разные способы увеличить средний чек. Используя их, вы повысите продажи и прибыльность бизнеса.
Кстати о чеках. Для многих компаний использование онлайн-касс при расчётах с покупателями стало обязательным. Но здесь есть и плюс: современный аппарат помогает не только организовать работу в соответствии с требованиями закона, но также облегчить маркировку, товароучёт, расчёты с покупателями и многое другое. Например, всё это умеет делать МТС Касса.

Теги: