Как открыть ООО в 2021 году: пошаговая инструкция

23 июня 2021
ООО — довольно простая форма, а потому весьма популярная среди предпринимателей форма ведения бизнеса. Объясняем новичкам, что нужно сделать для регистрации ООО.

Начинающему бизнесмену приходится принимать сразу много решений: какую форму собственности зарегистрировать, по какой системе выплачивать налоги, где открыть расчётный счёт. Делимся лайфхаком: при расчётно-кассовом обслуживании в МТС Банке можно выбрать максимально выгодный для вашего бизнеса тариф и получать проценты на остаток.

Открыть счёт
Содержание
Развернуть

    Что такое ООО?

    Общество с ограниченной ответственностью — это компания, уставный капитал которой разделён на доли. Участники ООО не отвечают по обязательствам предприятия и несут риск убытков в рамках суммы своей доли. Деятельность ООО в России регламентируется специальным законом.

    Какому бизнесу подходит ООО

    ООО в отличие от ИП — это юридическое лицо, то есть более сложная форма ведения бизнеса с отчётностью. ООО нужно открывать, если:

    • Вы собираетесь вести бизнес вместе с партнёрами.
    • Вы занимаетесь не разрешённой для ИП деятельностью. Чтобы уточнить, можно ли вести бизнес как ИП, нужно изучить закон, регулирующий выбранную сферу. 
    • Вы планируете привлекать инвесторов в обмен на долю в бизнесе.

    Как зарегистрировать ООО?

    Шаг 1. Выбрать способ регистрации

    Есть три пути:

    • Самостоятельная регистрация в ФНС — хлопотно, но будет опыт. Цена вопроса: 4 000 рублей госпошлина и 1 000–1 300 рублей — услуги нотариуса.
    • С участием регистратора — облегчает жизнь, но обходится дороже: до 10 000 рублей плюс госпошлина и услуги нотариуса, как и при самостоятельной регистрации.
    • Покупка готового ООО — проще всего, но есть риск купить общество с тёмным прошлым. Цена: от 20 000 рублей, госпошлина — 800 рублей, нотариус — 1 000–1 300 рублей.

    Рассмотрим путь самостоятельной регистрации.

    Шаг 2. Придумать название

    Нужно придумать полное наименование ООО, сокращённый вариант на русском, одном или нескольких иностранных языках. Например:

    • Общество с ограниченной ответственностью «Морской бриз».
    • ООО «Морской бриз».
    • Ltd Sea breeze.

    Есть ограничения в использовании слов «Россия», «Москва», «Олимпийский» и их производных. Может потребоваться разрешение в Минюсте или другие согласования.

    Шаг 3. Получить юридический адрес

    Юридический адрес — это адрес места, где будет располагаться офис компании. Подтверждение о наличии юридического адреса обычно требуют при регистрации ООО в ФНС, хотя в законе это не прописано.

    Есть три варианта получения юридического адреса:

    1. Арендовать помещение и указать его адрес.
    2. Указать домашний адрес одного из партнёров.
    3. Купить у организации, предлагающей адреса для регистрации ООО. Предварительно проверьте адрес, может, по нему кто-то уже зарегистрировался. Сделать это можно здесь https://pb.nalog.ru.

    Если помещение ваше, подтверждением будет выписка из ЕГРН, арендованное — гарантийное письмо от владельца в произвольной форме.

    Шаг 4. Подобрать коды ОКВЭД

    Выбираем в общероссийском классификаторе коды деятельности, отвечающие бизнесу. Они нужны для ФНС и Росстата и указываются при регистрации ООО. Выбрать можно несколько кодов: один основной и дополнительные, обычно указывают 5–6, но не более 20.

    Фактическая деятельность компании должна совпадать с выбранной по ОКВЭД, иначе будут проблемы с налоговой.

    Шаг 5. Определить уставный капитал

    Минимальный размер деньгами — 10 000 рублей. Учредители могут сделать дополнительный вклад деньгами или использовать для этого ценное имущество: мебель, транспорт, оргтехнику. Доли прописываются в учредительном договоре.

    Участники ООО отвечают по обязательствам компании своей долей, а не личным имуществом, за исключением случая признания ООО банкротом и наложения на партнёров субсидиарной ответственности.

    Внести уставный капитал нужно в течение четырёх месяцев со дня регистрации компании.

    Шаг 6. Подготовить решение или протокол собрания

    Если учредитель один, нужно написать решение об учреждении ООО. В нём указывают наименование ООО, адрес, размер уставного капитала и стоимость долей, порядок и сроки их внесения, а также утвердить устав и руководителя.

    Если ООО открывают партнёры, нужно организовать общее собрание, проголосовать по каждому из перечисленных выше пунктов и принять их. Затем подписать протокол собрания. Экземпляр этого документа отдают каждому партнёру, оставляют в ООО и передают в регистрирующий орган. Сделайте также по экземпляру для нотариуса и банка (могут пригодиться).

    Материал по теме
    Как устроен бизнес: десять полезных книг в экспресс-формате

    Шаг 7. Подготовить договор об учреждении ООО

    Этот документ требуется, если учредителей несколько. В нём прописывают порядок совместной работы партнёров по учреждению ООО, размер уставного капитала, информацию о долях участия, ответственность учредителей.

    Скачать образец документа можно здесь.

    Шаг 8. Принять устав

    Устав — главный документ ООО. В нём определены принципы взаимоотношений с руководителем компании и учредителями. По сути, это свод правил работы ООО, согласно которому разрешаются спорные вопросы.

    Устав можно составить самостоятельно или воспользоваться одним из типовых вариантов, утверждённых приказом Минэкономразвития. При использовании типового устава не нужно создавать отдельный документ — достаточно проставить в заявлении на регистрацию ООО номер выбранного типового устава.

    В любой момент устав можно изменить с согласия учредителей или перейти с типового на индивидуальный вариант, уведомив ФМС.

    Шаг 9. Заполнить заявление на регистрацию ООО

    Заявление заполняется по форме Р11001, и здесь главное — не допустить ошибку, иначе могут отказать в регистрации. Сделать это можно от руки или на компьютере, непосредственно в налоговой или заблаговременно. Подписать его должны все учредители при подаче в ФНС или заранее в присутствии нотариуса.

    В заявлении указывают все сведения об ООО. На предпоследней странице нужно обязательно прописать свой email, так как по новым правилам документы о регистрации направляют в электронном виде. В дальнейшем вы можете забрать и бумажный вариант — сделайте отметку об этом на последней странице и вам подготовят документы.

    Ознакомиться с образцом заявления можно здесь.

    Шаг 10. Оплатить госпошлину

    Удобнее всего создать и оплатить квитанцию на сайте ФНС. Оплата должна пройти после подписания решения / протокола о создании ООО.

    Если в регистрации ООО отказано из-за каких-то ошибок, при повторной подаче документов в течение трёх месяцев оплачивать госпошлину не нужно. Но если бумаги снова вернут — платить придётся заново.

    Шаг 11. Выбрать систему налогообложения

    Если вы не укажете, по какой системе будете платить налоги, то автоматически назначат сложную общую систему. Ознакомиться со всеми возможными вариантами можно здесь.

    Чаще всего ООО работают по УСН (упрощённой системе налогообложения). В дальнейшем систему налогообложения можно изменить. К примеру, перейти с общей системы на УСН можно только с начала нового календарного года, подав заявление в ФНС до 31 декабря текущего года.

    Шаг 12. Подать документы

    Собираем весь пакет документов и вместе с заполненным заявлением и квитанцией об уплате госпошлины подаём в ФНС. Сделать это можно при личном посещении или онлайн.

    Шаг 13. Получить документы о регистрации

    Налоговая рассматривает заявления три дня, после чего на ваш email отправят:

    1. Лист записи в ЕГРЮЛ / ЕГРИП (форма № Р50007).
    2. Свидетельство о постановке на учёт в ФНС.
    3. Устав с отметкой регистратора.

    Убедитесь, что в документах нет ошибок, и смело начинайте бизнес: открывайте расчётный счёт, нанимайте сотрудников, регистрируйтесь в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования.

    Теги: