Отсрочка по онлайн-кассам заканчивается: как ИП работать после 1 июля
9 июня 2021
1 июля 2021 года закончится отсрочка для ИП без наёмных работников по переходу на онлайн-кассы. Директор по продуктам МТС Кассы Сергей Музыкантов рассказал, какие у ИП есть варианты, чтобы не устанавливать кассу, и что делать, если всё-таки придётся выбирать ККТ.
Спойлер: для многих небольших компаний использование онлайн-кассы станет обязательным, а её отсутствие грозит серьёзными штрафами. Но есть выход: если приобрести кассу слишком накладно, аппарат можно взять в аренду.
Согласно 129-ФЗ, у ИП без наёмных сотрудников на любых налоговых режимах при расчётах за услуги, работы и товары собственного производства была отсрочка по кассам до 1 июля 2021 года.
Нового закона с внесением поправок в 54-ФЗ и передвижки сроков перехода нет, так что с 1 июля льгота отменяется. Поэтому отдельным категориям предпринимателей стоит задуматься о смене системы налогообложения или покупке онлайн-кассы.
При каких налоговых режимах можно работать без онлайн-кассы?
Согласно закону 54-ФЗ, работать без кассы можно на патентной системе налогообложения (ПСН), за некоторыми исключениями, и самозанятости.
ПСН
На патенте льготы есть не у всех видов деятельности.
ИП с каким видом бизнеса обязаны перейти на онлайн-кассу
пассажирские и грузовые перевозки всеми видами транспорта;
ветеринария;
проведение спортивных занятий;
охота и её организация;
медицинская и фармацевтическая деятельность;
услуги по прокату;
розница и общепит;
производство молочной продукции;
рыболовство;
автостоянки.
ИП, которые не попали в список, могут продолжать работать без кассы.
Самозанятость
Самозанятым и ИП, которые применяют налоговый спецрежим самозанятого, касса в обязательном порядке не требуется. Однако налог на профессиональный доход (НПД) подходит не всем, и у него есть ограничения:
По доходу — не более 2,4 миллиона рублей в год.
По видам деятельности — можно самостоятельно оказывать услуги, выполнять работы и продавать товары собственного производства. При этом нельзя:
торговать подакцизными и маркированными товарами даже собственного производства, к примеру, готовой одеждой;
перепродавать товары. Допустим, добавить к своим изделиям продукцию, купленную у физических лиц и организаций, не получится;
быть агентами, посредниками, работать по договорам поручения;
добывать и продавать полезные ископаемые.
По найму сотрудников — у самозанятого не должно быть работников по трудовым договорам. Подробнее о самозанятости мы рассказывали здесь.
Что же делать ИП на «упрощёнке» или ЕСХН, у которых 1 июля 2021 года заканчивается отсрочка по онлайн-кассам? Если получится, сменить режим налогообложения и продолжать пользоваться льготой.
Патент или самозанятость: что выбрать?
Разберём несколько примеров.
Антон — ветеринар, сотрудников нет. Когда-то он зарегистрировал ИП и выбрал упрощённую систему налогообложения. Работает без онлайн-кассы, пока есть отсрочка по ККТ. На УСН Антону с 1 июля понадобится касса. Чтобы этого избежать, Антону надо сменить налоговый режим, и у него два варианта — патент или самозанятость. Но на патенте при оказании ветеринарных услуг кассовые чеки обязательны, значит, остаётся самозанятость.
Кристина парикмахер, работает на патенте. Кассы у неё нет. Чтобы не покупать ККТ, Кристине лучше перейти на самозанятость, так как на патенте для парикмахера касса обязательна.
Мария шьёт одежду на заказ, работает на «упрощёнке» без кассы. К 1 июля ей надо перейти на патент или самозанятость. И на том, и на другом налоговых режимах можно не применять кассовую технику. Однако если Мария планирует нанимать сотрудников, ей больше подойдёт патент, для работы в одиночку — самозанятость.
54-ФЗ всё же позволяет в некоторых случаях не устанавливать кассу. Такое допустимо для некоторых видов бизнеса.
Какие направления бизнеса освобождены от использования онлайн-касс
продажа бумажных газет и журналов;
реализация ценных бумаг;
общепит в столовых образовательных учреждений;
продажи товаров на рынках, ярмарках, выставках. Но есть исключения в части помещений и категорий товаров — без кассы нельзя продавать маркированную продукцию;
разносная торговля, кроме реализации технически сложных и маркированных товаров, а также продуктов с определёнными условиями хранения;
продажа в киосках мороженого, безалкогольных напитков, молока и воды, а из автоцистерн — кваса, растительного масла, рыбы, керосина;
сезонная торговля вразвал овощами и фруктами;
приём от населения стекла и утиля, кроме лома металла, в том числе драгоценного, и драгкамней;
продажа лекарств и медицинские услуги в сёлах;
ремонт и окраска обуви;
изготовление и ремонт металлогалантереи;
продажа изделий народных промыслов собственного изготовления;
услуги сиделки и няни;
вспашка огородов и распиловка дров;
услуги носильщиков;
изготовление ключей;
продажа бахил;
сдача ИП в аренду квартир, находящихся в его собственности;
религиозные обряды и церемонии, продажа предметов культа и соответствующей литературы, но только на территории религиозных организаций;
платные услуги в библиотеках по перечню, установленному Правительством РФ;
продажа с рук билетов или абонементов в государственные и муниципальные театры.
Также, согласно 54-ФЗ, касса для ИП и юрлиц не нужна в следующих ситуациях:
Речь идёт об отдалённой и труднодоступной местности, где нет интернета. Список таких мест устанавливается региональными властями. Вместо чека продавец там должен выдать документ с обязательными реквизитами по установленным правилам.
Безналичные расчёты производятся между юрлицами и ИП. Но если сотрудник компании оплачивает покупки корпоративной картой, продавцы обязаны пробивать чеки.
Например, ИП по договору с организацией оказывает услуги трансфера, за что получает фиксированную сумму на свой расчётный счёт. К предпринимателю обратился сотрудник заказчика и попросил выполнить разовую заявку вне договора, оплатил работу корпоративной картой. В подобных случаях ИП обязан применять контрольно-кассовую технику и выдавать кассовые чеки.
Можно ли принимать оплаты картой без установки онлайн-кассы?
Можно. Способы оплаты — наличными или банковской картой — не связаны с тем, есть у вас касса или нет. Так что если вы по 54-ФЗ можете работать без кассы, это не значит, что вам запрещено принимать оплату картами.
Безналичные оплаты ИП могут принимать через терминал эквайринга и выдавать покупателю чек, подтверждающий оплату. Чтобы подключить эквайринг, достаточно быть зарегистрированным ИП, в том числе на самозанятости. Дальше — открыть расчётный счёт в банке и заключить договор на услуги эквайринга.
Как выбрать онлайн-кассу?
Если у вас не получается сменить налоговый режим, а бизнес не попадает в исключения, установленные 54-ФЗ, без кассы уже никак не обойтись. Поэтому после отмены отсрочки по онлайн-кассам для ИП остаётся лишь грамотно выбрать технику, чтобы потом не пришлось её менять. Для этого:
Обращайте внимание не только на цену, но и на технические параметры — не все кассы могут подойти под особенности бизнеса. Например, для работы на выезде главным критерием будет мобильность кассы и время работы без подзарядки. Интернет-магазины и курьеры могут работать через удалённую кассу и выдавать чеки в электронном виде.
При выборе кассы уточните, поддерживает ли она Систему быстрых платежей. Выгода в том, что комиссия при таком методе расчётов намного ниже, чем за эквайринг: всего 0,4–0,7%.
Узнайте, есть ли возможность взять кассу в аренду: такой вариант может быть менее накладным, чем приобретение аппарата.
Кассу выбрали. Что дальше?
Зарегистрируйте ККТ и фискальный накопитель на сайте ФНС.
Заключите договор с ОФД (оператором фискальных данных).
Настройте технику — заведите товары, налоговый режим, ставки НДС, если есть, и другие параметры.
Проводите продажи через кассу с выдачей покупателям фискальных документов — бумажных или электронных чеков.
Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой инспекции и настроить технику лучше до 1 июля 2021 года, чтобы не терять выручку. Ещё один момент: у ИП, которые только сейчас купят кассу, нет права на получение налоговых вычетов в размере 18 000 рублей на приобретение ККТ.
Кстати, онлайн-кассы не только пробивают чеки в соответствии с требованиями закона, но ещё и решают десятки важных задач предпринимателей. В том числе облегчают маркировку, товароучёт, расчёты с покупателями и многое другое.