Отсрочка по онлайн-кассам заканчивается: как ИП работать после 1 июля

9 июня 2021
Отсрочка по онлайн-кассам заканчивается: как ИП работать после 1 июля

1 июля 2021 года закончится отсрочка для ИП без наёмных работников по переходу на онлайн-кассы. Директор по продуктам МТС Кассы Сергей Музыкантов рассказал, какие у ИП есть варианты, чтобы не устанавливать кассу, и что делать, если всё-таки придётся выбирать ККТ.

Спойлер: для многих небольших компаний использование онлайн-кассы станет обязательным, а её отсутствие грозит серьёзными штрафами. Но есть выход: если приобрести кассу слишком накладно, аппарат можно взять в аренду.

Арендовать онлайн-кассу

У кого была отсрочка применения ККТ до 1 июля?

Согласно 129-ФЗ, у ИП без наёмных сотрудников на любых налоговых режимах при расчётах за услуги, работы и товары собственного производства была отсрочка по кассам до 1 июля 2021 года.

Нового закона с внесением поправок в 54-ФЗ и передвижки сроков перехода нет, так что с 1 июля льгота отменяется. Поэтому отдельным категориям предпринимателей стоит задуматься о смене системы налогообложения или покупке онлайн-кассы.

При каких налоговых режимах можно работать без онлайн-кассы?

Согласно закону 54-ФЗ, работать без кассы можно на патентной системе налогообложения (ПСН), за некоторыми исключениями, и самозанятости.

ПСН

На патенте льготы есть не у всех видов деятельности.

ИП с каким видом бизнеса обязаны перейти на онлайн-кассу

ИП, которые не попали в список, могут продолжать работать без кассы.

Самозанятость

Самозанятым и ИП, которые применяют налоговый спецрежим самозанятого, касса в обязательном порядке не требуется. Однако налог на профессиональный доход (НПД) подходит не всем, и у него есть ограничения:

  1. По доходу — не более 2,4 миллиона рублей в год.
  2. По видам деятельности — можно самостоятельно оказывать услуги, выполнять работы и продавать товары собственного производства. При этом нельзя:
    • торговать подакцизными и маркированными товарами даже собственного производства, к примеру, готовой одеждой;
    • перепродавать товары. Допустим, добавить к своим изделиям продукцию, купленную у физических лиц и организаций, не получится; 
    • быть агентами, посредниками, работать по договорам поручения;
    • добывать и продавать полезные ископаемые.
  3. По найму сотрудников — у самозанятого не должно быть работников по трудовым договорам. Подробнее о самозанятости мы рассказывали здесь.

Что же делать ИП на «упрощёнке» или ЕСХН, у которых 1 июля 2021 года заканчивается отсрочка по онлайн-кассам? Если получится, сменить режим налогообложения и продолжать пользоваться льготой.

Патент или самозанятость: что выбрать?

Разберём несколько примеров.

  1. Антон — ветеринар, сотрудников нет. Когда-то он зарегистрировал ИП и выбрал упрощённую систему налогообложения. Работает без онлайн-кассы, пока есть отсрочка по ККТ. На УСН Антону с 1 июля понадобится касса. Чтобы этого избежать, Антону надо сменить налоговый режим, и у него два варианта — патент или самозанятость. Но на патенте при оказании ветеринарных услуг кассовые чеки обязательны, значит, остаётся самозанятость.
  2. Кристина парикмахер, работает на патенте. Кассы у неё нет. Чтобы не покупать ККТ, Кристине лучше перейти на самозанятость, так как на патенте для парикмахера касса обязательна.
  3. Мария шьёт одежду на заказ, работает на «упрощёнке» без кассы. К 1 июля ей надо перейти на патент или самозанятость. И на том, и на другом налоговых режимах можно не применять кассовую технику. Однако если Мария планирует нанимать сотрудников, ей больше подойдёт патент, для работы в одиночку — самозанятость.
Материал по теме
Как открыть ИП в 2021 году: пошаговая инструкция

Кто может работать без онлайн-кассы?

54-ФЗ всё же позволяет в некоторых случаях не устанавливать кассу. Такое допустимо для некоторых видов бизнеса.

Какие направления бизнеса освобождены от использования онлайн-касс

Также, согласно 54-ФЗ, касса для ИП и юрлиц не нужна в следующих ситуациях:

  • Речь идёт об отдалённой и труднодоступной местности, где нет интернета. Список таких мест устанавливается региональными властями. Вместо чека продавец там должен выдать документ с обязательными реквизитами по установленным правилам.

  • Безналичные расчёты производятся между юрлицами и ИП. Но если сотрудник компании оплачивает покупки корпоративной картой, продавцы обязаны пробивать чеки.

    Например, ИП по договору с организацией оказывает услуги трансфера, за что получает фиксированную сумму на свой расчётный счёт. К предпринимателю обратился сотрудник заказчика и попросил выполнить разовую заявку вне договора, оплатил работу корпоративной картой. В подобных случаях ИП обязан применять контрольно-кассовую технику и выдавать кассовые чеки.

Можно ли принимать оплаты картой без установки онлайн-кассы?

Можно. Способы оплаты — наличными или банковской картой — не связаны с тем, есть у вас касса или нет. Так что если вы по 54-ФЗ можете работать без кассы, это не значит, что вам запрещено принимать оплату картами.

Безналичные оплаты ИП могут принимать через терминал эквайринга и выдавать покупателю чек, подтверждающий оплату. Чтобы подключить эквайринг, достаточно быть зарегистрированным ИП, в том числе на самозанятости. Дальше — открыть расчётный счёт в банке и заключить договор на услуги эквайринга.

Как выбрать онлайн-кассу?

Если у вас не получается сменить налоговый режим, а бизнес не попадает в исключения, установленные 54-ФЗ, без кассы уже никак не обойтись. Поэтому после отмены отсрочки по онлайн-кассам для ИП остаётся лишь грамотно выбрать технику, чтобы потом не пришлось её менять. Для этого:

  • Обращайте внимание не только на цену, но и на технические параметры — не все кассы могут подойти под особенности бизнеса. Например, для работы на выезде главным критерием будет мобильность кассы и время работы без подзарядки. Интернет-магазины и курьеры могут работать через удалённую кассу и выдавать чеки в электронном виде.
  • При выборе кассы уточните, поддерживает ли она Систему быстрых платежей. Выгода в том, что комиссия при таком методе расчётов намного ниже, чем за эквайринг: всего 0,4–0,7%.
  • Узнайте, есть ли возможность взять кассу в аренду: такой вариант может быть менее накладным, чем приобретение аппарата.

Кассу выбрали. Что дальше?

  1. Зарегистрируйте ККТ и фискальный накопитель на сайте ФНС.
  2. Заключите договор с ОФД (оператором фискальных данных).
  3. Настройте технику — заведите товары, налоговый режим, ставки НДС, если есть, и другие параметры.
  4. Проводите продажи через кассу с выдачей покупателям фискальных документов — бумажных или электронных чеков.

Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой инспекции и настроить технику лучше до 1 июля 2021 года, чтобы не терять выручку. Ещё один момент: у ИП, которые только сейчас купят кассу, нет права на получение налоговых вычетов в размере 18 000 рублей на приобретение ККТ.

Кстати, онлайн-кассы не только пробивают чеки в соответствии с требованиями закона, но ещё и решают десятки важных задач предпринимателей. В том числе облегчают маркировку, товароучёт, расчёты с покупателями и многое другое.

Теги:

Подпишитесь на канал МТС в Telegram
МТС Офишиал
МТС Офишиал
Новости экосистемы. Статьи о технологиях. Разыгрываем гаджеты. Дарим промокоды.