Как купить готовый бизнес: что учесть и не прогадать
Кризис — это ещё и время возможностей. Допустим, вы решили купить небольшой бизнес: магазин, кофейню, студию танцев — что угодно. Дело вам близко, а идея кажется замечательной: база уже есть, поднимать проект с нуля не придётся. Но так ли всё очевидно? Давайте разбираться.
Проверить контрагентов, бесплатно запустить программу лояльности: непростые времена особенно пригодятся полезные и бюджетные сервисы, созданные для небольших компаний. Их оценят и опытные предприниматели, и те, кто только делает первые шаги в бизнесе.
Узнать большеПлюсы и минусы покупки готового бизнеса
Плюсы очевидны: налаженный бизнес-процесс, клиентская база, связи с контрагентами, готовый персонал и возможность быстрее получить доход, чем при раскрутке нового бизнеса.
Минусы заключаются в рисках: вместе с готовым бизнесом вы можете купить и готовые проблемы, о которых владелец скромно промолчит, — долги, нерентабельность, плохую репутацию. Никто не сознается, что продаёт бизнес
Варианты покупки готового бизнеса
Франшиза
В этом случае покупается не сам бизнес, а лицензия на бренд, плюс вы получаете бизнес-план и содействие в открытии и развитии. Остальное придётся делать самостоятельно: искать помещение, нанимать людей, отлаживать процесс продажи и доставки товара, давать рекламу.
Плюсы:
- франчайзер передаёт готовую схему ведения бизнеса;
- оказывает помощь в открытии ИП и расчётного счёта;
- есть готовые материалы для рекламной кампании;
- продвигать раскрученное имя проще, чем новое.
Минусы:
- кроме трат на открытие придётся заплатить паушальный взнос (разово при покупке франшизы) и роялти (ежемесячный процент от оборота);
- правила и принципы работы диктует франчайзер.
Действующий бизнес
В этом случае речь идёт о покупке предприятия «со всеми потрохами»: именем, процессом, помещением, людьми.
Плюсы:
- можно оценить эффективность бизнеса по истории развития;
- бизнес-процесс отлажен, работа продолжится без паузы;
- можно менять и масштабировать бизнес на своё усмотрение.
Минусы:
- возможны проблемы с контрагентами;
- неэффективных работников придётся уволить, новых — найти;
- могут всплыть долги и штрафы;
- в процессе работы могут выявиться ошибки в организации процесса.
Что нужно учесть и как избежать неприятностей
Очень важно понять, почему бизнес продаётся. В случае франшизы это способ заработка, а если это действующее и тем более успешное дело, нужно разобраться. Возможно, собственник переезжает в другой регион, перегорел или перерос своё детище, развивает новое дело и не может тянуть два бизнеса. А может быть, хочет уйти на покой или ему срочно нужны деньги.
Основные проблемы, с которыми можно столкнуться при покупке готового бизнеса:
- долги и штрафы в ФНС и внебюджетные фонды;
- задолженности перед контрагентами, кредиторами;
- убыточность
из-за ошибок в управлении (поправимо); - убыточность
из-за неудачного расположения магазина или ресторана (часто непоправимо); - проблемы с законом.
Какие документы нужно проверить при покупке готового бизнеса?
-
Учредительные
Запросите свидетельство о регистрации ИП или юридического лица, копию устава и лицензии. Сверьте данные со сведениями в ЕГРЮЛ. Это поможет определить фирму-фальшивку.
-
Отчётность и справки об отсутствии долгов
Интерес представляет бухгалтерская и финансовая документация, позволяющая оценить доходность бизнеса. Желательно, чтобы собственник дал вам доверенность и вы самостоятельно запросили сведения об отсутствии долгов в ФНС и фондах, это исключит подлог. Можно также нанять независимого аудитора, который проведёт проверку и даст заключение.
-
Документы на право собственности
Нужно проверить документы на помещение и оборудование. Владелец может сказать, что это его собственность, и поставит высокую цену продажи. По факту окажется, что помещение в аренде или взято в кредит, заложено или находится под арестом. Оборудование может быть приобретено на условиях лизинга.
Из-за этого у вас появятся проблемы: с вами могут расторгнуть договор аренды или увеличить её стоимость, придётся гасить долги по кредиту и т. п. -
Договоры с контрагентами
Запросите оригиналы договоров с поставщиками, арендодателями и другими партнёрами, а также трудовые договоры с сотрудниками. Проверьте их, обращая особое внимание на сроки действия и условия при смене собственника. Иначе к моменту запуска можно остаться без поставок, помещения и персонала.
Как оценить стоимость готового бизнеса?
Разобраться в этом вопросе нужно как минимум по двум причинам:
- понять, не завышена ли цена, и, если это так, торговаться;
- оценить окупаемость инвестиций и перспективы развития.
Оценка бизнеса предполагает комплексный расчёт стоимости всего имущества компании: помещений, интерьера, оборудования, запасов на складе. Сделать это можно самостоятельно или с помощью привлечённых специалистов.
Также нужно учесть текущую доходность и перспективы. Для небольшого бизнеса оптимален доходный подход: рассчитывается чистая прибыль за год и сравнивается с предполагаемыми вложениями. Если инвестиции окупятся за 2–3 года — покупка выгодна, если нет — хорошенько подумайте.
Когда решение о покупке принято, остаётся оформить договор передачи прав. Сделайте это вместе с опытным юристом, чтобы избежать возможных споров в будущем.